Свято-Тихвинский женский монастырь в селе Курилово Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь возник вблизи деревень Старая и Новая Куриловка Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Ромодановского района Мордовии). Устроение обители связано с именем помещика Африкана Васильевича Теплова, которого на создание женской общины благословил преподобный Серафим Саровский. В его имении появились первые черницы. В 1860 году епископ Пензенский Варлаам дал благословение на строительство помещений для монахинь новоутвержденной Серафимовской Куриловской общины. В 1890 году Св. Синод узаконил общину в ранге монастыря во имя Тихвинской иконы Божией Матери, чудотворный список которой имелся в обители. Первая настоятельница монахиня Ангелина за 15 лет правления построила несколько корпусов, гостиный двор, вырыла два пруда, наладила хозяйство, увеличила земельный надел, рассадила фруктовый сад.
Вторая настоятельница монахиня Евстолия реконструировала воздвигнутый Тепловым в 1830-х годах Тихвинский храм, расширила хозяйство за счет животноводства. Игумения Рафаила заложила новый Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895 году, построила три каменных корпуса и подворье в Саранске. Мать Рафаила умерла в 1897 году, ей унаследовала игуменья Серафима, построившая трехъярусную колокольню, два каменных корпуса, много хозяйственных зданий, устроила в обители водопровод. Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками.
Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти преподобного Серафимав 1833 году. В 1835 году храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 годах храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 года на собственные средства монастыря.
Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери. Из всех чтимых образов верующие сберегли только Тихвинскую икону, вернувшуюся в возрожденный монастырь в 1996. Дореволюционные справочники отводили много места Куриловскому монастырю именно потому, что он обладал особо чтимыми святынями, отличался благолепным и торжественным богослужением. Имелась обширная гостиница, сохранившаяся до наших времен. Особенно много мирян приходили в монастырь на храмовый праздник 25-26 июля, в день явления Тихвинской иконы Божией Матери, когда многолюдный крестный ход покидал стены обители и обходил село. Наплыв богомольцев наблюдался также 14 сентября и 8 ноября. Число постриженных монахинь никогда не было большим: в 1895 году штат Куриловского монастыря состоял из настоятельницы, одной схимницы и 30 монахинь. Послушниц насчитывалось 133 чел., а перед 1910 году в обители уже подвизались 260 черниц, хотя число монахинь среди них опять-таки не превышало 45 человек. Со временем монастырь сложился в достаточно эффективную хозяйственную структуру: у монахинь по данным конца ХIХ в. имелось 306 дес. земли, большой сад, животноводческая ферма, несколько деревянных домов для причта, мельница, рыбные озера, бараки для сезонных рабочих, много хозяйственных построек с мастерскими, в т. ч. киричными.
В 1918 году у монахинь сразу же было изъято 418 десятин земли и 22 постройки, отданных местному населению. В ведении монастыря оставалось еще 40 зданий. Вскоре власти произвели изъятие настоятельского корпуса, отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома под зернохранилище. Оставшимися 38 постройками монахиням долго пользоваться не пришлось: перейти на устав сельхозартели им не позволили, а зарегистрировали только как приход. В 1922 общине все же удалось реорганизоваться в сельскохозяйственное товарищество.
В 1924 году в Курилово были переведены последние насельницы Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря, а в 1926 году последовал полный разгром обители. За годы советской власти были уничтожены оба каменных храма, колокольня, все служебные здания. В монастыре размещался детский дом, совхозное хозяйство.
В 1995 году появились первые насельницы – две монахини и послушница. В 1997 году было уже более 20 инокинь, в том числе две схимницы. Из с. Сабанова была перевезена деревянная церковь, воссозданная вновь и 2 ноября 1997 году, освященная епископом Саранским и Мордовским Варсонофием (ныне – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии) в честь Тихвинской иконы Божией Матери.