Свято-Троице-Никольский мужской монастырь в г. Гороховце Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Монастырь был основан в XVII веке, по преданию, на этом месте и ранее существовала небольшая обитель, основанная преподобным Сергием Радонежским во время путешествия через Владимир в Нижегородский край. Главным храмом обители стал Троицкий собор, который был заложен в 1681 году. Строительство продолжалось до 1689 года.
Троицкий собор имеет два этажа, где размещаются две церкви. На первом этаже находится теплая (зимняя) церковь Николы, а на втором холодная (летняя) церковь Святой Троицы. В основании храм имеет прямоугольник правильной формы, стены украшены резными каменными деталями, окна украшены наличниками. Венчают собор пять куполов, посаженные на большие барабаны, украшенные колоннами.
Вход в Троицкий собор украшен крыльцом, а с северо-западной стороны к собору пристроена шатровая колокольня. В основании колокольни находится четверик, который переходит в восьмерик. В следующие годы такой тип колокольни стал традиционным для церковной архитектуры Гороховца.
В северной части монастыря в 1710 году была построена двухэтажная церковь Иоанна Лествичника. Строительство закончилось в 1716 году. Первый этаж был отдан под склады, а на втором этаже разместился сам храм. Здание выполнено в стиле трапезных русских храмов.
В восемнадцатом веке монастырь был обнесен каменным забором с башнями по углам. Главные ворота находились в восточной стене. Над воротами построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это классическая для семнадцатого века надвратная церковь с небольшим куполом и скромным убранством фасадов. Рядом находился корпус с кельями монахов. Все строения на территории монастыря прилегают к каменной ограде, в центре расположен только Троицкий собор.
В XIX веке обители оказывал покровительство представитель старинного рода Кожиных — Петр Павлович Кожин, герой Крымской войны, владимирский губернский предводитель дворянства. Он был похоронен на территории монастыря в 1890 году, а над его могилой возвели часовню.
Как и все монастыри в России времен коммунизма, Свято-Троице Никольский монастырь был закрыт в 1920 году. Монастырь был отдан в распоряжение властей. Церкви были разорены, имущество монастыря было национализировано. В Троицком соборе располагался местный склад кинопроката. Со сменой власти в стране, монастырь был возвращен Владимирской епархии Русской Православной Церкви.
В 1993 году в Никольский монастырь снова начали стекаться монашествующие. В настоящее время монастырь является действующим.
Сейчас полностью восстановлен Троицкий летний храм, построен архиерейский домик, идет ландшафтное благоустройство территории. В монастыре идет работа по духовному просвещению и образованию прихожан: действует воскресно-приходская школа для взрослых и детей, устраиваются концерты и утренники, проводятся экскурсии для приезжающих паломников.
Вход в Троицкий собор украшен крыльцом, а с северо-западной стороны к собору пристроена шатровая колокольня. В основании колокольни находится четверик, который переходит в восьмерик. В следующие годы такой тип колокольни стал традиционным для церковной архитектуры Гороховца.
В северной части монастыря в 1710 году была построена двухэтажная церковь Иоанна Лествичника. Строительство закончилось в 1716 году. Первый этаж был отдан под склады, а на втором этаже разместился сам храм. Здание выполнено в стиле трапезных русских храмов.
В восемнадцатом веке монастырь был обнесен каменным забором с башнями по углам. Главные ворота находились в восточной стене. Над воротами построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это классическая для семнадцатого века надвратная церковь с небольшим куполом и скромным убранством фасадов. Рядом находился корпус с кельями монахов. Все строения на территории монастыря прилегают к каменной ограде, в центре расположен только Троицкий собор.
В XIX веке обители оказывал покровительство представитель старинного рода Кожиных — Петр Павлович Кожин, герой Крымской войны, владимирский губернский предводитель дворянства. Он был похоронен на территории монастыря в 1890 году, а над его могилой возвели часовню.
Как и все монастыри в России времен коммунизма, Свято-Троице Никольский монастырь был закрыт в 1920 году. Монастырь был отдан в распоряжение властей. Церкви были разорены, имущество монастыря было национализировано. В Троицком соборе располагался местный склад кинопроката. Со сменой власти в стране, монастырь был возвращен Владимирской епархии Русской Православной Церкви.
В 1993 году в Никольский монастырь снова начали стекаться монашествующие. В настоящее время монастырь является действующим.
