Свято - Троицкий Чуфаровский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Республика Мордовия, Ромодановский район, село Большое Чуфарово
Телефон:
+7 (83438)2-57-67
E-mail:
chufarovomonast@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1885
дата восстановления:
1994

История

Начало монастырю положили несколько девиц, собравшихся вокруг жены старца Игнатия (Вершина), Екатерины Прохоровны. Сначала их было 6 женщин, и в одно из своих посещений Чуфарова старец Иг­натий выделил среди «черничек» 20-летнюю купеческую дочь Евдокию Сергеевну Трофимову, (в последствии игумению Евгению, которой и поручил возглавить общину, как единственно грамотной из всех сестёр-крестьянок.

В.К.Федорчуков, помещик, имевший в Чуфарове кроме плодородных земель, пустырь, однажды специально отыскал старца в Болтинском лесу и предложил Игнатию взять у него эту пустошь, с заброшенным полувысохшим садом, для нужд общины. Старец Игнатий (Вершин) принял дар, и в этом саду поставили две избы . На пустыре появилась первая келья, куда переселились отшельницы во главе с Евдокией Сергеевной Трофимовой и её ближайшей помощницей Екатериной Вершиной. В овраге, около будущего монастыря, чуфаровские крестьяне тогда же поставили маленькую избёнку для старца: он жил в ней, когда приходил из леса в родное село.

К 1867 году в кельях на пустыре собралось уже более 20 духовных дочерей старца Игнатия. В этом же году, 30 декабря 1867 года, Пензенская консистория признала общину как богадельню.

Сестры часть овощей выращивали на огороде, а частью их снабжали продуктами крестьяне из окрестных деревень. В пользу черниц некоторые жители окрестных сёл пожертво­вали пахотную землю.

Статус Троицкой женской богадельни, присвоенный общине указом Пензенского архиерея от 18 января 1868 года, давал сестрам возможность на законных основаниях приглашать священника, для чего одна комната в келейном корпусе была освящена как домовая церковь во имя Живоначальной Троицы.

Инокини и селяне наблюдали однажды, как старец Игнатий бродил по пустырю, что-то чертил на земле клюкой и раскладывал в разные места белые камни. Никто не понимал, что он делает, а старец Игнатий тем временем размечал границы монастыря и определял его будущий план.

В течении 1857-1860 гг. сестры добывали природный бутовый камень, залежи которого нашли в дальних отрогах оврага. Вверх его носили на руках или в мешках. Потом камень кончился, стали искать его по речкам, возить на телегах: с извозом помогли деревенские мужики. Кирпичи сестры научились обжигать сами, а «кирпичный сарай», то есть кустарный заводик по обжигу, сколотили из досок прямо перед кельями, чтобы далеко не ходить. В рукописной истории монастыря последняя настоятельница игуменья Маврикия вспоминала об этой поре: «Много положили сестры труда и здоровья на непосильной для женского пола работе, но, подкрепляемые молитвой и примером старца Игнатия, они сами под его руководством, рыли глину и подвозили её из-под горы к сараям на тачках, мяли её босыми ногами и выде­лывали кирпичи; их христианское смирение и послушание перебо­роли все трудности и препятствия..». Таким способом к 1868 году были выработаны десятки тысяч кирпичей. Настал момент, когда можно было приступать к каменному строительству.

20 марта 1868 года настоятельница получила план богадельни с церковью, а так же благословение Преосвященного епископа Антония на начало работ, Первый двухэтажный полукаменный корпус сестры сложили в 1870 году, с помещениями для сестер и трапезы, и 2 февраля 1870г. на втором этаже освятили Троицкую домовую церковь. Освящение состоялось при большом стечении народа, около трех тысяч. На первом этаже поместили богадельню.

8 сентября 1872 году на первом этаже освятили ещё одну домовую церковь, во имя Казанской иконы Божьей Матери, любимого образа старца Игнатия (Вершина). Вслед за сим был выстроен отдельный, двухэтажный каменный корпус, верхний этаж которого служил для помещения настоятельницы, а в нижнем поселились сестры.

По ходатайству посетившего Чуфарово епископа Пензенского Григория, Св. Синод 23 апреля 1877 года обратил Троицкую общину в сестринскую, определив Чуфаровскую обитель в положение полумонашеской.

19 апреля 1885 года Св. Синод повелел именовать Троицкую сестринскую общину общежительным монастырём с прежним названием — Троицкий. Тогда же сестра Евдокия Трофимова, принявшая постриг с именем Евгении, была возведена в сан игуменьи с правом ношения наперсного креста.
Строительство продолжалось. За 10 лет, с 1875 года, по периметру обители сестры построили с помощью местного населения ещё три двухэтажных каменных корпуса, в одном из которых расположились образная (иконописная), портновская сапожная и другие мастерские. Тогда же вся территория монастыря была обнесена каменной оградой. По сложившемуся обычаю, кирпичи для строительства вырабатывались самими сестрами.

