Свенский Успенский мужской монастырь п. Супонево Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Брянская область, Брянский район, Супоневское сельское поселение, село Супонево, улица Фрунзе, 1Б
Телефон:
+7 (4832)92-20-74
E-mail:
svenmon32@gmail.com
Сайт:
Дата основания:
1288
дата восстановления:
1992

История

Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

В 1288 году, когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, памятуя об иконе, исцелявшей недуги, послал в Киево-Печерскую Лавру за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.
Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника».

Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.
При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: “Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.

Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.

Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.

Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.
Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.
Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
Как и все святые обители, Свенский монастырь был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.

На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

Наместник

Игумен Алексий (Тюрин)


Храмы и Богослужения

Надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери «Свенская»
2005 — 2006 гг.
Часовня святого источника Свято-Успенского монастыря по благословению Преосвященнейшего Феофилакта, епископа Брянского и Севского, при наместнике обители архимандрите Никодиме(Анискине), на средства Прокофьева С.А., братии монастыря и граждан города Брянска построена в период с 2005 по 2006 год.
Успенский собор
В 1712-1715 гг. Успенский собор был построен заново.

В 1744 году путешествовавшая императрица Елизавета Петровна посетила Свенский монастырь. Успенский собор она застала в полуразрушенном состоянии и пожаловала на строительство нового храма 6 тыс. рублей золотом. Так началась новая глава в истории памятника архитектуры. В соответствии с царским указом от 3 апреля 1748 года деньги поступили в монастырь.

Успенский собор был заложен на высоком, ровном и безопасном месте в центре монастыря, 3 мая 1749 года свенские монахи направили в Киев прошение о разрешении строительства соборной церкви.

Имя архитектора, по проекту которого возводился Успенский собор, долгое время вызывало споры. Назывались имена крупнейшего представителя русского барокко Растрелли, московского архитектора И. Мичурина. Документы Центрального государственного исторического архива Украины позволяют утверждать, что уже в 1744 году И. Мичурин представил на рассмотрение проект и модель собора. Они оказались выдержаны в духе лучших традиций древнерусского зодчества. 30 июля 1749 года собор был заложен. Руководил строительными работами архитектор Иоганн Битнер.

Во время строительства возникли непредвиденные сложности. Новый наместник монастыря Гервасий нашел, что уже возведенные каменные столбы были обрублены, и само здание «перепорчено». Потребовалась, говоря современным языком, экспертиза проекта. И в начале 1752 года планы и модель собора отправляются в Петербург к оберархитектору Растрелли. Заключение специалистов оказалось однозначным: «переправки учинены весьма безрассудно ... по опасности того строения». Вскоре Гервасий получил отставку, постройка вновь была переделана, а дальнейшие работы велись строго по проекту И. Мичурина.

Архитектор И. Битнер стремился наверстать упущенное. Он ежедневно требовал на строительство до двухсот каменщиков, столько же кирпичников, четыреста пеших и до двухсот конных рабочих. В июне 1756 года «церковь постройкой возведена до кровли и своды закреплены». Но к этому времени И. Битнер умер. Руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Киево-Печерской Лавры Кондрату Стефанову, который в основном их завершил к осени 1757 года. В конце следующего года Синод выдал грамоту на освящение церкви.

В 1800 году, при игумене Мануиле, на соборно-монастырской Успенской церкви позлащен главный купол червонным золотом.

В 1930г, считая нецелесообразным использование здания Успенского собора для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), окружной исполком принял решение его разобрать. Собор был взорван.

В 2005 г были проведены первоочередные работы по разбору руин Собора и инженерно-археологическому обследованию фундаментов.

В 2010 году был учрежден Попечительский совет по воссозданию Успенского собора Свенского монастыря.

25 октября 2011 года начаты работы по воссозданию Успенского собора.
Храм в честь Преображения Господня
1742 г.
Преображенская церковь возведена в 1742 году на средства брянского купечества. Здесь, вероятно, существовала более древняя церковь.

Первый ярус церкви образован воротами. На второй ярус ведут каменные лестницы. Он выполнен в виде галереи, украшенной полуциркульными арками на низких массивных столбах. Галерея охватывает этаж с трех сторон. На ней вход в основной прямоугольный неф церкви и в алтарную пристройку. В одном из описаний говорилось, что здесь был «иконостас гладкий, весь золоченый... и живопись в нем превосходной работы. Иконостас этот строили московские подрядчики: Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужанин Михайло Медведев». Основной неф церкви увеличен архитекторами подкупольной частью. Над ней возвышается световой барабан, затем небольшой купол и декоративный барабан, увенчанный главой.

Указ на строительство Спасо-Преображенской церкви был выдан в 1734 году. На строительство ушло восемь лет. В 1797 году церковь капитально отремонтировали, при этом был «сломан весь нижний осьмерик», «вновь сделана палуба и по оной покрыто жестью». В 1842 году от сырости рухнуло гульбище, хотя еще в 1840 году над ним соорудили деревянный навес. В 1864 году Свенская ярмарка была переведена в Брянск. Вероятно, что в это время ворота под церковью ликвидировали. Опись 1897 года сообщает, что на их месте существовало помещение для пожарного обоза.
Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских
восстановлен в 2010 г.
Храм в честь Сретения Господня
Время постройки храма не известна. В рукописном монастырском сказании говорится, что он возведен при царе Петре в 1690 году, а из сдаточной описи 1681 года видно, что в то время Сретенская церковь уже существовала. В книге вкладов она упоминается даже под 1678 годом. «Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со освященным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божией Матери, по молитве получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен был крест», — утверждалось в сочинении архимандрита Иеорофея «Брянский Свенский Успенский монастырь».
В 1827 году церковь перенесла сильный пожар, сгорели «верхи, крыша и главы». Пришлось их делать заново, «поправлять стены», заливать вновь своды. В 1883 году был расписан северный фасад вместе с примыкающей к нему оградой. С восточной стороны в это же время пристраивается каменное помещение для привратников. Под церковью существовал погреб «для поклажи всяких казенных вещей».

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
8 : 00
Часы. Божественная литургия. Молебен. Панихида.
По будням
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
10 : 00
Часы. Божественная литургия. Молебен. Панихида.
По: вск.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Акафист Иисусу Сладчайшему


Контактная информация

Как добраться?

До монастыря можно доехать:

1) От железнодорожного вокзала на троллейбусе №1 до конечной «Телецентр», пройти минирынок на остановку автобуса №7, идушего в п. Супонево, и проехать до остановки «Свенский монастырь».

2) От автовокзала на автобусе №7 до остановки «Свенский монастырь».

3) Маршрутки №№45, 36 до остановки «Свенский монастырь».

Возврат к списку