Сейчас полностью восстановлен Троицкий летний храм, построен архиерейский домик, идет ландшафтное благоустройство территории. В монастыре идет работа по духовному просвещению и образованию прихожан: действует воскресно-приходская школа для взрослых и детей, устраиваются концерты и утренники, проводятся экскурсии для приезжающих паломников.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Колокольня
Колокольня каменная, стоит отдельно, с северо-западной стороны от Троице-Никольской церкви, основание имеет квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого размера; крест железный крашеный; на колокольне имелись больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весил 157 пудов 27 фунтов, был отлит в г. Москве иждивением гостиного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 г.
В нижнем этаже колокольни находилась монастырская кладовая, а в среднем этаже была устроена в 1884 г. ризница.
В нижнем этаже колокольни находилась монастырская кладовая, а в среднем этаже была устроена в 1884 г. ризница.
Троице-Никольский собор
1681 г.
Троице-Никольская двухэтажная каменная церковь, крытая железом. Построена в 1681 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершова. Общий вид храма — квадратный о пяти главах с восьмиконечными железными вызолоченными крестами. Наружный вид храма особых украшений не имеет.
Дорожка, ведущая от врат к первой каменной постройке монастыря — Троице-Никольскому собору, упирается в сильно выдвинутое на юг крыльцо храма с «рундуком»,
имевшее в свое время шатровое завершение. Грузные столбы крыльца, изукрашенные ширинками, устойчивые широкие арки хорошо сочетаются с монументальной формой храма.
Крыльцо с пристройкой зрительно уравновешивается до предела упрощенным, почти прямоугольным объемом апсид, а выступу крыльца отвечает выдвинутая на север колокольня. Такое устойчивое взаимоуравновешенное построение в плане нарушается в объемно-пространственной композиции, приобретая живописность и динамическую заостренность. Центричность как бы специально противопоставляется мастерами динамически нарастающей композиции, развивающейся по оси «юг-север», от ползучих арок крыльца и наклонной кровли к вертикали колокольни.
Основной кубический объем поставлен на подклет, в котором находилась теплая церковь святителя Николая Чудотворца.
Во втором «апартаменте» размещался холодный храм во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы. Церковные окна обрамлены тонкими, почти иллюзорными линиями наличников, с килевидным и зубчатым завершением, еще больше подчеркивающими массивность стен.
Собор завершается пятиглавием. Массивный центральный барабан имел световые проемы и был раскрыт в пространство храма. Четыре угловых встроенных барабана имеют глухие объемы, стоят просто на своде и изнутри даже не видны. Легкость барабанов с главками дает законченность и устремленность ввысь тяжеловесной конструкции храма.
имевшее в свое время шатровое завершение. Грузные столбы крыльца, изукрашенные ширинками, устойчивые широкие арки хорошо сочетаются с монументальной формой храма.
Крыльцо с пристройкой зрительно уравновешивается до предела упрощенным, почти прямоугольным объемом апсид, а выступу крыльца отвечает выдвинутая на север колокольня. Такое устойчивое взаимоуравновешенное построение в плане нарушается в объемно-пространственной композиции, приобретая живописность и динамическую заостренность. Центричность как бы специально противопоставляется мастерами динамически нарастающей композиции, развивающейся по оси «юг-север», от ползучих арок крыльца и наклонной кровли к вертикали колокольни.
Основной кубический объем поставлен на подклет, в котором находилась теплая церковь святителя Николая Чудотворца.
Во втором «апартаменте» размещался холодный храм во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы. Церковные окна обрамлены тонкими, почти иллюзорными линиями наличников, с килевидным и зубчатым завершением, еще больше подчеркивающими массивность стен.
Собор завершается пятиглавием. Массивный центральный барабан имел световые проемы и был раскрыт в пространство храма. Четыре угловых встроенных барабана имеют глухие объемы, стоят просто на своде и изнутри даже не видны. Легкость барабанов с главками дает законченность и устремленность ввысь тяжеловесной конструкции храма.
Храм в честь преподобного Иоанна Лествичника
1710 г.
Храм в честь преподобного Иоанна Лествичника находится на северо-восточном углу монастырской ограды. Построен в 1710 г. Гороховецким посадским человеком Иваном Андреевым Ширяевым, Каменный, крыт железом, имеет одну главу с вызолоченным крестом. Снаружи особых украшений не имеет.
На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника. Она относится к типу одноглавых безстолпных четвериковых храмов с трапезной. Нижнее помещение ее использовалось вначале как келарская, а затем для хозяйственных целей.
