Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Чебоксарская
Адрес:
Чувашская Республика, Чебоксары, улица Коммунальная Слобода, 32
Телефон:
+7 (8352) 620292

+7 (8352) 620462
E-mail:
monastir21@yandex.ru
Дата основания:
1899
дата восстановления:
1991

История

В 1555 году к месту, где сейчас расположен Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь, причалил архиепископ Гурий, направленный царем Иваном IV Грозным в присоединенные к Московскому государству земли Казанского ханства. Церковный историк А. Можаровский писал, что «для одержания окончательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно – мечом духовным, иже есть глагол Божий, победить верою, христианским православием». Таковую задачу и поставили перед архиепископом Гурием. Место встречи знаменитой иконы было названо Владимирской горкой. В честь встречи городской святыни, по указумитропалита Тихона,  в 1716г. была основана Сретенская мужская пустынь с храмом, посвященным иконе Владимирской Божией Матери.

Начало этой обители положили монах Иов, называемый в документах строителем, и 17 монахов, среди которых упоминаются также имена иеромо­наха Иоила и иеродиакона Иакова.

В 1725 г. Сретенская Владимирская пустынь была присоединена к Троицкому мужскому монастырю. Со временем пустынь стала приходить в упадок и требовала значительного ремонта. Доход же Троицкому монастырю она доставляла весьма незначительный и была отчислена от Чебоксарского Троицкого монастыря. Владимирская пустынь оставалась приходской церковью.

Инициатором создания обители для женщин была игуменья Козмодемьянского женского монастыря Варвара, бывшей первой игуменией Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря, прибывшая в Казан­ский край из Рижской епархии. В пользу новой общины она передала 24 десятины земли, принад­лежавших ее монастырю и находившихся в 12 вер­стах от Владимирской горки.

Указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 мая 1899г. было определено: «Упраздненную Владимирскую мужскую пустынь, Чебоксарского уезда, обратить в женскую того же наименования чувашскую общину, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства, с причислением её к Козьмодемьянскому женскому монастырю».

По получении этого указа Высокопреосвященнейший Арсений сделал распоряжение, чтобы настоятельница Козьмодемьянского женского монастыря позаботилась о приспособлении Владимирской Чебоксарской пустыни к открытию в ней женской общины. В начале сентября работы к открытию женской общины были закончены.

Главный придел был назван в честь Владимирской Божией Матери, правый - в честь преп. Арсения Великого. Левый придел был освящен в 1862г. уже Высокопреосвященнейшим Афанасием, Архиепископом Казанским  во имя Сретения Господня. Заведовала общиной монахиня Арсения. При общине в 1900г. открылась церковно-приходская школа для девочек-сирот.

Живое участие и поддержку в становлении жизни новой общины принимал архи­епископ Казанский и Свияжский Арсений. Не слу­чайно вновь восстановленный престол был освящен во имя Владимирской Божьей Матери и преподоб­ного Арсения Великого. Таким образом, покрови­телем обители стал не только пользовавшийся в епархии чрезвычайным уважением архипастырь, но и небесный святой.

Особую роль в обустройстве общины сы­грал один из богатейших чебоксарских купцов А.П Ас­траханцев. Он не только выделил необходимые сред­ства на возведение новых и ремонт старых построек, но и лично наблюдал за ходом строительства. Во многом благодаря именно его усилиям, все необходи­мые работы по приспособлению бывшей пустыни к открытию женской общины были произведены в течение всего одного года.

К 1914г. в общине кроме трехпрестольного храма имелся деревянный больничный храм в больничном корпусе.

До 1917 г. здесь были построены несколько деревянных корпусов для монашествующих, а также различные хозяйственные постройки: просфорная, снабжавшая почти все городские церкви просфорами, живописная и чеканная, золотошвейная, где монахини шили церковные облачения. Были построены баня, скотный двор. При общине была устроена новая школа со спе­циальной квартирой для учительницы. Ниже холма, близ реки был выкопан пруд для разведения рыбы, а на месте старых берез и ив в 1905 г. разбит плодовый сад. Примечательно, что лучшие городские сады бо­гатейших горожан Астраханцева, Ефремова, Кушева, Эннатского вместе взятые, не могли сравниться ни по площади, ни по количеству фруктовых деревьев с садом общины. На участке земли в 1 десятину 450 кв. са­женей произрастало 250 фруктовых деревьев, среди которых особое место занимали анис, антоновка, боровинка скороспелка и др. Интересно, что некоторые сорта плодовых деревьев ни у кого в Чебоксарах больше не выращивались.