Число сестёр за это время выросло до 100 человек.

Однако, чуфаровские домовые церкви, Троицкая и Казанская, не могли вместить всех молящихся и в 1887 году в самом центре четырёхугольника, образованного рядами корпусов, огородом и вновь разбитым садом, заложили по меткам старца Игнатия собор, возведение которого завершилось полностью только в начале XX столетия. Сохранилось его рукописное описание: «Соборный храм каменный, пятиглавый; расположен в центре монастыря, длина его с востока на запад вместе с алтарным выступом и притвором 20 са­жень 2 аршина, ширина 12 сажень, высота до купола 11 сажень; имеет вид крестообразной формы; внутри оного храма производит необыкновенное впечатление иконостас иконами, которых более 80-ти, художественные работы, резьбой, покрытой червонным зо­лотом, и царскими вратами, украшенными искусною резьбою цен­ной работы».

Заложен был 13 июля 1887, освящен 26 июля 1898 года. Храм был трехпрестольный, главный, во имя Святого Духа, освящен 26 июля 1898. Правый придельный, в честь иконы Иверской Божией Матери, освящен 21 сентября 1900 года. Левый в честь святителя Николая Чудотворца, освящен 22 сентября того же года. Внутри Свято-Духовского собора был иконостас из старинного липового леса, столярно-резной работы, поставлен в 1900 году, все полотно иконостаса было покрыто червонным золотом. Храм вмещал более 4000 человек.
Парадный вход в обитель располагался рядом с настоятельскими палатами: это была двухъярусная восьмигранная башня, едва возвышавшаяся над келейными корпусами, со сплюснутой, почти плоской луковицей — шеломом.

Одновременно с собором сестры построили пятый келейный корпус. В окончательном виде монастырь согласно описанию 1905 года представлял собой четырёхугольную площадь в четыре десятины, обнесённую каменной стеной. В центре был расположен каменный пятиглавый собор. На восток от него, в 8 саженях, стояла временная деревянная одноярусная звонница с восемью колоколами разной величины: от 102 до 2х пудов. С за­пада, в 13 саженях, размещался келейный каменный корпус, 15 на 7 сажен, с покоями настоятельницы, построенный в 1872 году, соединенный с собором деревянной площадкой . В северной стороне от настоятельского корпуса в 6 саженях стоял второй двухэтажный «живописный» корпус с кельями для сестёр-художниц и рукодельниц, 10 на 17 сажен, построенный в 1890 году. В нем находились помещения для живописи, кельи казначеи, мастерская чеканной работы, просфорная и помещения для сестер. Между этими корпу­сами «был устроен фонтан с резервуарами, вода в который прове­дена из башни артезианского колодца, находящегося за оградой». К северу от собора, в 15-ти саженях от него, располагался полукаменный первоначальный корпус с двумя домовыми церквями (1870) — холодной Троицкой и тёплой Казанской — расположен с живописным корпусом по прямой линии к востоку. Впереди этого корпуса — небольшая площадь, служившая монастырским кладбищем до 1900 года. Далее к востоку же по прямой линии расположен келейный двухэтажный корпус с подвалами, построен 1896-99 гг., размером 21 на 11 саженей. На Южной стороне собора, в 15 саженях от него — трапезный, двухэтажный каменный корпус, 16 на 8 сажен, построен 1882 году. Внизу устроена трапеза и кухня, в верхнем этаже — кельи для сестер. К южной стороне трапезного корпуса почти примыкает 2-этажная каменная кладовая с погребом, 12 на 7 сажен. За оградой, в северной части монастыря находилось двухэтажное каменное здание (1896), 12 на 9 сажен, которое служило приютом для приезжающих богомольцев. Так же обитель имела обширные хозяйственные постройки, с западной стороны ограды в 1902 году был устроен артезианский колодец, глубиной 67 сажен. Над этим колодцем поставлена полукаменная башня с баком на 1400 ведер, вода накачивалась машиной на конном приводе.