Особенно интересно в архитектурном соображении большое крыльцо церкви с южной стороны. Оно имеет ярко выраженный светский характер и обладает выразительной формой, которая когда-то дополнялась более живописным абрисом кровли. Крыльцо проектировалось с большой выдумкой. Тщательно вытесыва-
лись кирпичи для криволинейных граненых столбов. В ширинки их пьедесталов вставлялись яркие самоцветы изразцов.
Мастера старались идти в ногу со временем и в каменных перилах верхней площадки над традиционными ширинками поместили детали столичной архитектуры — балясины, рожденные под южным небом Средиземноморья. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали.
Наличники окон второго этажа церкви уже включают колонки с коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков».
Особенно интересно в архитектурном соображении большое крыльцо церкви с южной стороны. Оно имеет ярко выраженный светский характер и обладает выразительной формой, которая когда-то дополнялась более живописным абрисом кровли. Крыльцо проектировалось с большой выдумкой. Тщательно вытесыва-
лись кирпичи для криволинейных граненых столбов. В ширинки их пьедесталов вставлялись яркие самоцветы изразцов.
Мастера старались идти в ногу со временем и в каменных перилах верхней площадки над традиционными ширинками поместили детали столичной архитектуры — балясины, рожденные под южным небом Средиземноморья. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали.
Наличники окон второго этажа церкви уже включают колонки с коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков».
Часовня на месте Покровской церкви
Фундаменты Покровской церкви 1698 года хорошо сохранились. Археологические раскопки проводились главным археологом области Виктором Глазовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На месте Покровской церкви планировалось поставить деревянную церковь села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего с.Егорий (за Клязьмой), где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (впоследствие Троицко-Никольского) монастыря. Кирпичный верх фундаментов тоже "подчистили" вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви, кроме деревянной часовни-памятника.
Почти в центре монастыря, близ алтаря Троицкой церкви, находится массивная входная часовня, увенчанная небольшой главкой. Это часовня-киворий над усыпальницей Кожина П.П. Это могильный склеп героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника и кавалера Петра Павловича Кожина – сановника и аристократа, когда-то одного из самых богатых и влиятельных лиц нашего края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Он скончался в сентябре 1890 года в возрасте 61 года и был погребен в специально устроенном склепе в Николаевском монастыре Гороховца, которому много лет оказывал покровительство.
Над склепом Кожина и была возведена часовня, в которой прежде красовался мраморный памятник с надписью «Петру Павловичу Кожину благодарное дворянство Владимирской губернии». В 1930-е годы, после того, как монастырь был закрыт, часовню и склеп разорили в поисках мифических сокровищ.
Имея большие связи в чиновном Петербурге и при царском дворе, тайный советник Кожин почти полтора десятка лет – с 1870-го по 1884 год – занимал пост владимирского губернского предводителя дворянства. Он активно отстаивал интересы Владимирского края, имея право по должности, происхождению и положению при необходимости лично обращаться к самому императору, минуя промежуточные инстанции. И когда интересы дела этого требовали, Петр Павлович такой возможностью пользовался, в том числе на благо владимирского земства, на губернских собраниях которого он председательствовал, а одно время даже возглавлял Владимирскую губернскую земскую управу. Наполовину в шутку, наполовину всерьез Кожина называли вторым губернатором.
Над склепом Кожина и была возведена часовня, в которой прежде красовался мраморный памятник с надписью «Петру Павловичу Кожину благодарное дворянство Владимирской губернии». В 1930-е годы, после того, как монастырь был закрыт, часовню и склеп разорили в поисках мифических сокровищ.
Имея большие связи в чиновном Петербурге и при царском дворе, тайный советник Кожин почти полтора десятка лет – с 1870-го по 1884 год – занимал пост владимирского губернского предводителя дворянства. Он активно отстаивал интересы Владимирского края, имея право по должности, происхождению и положению при необходимости лично обращаться к самому императору, минуя промежуточные инстанции. И когда интересы дела этого требовали, Петр Павлович такой возможностью пользовался, в том числе на благо владимирского земства, на губернских собраниях которого он председательствовал, а одно время даже возглавлял Владимирскую губернскую земскую управу. Наполовину в шутку, наполовину всерьез Кожина называли вторым губернатором.
Богослужение в монастыре
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Полунощница. Утреня. Часы. Божественная литургия.
|
|
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
По: суб., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Полунощница. Молебен. Божественная Литургия.
|
|