Свято-Николаевский женский монастырь Мукачевской епархии Монастыри УПЦ МП

Адрес:
Украина, Закарпатская область, г. Мукачево, ул . Василия Пронина, 2
Телефон:
+38(03131)2-12-98
E-mail:
Сайт:
Дата основания:
1960

История

На северной окраине города Мукачева Закарпатской области, на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Свято -Николаевский женский монастырь.

Первые монастыри в крае появляются в IX веке, с того времени, когда святые Кирилл и Мефодий проповедовали в Моравии. Их проповедь и крещение приняли славяне населявшие юго-западные Карпаты, в 863 году. Достоверность факта обращения славян Карпатского региона в христианство святыми Кириллом и Мефодием подтверждается многими источниками. 

Так, протоигумен Мукачевского монастыря Иоаникий Базилович (1742-1821) в своем историческом исследовании “Краткие сведения об учреждениях Федора Корятовича” (“Brevis notitia fundationis Theodori Koriatovits”, 1799) утверждает, что славяне, проживавшие на южных склонах Карпат, были непосредственно просвещены Христовой верой солунскими братьями в 863 году от Рождества Христова. История основания Мукачевского монастыря уходит своими корнями в XI столетие. Исторические документы утверждают, что в Х-ХI веках между Венгрией и Киевской Русью существовали тесные дружественные связи. Они прослеживаются в династических браках венгерских королей с княжнами Древнерусского государства. Так, например, племянник первого венгерского короля Иштвана (970-1038), будущий король Эндре (Андрей) воспитывался при дворе великого князя Ярослава Мудрого и был женат на его дочери Анастасии.

Возвратившийся на родину и ставший в 1047 году королем Венгрии Эндре и его супруга Анастасия принесли из Киевской Руси культуру восточных славян и стремление к укреплению Православия среди населения славянских территорий Венгерского королевства.Король Эндре и Анастасия основали ряд православных монастырей – Вышеградский, Тормовский и другие. Пришедшие вместе с ними монахи из Киево-Печерского монастыря, как свидетельствует ряд источников, основали древний православный Мукачевский монастырь, выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, и поселившись в них. С противоположной стороны горы Чернечьей, в двух километрах от монастыря, до сих пор сохранились остатки этих пещер с ходами-галереями, где обитали пустынножители. Недалеко от сохранившихся пещер и ныне существует целебный источник, который по преданию был выкопан монахами пещерной обители.

До нашего времени дошло много исторических документов, подтверждающих значительное участие в создании и укреплении Мукачевского монастыря подольского православного князя Федора Корятовича. Как свидетельствует Мукачевская Летопись, князь Корятович прибыл из Подолии в Угорскую Русь в лето 1339 года к королю угорскому Каролю I, который принял его с радостью и отдал во владение доминию Мукачевскую со всеми окрестными селами и городами.

Поселившись в Мукачевском замке, Федор Корятович значительно перестроил и укрепил его. Будучи ревностным православным христианином и постоянно заботясь об укреплении православной церкви, он строит православный монастырь на правом берегу реки Латорицы для переселения иноков из существующей пещерной обители.

Сохранилось предание о том, что князь Федор Корятович, обходя земли, где теперь находится монастырь, подвергся нападению большой змеи. Князь призвал на помощь святителя Христова Николая и был спасен. Получив такую скорую и благодатную помощь он пообещался возвести в честь святителя храм. Некоторое время спустя князь проходя вдоль реки Латорицы выбирал место для постройки храма внезапно увидел светлого ангела который стоя над рекой указывал на гору, которая в народе стала называться – Чернечьей. Здесь князь и построил деревянную церковь, а также небольшой корпус для монахов и дал монастырю 8 марта 1360 года грамоту, в которой закрепил за монастырем: две деревни – “Лавки” и “Бобовище” вместе со всеми повинностями, а также з гор называемых “Иваном” и “Лемчовкой (Ловачкой)” десятую часть виноградника, также з села “Оросвигова” и Мукачевского замка установил некоторые повинности. В грамоте указана территория самого монастыря, мельница и другие земельные угодья. (“История Православной Церкви на Закарпатье”, автор архим. Василий Пронин).

О том, что Чернечья гора была заселена иноками еще до Корятовича, свидетельствует Мукачевская Летопись (вернее, предисловие к Хронологии), найденная в архиве Мукачевского монастыря его игуменом Анатолием Кралицким и опубликованная в 1847 году.

В данной Летописи приведена следующая запись: “… в честь и память Святителя Христова Николая положи храм сей и уведе вон иноков в лето 1360, дня 8 марта, Божиим о всех промышлением”. Этой Летописью подтверждается вывод иноков из пещер и поселение их в наземных постройках монастыря.

Первым игуменом, который упоминается в исторических документах заново отстроенного Мукачевского монастыря, был Лука. Период служения игумена Луки можно считать эпохой расцвета монастыря. С этого момента начинается ведение летописи и монастырь получает юридическое право на свои владения. Первым Мукачевским епископом, утвержденным грамотой от 31 июля 1491 года, был “местоблюститель Мукачевского монастыря” Иоанн. Во время войны между Габсбургами и семиградскими князьями в 1537 году Мукачевский монастырь был разрушен. Тогда и погибла большая часть монастырских документов и архивов. Возрождение монастыря проходило с 1538 по 1550 годы при епископе Василии I. В 1558 году Угорскую Русь, как тогда именовался наш край, посетили послы царя Иоанна Грозного, возвращавшиеся в Москву из Константинополя.