В1924 Владимирская женская община получила статус самостоятельного женского монастыря. Викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий назначает настоятельницей и возводит в сан игумении монахиню Тамару (Сатси). За время существования общины в ней проживало более ста сестер.

Еще одной примечательной особенностью Владимирской горки, явля­лся некрополь, самый древний из имеющихся ныне на территории города. К сожалению сведений о пер­вых захоронениях на этом месте не сохранилось. Известно лишь, что уже в 70-х годах XVIII столе­тия была предпринята попытка закрыть расположен­ное здесь кладбище, правда с оговоркой “погребение в означенной Владимирской пустыни мертвых чело­веческих тел допускать... только по знатности лиц, от которых может происходить вклад”. Уже в те далекие времена это место захоронения считалось почетным. Позволить себе заполучить здесь земель­ный участок могли лишь состоятельные граждане Чебоксар.

С  именем одного из таких богатейших людей города - Прокопия Ефремовича Ефремова связано строительство на Владимирской горке уникального в своем роде архитектурного памятника - семейного храма-усыпальницы, в котором и нашли в начале 1900-х гг. покой сам Ефремов и его жена Екатерина Васильевна.

С 1920г. декреты Советской власти лишали Церковь всего имущества. Под давлением представителей Советской власти Чебоксарский женский монастырь существовал как религиозная община до января 1930г. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны все помещения.

В годы Великой Отечественной войны здесь разме­щалась авторемонтная мастерская. В послевоенное время в здании Владимирской церкви находилось архивохранилище, в котором были сосредоточены фонды учреждений советского периода. Затем оно использовалось под складские помещения.

После закрытия общины игумения Тамара с оставшимися сестрами поселилась недалеко от их бывшего монастыря у благочестивых верующих. В июне 1941г. игумения Тамара была арестована сотрудниками НКВД. Обвинение в шпионаже и антисоветской агитации игумения Тамара отвергала и виновной себя не признала. 31 июля состоялось судебное заседание. Суд приговорил игумению Тамару  к 10 годам лишения свободы.

Игумения Тамара была этапирована в исправительно-трудовую колонию №1 Наркомата Юстиции, находящуюся неподалеку от  города Алатырь Чувашской АССР. Заключенные занимались лесоразработками. Игумения Тамара пережила суровую зиму 1941-42-х годов, когда в период начавшейся войны с Германией в колонии наблюдалась массовая смертность заключенных, от голода и болезней. 1 Мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игумения Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле.

На заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия II 12 октября 2007 года игумения Тамара (Сатси) причислена к собору Новомучеников и исповедников Российских.

Русская Православная Церковь прошла нелегкий путь разорения и гонений.

 С 1989г., когда был принят закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни. В 1989г. Протоиерей Григорий начал хлопотать о возрождении  на «Владимирской горке» женского монастыря, В 1990г. Высокопреосвященнейший Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь.

В июле 1991г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению Архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы  на основании постановления Священного Синода состоялось торжественное открытие монастыря.  Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь».

Игумения Сергия (Рузавина)

Святые и подвижники благочестия

2 / 15 Января, 19 Июля / 1 Августа

Храмы и Богослужения

Настоятельские покои с домовой цер­ковью во имя преподобного Сергия Радонежского
1909 г.
восстановлен в 1992 г.
Настоятельские покои с домовой цер­ковью во имя преподобного Сергия Радонежского (1909) - единственный сохранившийся в Чебоксарах  образец каменно-деревянной постройки с обильным резным декором. Из всех зданий бывшей женской общины уцелел лишь этот дом. Обращает на себя внимание необычность его объемно-пространствен­ной композиции. Поставленный на крутом склоне горы, высокий трехэтажный дом расположен таким образом, что его внушительные объемы можно оце­нить лишь с одной, северо-западной, стороны, в то время как при входе в монастырь мы видим лишь его верхнее деревянное завершение. Оригинально решен и главный вход в здание, устроенный в виде перекидной галереи на уровне третьего этажа. Наи­большую художественную ценность представляет обильная сквозная пропильная резьба оконных наличников и венчающего дом карниза, выполненная с тонким вкусом и большим мастерством. Украше­нием каменной части здания служит сама кирпичная кладка, построенная на чередовании боковых и торцевых граней кирпича, что исключало необходи­мость применения фасадной штукатурки. Первона­чально, при постройке сооружения, размещенный внутри него храм был освящен во имя апостола Иакова и преподобной мученицы Евгении. Несмот­ря на сравнительно небольшой объем помещения церкви, в ней находилось до 40 икон, среди которых была одна древнего письма - Благовещения Божьей Матери. В советское время постройка длительное время использовалась как студенческое общежитие. Новое освящение храма состоялось в 1992 г.  Сейчас в этой церкви проходит пострижение в монашеский чин.

