Свято-Николаевский Крупицкий женский монастырь Нежинской епархии Монастыри УПЦ МП
История
По преданию, монастырь основан в древности, на месте явления иконы святителя Николая Мирликийского, и поначалу стоял на полкилометра западнее нынешней усадьбы. Предание также гласит, что иноки и окрестные жители, укрываясь в обители при нападении , утоляли голод чудесно ниспавшими с неба крупами, отчего монастырь и прослыл Крупицким . В 1767 г. архимандрит Варсонофий утверждал, что те крупы «хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы» . Рассказ о чуде записал , в XIX в. или ранее лист с записью был утрачен, в принадлежащем обители напрестольном Евангелии митрополит Димитрий (Туптало), бывший здесь в конце XVII в. настоятелем в сане игумена, а позже ставший митрополитом Ростова Великого (†1709).
В монастырском синодике конца XVII – кон. XIX вв. , который после революции находился в Конотопском краеведческом музее, в 1937 г., а часть книги отделена и передана в Черниговский исторический музей, митрополит Димитрий отметил, что, «по давнем места сего опустении», в пределах будущей новой усадьбы обители долго жила пустынницей инокиня Макрина, после которой здесь поселились иноки .
С 1633 г. документы указывают имена настоятелей монастыря. Видным подвижником был настоятель игумен Исаакий (Григорович). Он управлял обителью в 1669-1672 гг. Затем принял схиму и оставался наставником братии до самой кончины в 1677 г. В надгробной эпитафии о. Исаакию, составленной свт. Димитрием, есть слова: «Душа его со святыми обитает, тело же его нетленно в сем месте пребывает» .
В 1679-1681 гг. в числе братии монастыря подвизался в сане иеромонаха свт. Димитрий (Туптало), будущий митрополит Ростовский, знаменитый проповедник и писатель, приглашенный гетманом Украины Иваном Самойловичем в соседний с обителью город Батурин, служивший гетманской резиденцией.
В 1680-1681 гг. в монастыре был окончен и освящен каменный пятиглавый Свято-Николаевский собор. Он сооружался на средства генерального судьи Украины Ивана Домонтовича, который вскоре почил и был погребен в соборе. Архитектура храма была выдержана в стиле украинского барокко.
На 1682-1683 гг. приходится первый из двух периодов настоятельства свт. Димитрия (Туптало) в Крупицкой обители. Возведенный в 1681 г. в сан игумена, подвижник был назначен на должность настоятеля Максаковского монастыря на Черниговщине, а в 1682 г. переведен на ту же должность в Крупицкий, но в 1683 г. оставил управление братией ради уединенной жизни в стенах обители. В 1684 г. настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), позже митрополит Киевский, (†1707), зная благочестие и таланты свт. Димитрия, предложил ему составить новый свод житий святых Православной Церкви. Подвижник согласился, переехал в Лавру и приступил к работе.
В 1685 г. в Крупицком монастыре проживал епископ Гедеон (Святополк-Четвертинский). Притесняемый католическими властями Польши, он оставил находившуюся в их землях Луцко-Острожскую епархию Правобережной Украины и в 1684 г. прибыл в Киев, а после временного проживания в Крупицкой обители стал в 1685 г. митрополитом Киевским (†1690).
1686-1692 гг. явились вторым периодом игуменства свт. Димитрия в Крупицком монастыре. В 1686 г. подвижник вновь принял на себя, по убедительной просьбе митрополита Гедеона и гетмана Самойловича, управление Крупицкой обителью. Не оставляя при этом работы над «Житиями», свт. Димитрий, по его собственным словам, к середине марта 1688 г. «написал житий святых месяцев шесть». В 1689 г. типография Лавры издала 1-й том «Житий». В том же году подвижник совершил поездку в Москву, где объяснил некоторые места в изданных «Житиях», вызвавшие сомнения у патриарха. Желая уделять «Житиям» больше времени, в 1690 г. свт. Димитрий удалился в скит монастыря на месте древней Крупицкой обители, в 1691 г. выстроил там для себя новую келью и в 1692 г. повторно оставил игуменство. В 1693 г. подвижник уже дорабатывал 2-й том «Житий», а в 1694 г. был назначен на должность настоятеля монастыря апп. Петра и Павла в городе Глухове.
13 янв. 1691 г. свт. Димитрий торжественно перенес из Батурина крестным ходом в обитель частицу мощей вмц. Варвары. Так как перенесение состоялось во вторник, свт. Димитрий установил в обители обычай читать по вторникам акафист вмц. Варваре. Старинное описание монастыря добавляет (1862, 1873): «На деревянной доске, находящейся при мощах, изображено 9 чудес, совершившихся по перенесении мощей в обитель».
Подводя итог трудам свт. Димитрия в Крупицкой обители, ее старинное описание гласит (1862, 1873): «Вообще время настоятельства св. Димитрия в Батуринском монастыре было самое счастливое для сего монастыря. Одаренный царскими щедротами, этот монастырь находился тогда в цветущем состоянии. Высокие добродетели монашествующих и их настоятеля привлекали много поклонников, делавших многие пожертвования». К счастью, история сохранила изображение обители рубежа XVII-XVIII вв. – это рисунок на заглавном листе монастырского синодика кон. XVII – кон. XIX вв. (часть книги с этим рисунком хранится в Конотопском краеведческом музее).
В литературе иногда встречается утверждение, что с Крупицким монастырем тесно связана судьба еще одного известного деятеля, а именно: некоторые авторы называют обитель местом кончины Адама Зерникау – архитектора и богослова, немца по происхождению, работавшего в Украине в конца XVII в. и окончившего земную жизнь в православном иноческом чине; однако существует также предположение о кончине Зерникау в Киево-Печерской Лавре, а дневник генерального хорунжего украинской армии Николая Ханенко (1727-1753) называет местом кончины зодчего Невский монастырь Новгородской епархии.
В 1709-1712 гг. обителью управлял игумен Иларион, в миру Иван Мигура, известный украинский гравер. В 1744 г. российская императрица Елизавета Петровна внесла пожертвование на ремонт Свято-Николаевского собора. В 1746-1749 гг. ветхий деревянный храм свт. Николая в скиту заменили новым, также деревянным; к 1859 г. он оставался единственной постройкой скита; рядом показывали курган, где, по преданию, явился образ свт. Николая, и фундаменты трехкомнатной кельи, которую воздвиг для себя свт. Димитрий в 1691 г.
В 1-й половине XIX в. большинство основных построек монастыря заменили каменными, но сердцем их преображенного ансамбля остался Николаевский собор.
После революции 1917 г. обитель закрыли. В советское время часть монастырских сооружений, включая собор, разобранный на кирпич, и деревянный храм скита, были утрачены. В 1999 г. на территории обители началось обустройство женского монастыря