Монастырь был резиденцией православного епископа, в нем велась хронология, переписывались богослужебные и поучительные книги. Обитель была прибежищем для паломников и путешествующих монахов. Мукачевский монастырь, будучи одновременно и резиденцией православного епископа, стал не только очагом духовного просвещения, но и церковно-административным центром, который объединял всех верующих края.

История обители до XVII века отмечена деяниями выдающихся иерархов, выступавших истинными поборниками чистоты Православия. Период с XVII по XVIII века ознаменован введением унии с Римом и гонением на Православие по всей территории исторического Закарпатья. Народ восстал против замены “старой веры”, на его стороне выступала большая часть духовенства. Официальной датой принятия унии в крае является 1646 год. Тогда в Ужгородском замке собрались 63 священника, которыми было решено принять унию. (В те годы духовенство Мукачевской епархии насчитывало 600 человек, а приняло участие в собрании всего 63 священнослужителя).

В период принятия унии православным епископом, жившим в монастыре, был Иоаникий (Зейкан, † 1684), который правил епархией 30 лет. Во времена епископа Иоаникия (Зейкана) его трудами в Мукачевском монастыре был построен первый каменный храм. Со времени провозглашения Ужгородской унии для Мукачевского монастыря и Православия в целом наступило смутное время. Монастырь переходит из рук в руки, несколько раз изгоняется и возвращается в монастырь епископ Иоаникий (Зейкан). Совместно с ним изгоняются и насельники монастыря. В 1664 году семиградская княгиня – католичка София Батори окончательно изгоняет епископа Иоаникия (Зейкана) из Мукачевского монастыря и передает обитель униатскому епископу Петру Парфению. Епископ Иоаникий покидает Мукачево и поселяется в Имстичеве, где строит монастырь.

С того времени и до 1946 года монастырь находился в ведении католического монашеского ордена – Василиан. В 1946 году Мукачевский монастырь возвращен Православной церкви и, по благословению епископа Нестора, становится женской обителью. Первой настоятельницей монастыря была игумения Параскева (Прокоп, † 1967), в схиме Нина, которая прибыла сюда вместе с монахинями из других закрытых монастырей Закарпатья.

Около 50-ти лет духовно окормлял Мукачевскую обитель великий старец, духовник, ученый и выдающийся церковный деятель Архимандрит Василий (Пронин, † 1997). Архимандрит Василий оставил после себя множество церковных, исторических, археологических и научных трудов. Его работа по истории Мукачевской епархии (издана под названием: “История Православной Церкви на Закарпатье” в 2005 году), как и исследование позднего палеолита на Чернечьей горе, занимает достойное место в общей исторической науке. Обладая великим талантом, отец Василий в совершенстве знал 7 иностранных языков и еще в семи языках прекрасно ориентировался в чтении и переводах. В 1954 году Московской Духовной Академией отцу Василию была присвоена ученая степень кандидата богословских наук. Но в первую очередь он был смиренным и кротким монахом-молитвенником.

В монастыре находится много чтимых святынь. Среди них икона Божией Матери, Скоропослушница, Иверская Икона Божией Матери, привезенная из святой горы Афон, и рака с частью мощей Преподобного Моисея Угрина, а также имеется множество частиц святых мощей угодников Божиих.

На времена равноапостольного ладимира, приходится житие и подвиги преподобного Моисея Угрина († 1043). О его житии рассказывается в Киевском Патерике. Есть данные о Преподобном и в Прологе Мукачевской Летописи. Из указанных источников следует, что преподобный Моисей Угрин происходит из Угорской Руси. По одной из версий Моисей Угрин прибыл в Киев вместе со “священниками, которых пригласил туда Святой князь Владимир, для проповеди и укрепления Церкви Христовой. Будучи облечен афонским монахом в иноческий образ, всю жизнь Преподобный Моисей Угрин отдает служению Богу, поселившись среди монахов Киево-Печерского монастыря. Скончался он в 1043 году. Святой Антоний Печерский, который был одним из основателей монастыря, преставился в 1073 году. Следовательно, преподобный Моисей Угрин был первым преподобным Киевских пещер, где его нетленные мощи почивают и поныне.

В 1996 году архиепископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей преподобного Моисея Угрина перенесена на историческую родину, из которой он и его братья Ефрем и Георгий совершили исход в XI веке. Как уже упоминалось, мощи помещены в храме Николаевского Мукачевского монастыря. Духовником монастыря является правящий Митрополит Мукачевский и Ужгородский Феодор.

Настоятельница

Игуменья Илария (Сичка)


Храмы и Богослужения

Храм в честь святителя Николая Чудотворца

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб., праздники
время
богослужение
примечание
6 : 30
Утренние молитвы. Полунощница
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
8 : 0
Божественная литургия
По будням
время
богослужение
примечание
18 : 0
Вечернее богослужение
По выходным и праздникам
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
10 : 0
Божественная литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
6 : 30
Ранняя Божественная литургия


Контактная информация

Возврат к списку