В храме хранятся святыни – частицы мощей прп. Сергия игумена Радонежсского и его родителей - Кирилла и Марии; святого Симеона Верхотурского, преподобных Моисея Угрина и Авраамия трудолюбивого, священомученика Харлампия, 14 000 мучеников младенцкв, от Ирода в Вифлееме убиенных; преподобной Софии Суздальской и преподобных матерей Дивеевских – Александры, Марфы и Елены.

Храм в честь Преображения Господня
Храм Преображения Господня - бывшая церковь Владимирской иконы Божьей Ма­тери. Трехпрестольный храм, характерный памятник архитектуры "московского барокко". Сохраняя общие художественно-композиционные черты данного стиля (восьмерик на четверике, с гребешковым завершением карниза, характерные восьми­гранные окна верхнего света на южном и северном фасадах), сооружение имеет весьма аскетичную де-корировку: углы основных объемов решены лишь в виде лопаток, крайне скупа отделка оконных про­емов. С западной стороны к храму примыкает шат­ровая колокольня. Удачно найденные древними зод­чими пропорции архитектурного комплекса церкви, венчающей холм, придают ей чрезвычайно вырази­тельный и монументальный облик при фактически весьма скромных объемах. Мастерство и тонкое природное чутье строителей позволили им создать на редкость гармонирующий с природой памятник, прекрасно воспринимающийся практически с любой точки обзора.

Согласно описи храма, составленной в 1920 г., в нем насчитывалось до 70 икон, многие из которых имели серебряные и позолоченные оклады, отделанные драгоценными и полудрагоценными камнями, а также богатые деревянные рамы. На храмовой колокольне было установлено шесть колоколов. Из них два самых крупных весили 49 и 35 пудов.

В советский период храм использовался под различные хозяйственные нужды. Так, 8 июля 1925 г. решением Малого Президиума Исполни­тельного Комитета Чувашской АССР здание церкви было передано под первый в городе пионерский клуб. Однако открыт он все же был в другом месте. В годы Великой Отечественной войны здесь разме­щалась авторемонтная мастерская. В послевоенное время в здании Владимирской церкви находилось архивохранилище, в котором были сосредоточены фонды учреждений советского периода. Затем оно использовалось под складские помещения.

После передачи участка Владимирской гор­ки Чебоксарско-Чувашской епархии здание храма было восстановлено и вновь освящено в 1990 г., а с открытием здесь Спасо-Преображенского женского монастыря отдано в его распоряжение.

Центральный предел – в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа – украшает четырехъярусный иконостас, увенчанный распятием. Первый ярус расписан в 1990-1991 годах местным иконописцем Геннадием Яковлевым. Иконы третьего и четвертого ярусов писаны мастерами 18-19 веков – это дар монастрыю от митропалита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. Божией милостью в алтаре центральной части храма сохранилась старинная фреска – «Господь Вседержитель».

В 1996 году обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий ||

Глава русской православной церкви преподнес в дар монастырю икону cвятого праведного Иоанна Кронштадского, которая нашла достойное место в центральной части храма.

Здесь же находится икона Иверской Божией Матери привезенная с Афона, икона преподобного Сергия Радонежского, Николая чудотворца, Иоанна многостродального (Киево-Печерского) с частицами мощей. И множество других почитаемых икон.

Правый предел храма посвящен иконе Владимирской Божией Матери. Здесь тоже по милости Божией сохранился большой фрагмент росписи 19 века – Бог Саваоф. По характеру со­хранившегося изображения - это поздняя академи­ческая живопись, выполненная, очевидно, на рубеже XIX-XX вв. масляными красками. А Горнее место теперь украшает икона «Господа Вседержителя» современного софринского письма. 

Женские монастыри всегда находились под покровом Богородицы. Коснулась благодати и наша обитель – в июне 1995 года замироточили иконы Спасителя и Почаевской Божией Матери, что в правом пределе храма, на иконостасе. Чудо мироточения – сведетельство того, что не оставляет нас Господь и Царица Небесная своими милостями, укрепляя в вере,  давая надежду на спасение.

Левый предел посвящен преподобному Серафиму Саровскому. В этой части храма находится одна из священных реликвий монастрыря - икона преподобного «молитвенный подвиг на камне», отображеная в 2003 году на стекле. И ликов преподобного Серафима Саровского в храме стало два: один – рукатворный, другой – нерукатворный.  

В этом же пределе находится икона преподобномученицы игумении Тамары.


Часовня на святом источнике в честь иконы Божией Матери «Владимирская»
2007 г.
Часовня была построена в 2007 году и освящена митропалитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь иконы Владимирской Божией Матери. На молебен к иточнику приходят на праздники - Крещения Господня, Святого Духа, Владимирской Божией Матери. Так же источник освящается в праздники - прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и на престольный праздник Преображения Господня. В эти дни можно брать святую воду с источника и окунаться в купели.
Часовня упокоения отцов, братий и сестер святой обители сия
1993 г.

Еще одной примечательной особенностью Владимирской горки, явля­ется некрополь, самый древний из имеющихся ныне на территории города. К сожалению сведений о пер­вых захоронениях на этом месте не сохранилось. Известно лишь, что уже в 70-х годах XVIII столе­тия была предпринята попытка закрыть расположен­ное здесь кладбище, правда с оговоркой “погребение в означенной Владимирской пустыни мертвых чело­веческих тел допускать... только по знатности лиц, от которых может происходить вклад”. Уже в те далекие времена это место захоронения считалось почетным. Позволить себе заполучить здесь земель­ный участок могли лишь состоятельные граждане Чебоксар.

С  именем одного из таких богатейших людей города - Прокопия Ефремовича Ефремова связано строительство на Владимирской горке уникального в своем роде архитектурного памятника - семейного храма-усыпальницы, в котором и нашли в начале 1900-х гг. покой сам Ефремов и его жена Екатерина Васильевна.

Грянувшая революционная эпоха существен­ным образом повлияла на судьбу этого старинного городского уголка и его обитателей: прекратила свое существование монашеская община, усыпальница стала использоваться для хозяйственных нужд, было стерто с лица земли и кладбище...

В июле 1993 года была построена часовня в древне-русском стиле, которую увенчивает купол с крестом - в память здесь погребенных отец и братий, сестер и благотворителей святой обители сия.

Вновь появилось монастырское кладбище, где покоются – протоиерей Иоанн Рузавин (1914-1994), бывший секретарь митраполита Варнавы и дядя игумении Сергии. Несколько насельниц монастыря. Также покоются останки людей, обнаруженные в ходе проводившихся на владимирской горке строительных работ. По свидетельствам очевидцев погребальные склепы были обнаружены в районе современных монастырских ворот, а также несколько метров севернее малой часовни.

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
7 : 0
Божественная литургия
16 : 0
Вечернее богослужение
- если в пятницу вечером нет полиелейной или славословной службы, то в конце ее служится Параклисис - канон и акафист Божией Матери на распев. - если в воскресение вечером нет полиелейной или славословной службы, то вместо второй кафизмы поется акафист Иисусу Сладчайшему.
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
6 : 0
Полунощница с акафистом

Служение

Воскресная школа
При монастыре действует воскресная школа. Здесь рассказывают детям об основах православия. Они изучают закон Божий, готовятся к большим праздникам - ставя театральные сценки, учась петь в хоре, рассказывая стихи, делая творческие поделки  и многое другое, что касается нашей православной веры. Для них это не только новый предмет, они впитывают в себя истину нашей жизни.
Дом милосердия


Контактная информация

Как добраться?

До монастыря можно доехать на 331 маршрутке, на автобусе № 16 , до остановки Владимирская горка.

Возврат к списку