В 1895 году в монастыре проживало около 180 черниц, а к 1903 году в штате обители уже насчитывалось 219 сестер. Перед революцией 1917 года число насельниц достигло 410 человек, 115 из них были монахини. Основными обитателями монастыря были простые крестьянки. Только малое их число не владело грамотой, чтению, письму и счёту насельницы овладевали в монастыре. Часть сестер была занята в приюте и монастырской школе, где обучали грамоте сельских детей. Со временем богадельное отделение увеличилось за счёт небольшой больницы, которая принимала на лечение крестьянок из окрестных сёл. Монахини серьёзно занима­лись медицинской практикой на уровне патронажной и милосердной практики. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов по решению монастырского совета 15 сестер были направлены в действующую армию на Балканы в качестве сестёр милосердия. Вместе с инокинями Чуфаровский монастырь отправил в Болгарию корпию, медикаменты и продукты. В 1904 году чуфаровские сестры трудились в госпиталях Мукдена и Порт-Артура. В Первую Мировую войну монастырь отправил многих сестёр в лазареты Западного фронта. Они везли с собой лекарства, перевя­зочный материал, а также бельё, шитое в собственной мастерской. Периодически монастырь передавал для раненых продукты, прежде всего мясо и хлеб. В самом монастыре при необходимости открывался лазарет, где лечились раненые воины. В гражданскую войну в лазаретах Саранска работали 50 чуфаровских сестёр милосердия монахинь и послушниц. Важное место в общественной деятельности обители занимала благотворительность. В голодные 1895-1897 годы в монастыре была открыта бесплатная столовая, в которой ежедневно кормились до 300 голодающих крестьян. Обеды готовились только из своих продуктов.

Из беднейших семей то­гда же были взяты в приют на полное обеспечение 40 девочек, которые содержались в монастыре до 16-ти летнего возраста и обучались грамоте и ремёслам. В революционные годы из фондов монастыря бедствующим крестьянам было передано немало лошадей и крупнорогатого скота, а также различного инвентаря, 3000 пудов хлеба, несколько омётов кормов.
Община жила по строгому уставу, установленному старцем Игнатием (Вершиным) по правилам преподобного Серафима Саровского, а также по официально узаконенным инструкциям, полученным из Синода в год реорганизации общины в монастырь.

В первые годы XX века количество земель увеличилось до 1000 десятин. 10 десятин занимал второй сад. Сестры занимались пчеловодством, разными ремёслами и огородничеством. Дальние земли сдавались в аренду. Своими силами сестры обрабатывали около 600 десятин земли, что находились вблизи Чуфарова. У монастыря имелся свой лес и заливные луга. Рядом с монастырём появился целый комплекс хозяйственных построек, с восточной стороны вырос крестьянско-ремесленный посёлок, обитатели которого были заняты на монастырских работах. За оградами монастыря для странствующих богомольцев была возведена каменная гостиница со служебными постройками. К западу от обители имелись две усадьбы для священнослужителей. Далее следовал большой сад с пчельником, каменный конюшенный двор с кельями для послуш­ниц, мастерскими, кузницей. Под горой у монастыря располагались скотный двор, овчарня. Тут же был устроен бытовой комплекс: баня, прачечная, красильня, а также амбары и молотильный сарай, укомплектованный самыми современными машинами. Из хозяйст­венных построек до наших дней сохранилась кладовая, в которой монахини хранили кадки с солёными овощами, мочёными яблока­ми. В других помещениях в больших ларях хранились зерно, мука, крупы. Имеющаяся 2х поставная ветряная мельница одновременно обслуживала и крестьянские хозяйства. Монастырь имел живописную, чеканную, портняжную, столярную, квасоваренную, кузнечную и др. мастерские.

Из многочисленных икон, написанных монахинями, сохранились ныне только одна — образ святой мученицы Лидии и преподобного столпника Симеона. Это икона написана в 1912 году. Известен тот факт, что иконостас Казанской церкви села Маколово расписывали монахини Чуфаровского монастыря — об этом свидетельствует и надпись на обратной стороне иконостаса. Рукодельная мастерская обители занималась изготовлением священных облачений, изготовляла чеканные оклады на иконы и киоты.

Старец Игнатий (Вершин) умер в 1889 году. При его жизни настоятельницей монастыря была Евдокия Трофимова, в пострижении игуменья Евгения. Оставшись без духовного отца и наставника, она бережно хранила его заветы, бессменно управляя обителью на протяжении 43 лет. Она попросилась на покой только тогда, когда почувствовала, что из-за болезни не может вести хозяйство. Предав власть в общине в надёжные руки, она 3 года до самой своей кончины была простой монахиней.

После игуменьи Евгении монастырь возглавила монахиня Аполлинария. Указ о возведении ее в сан игуменьи был подписан Синодом 27 октября 1911 года. Игуменья Аполлинария руководила Чуфаровской общиной всего 7 месяцев, так как в июле 1912 года она была назначена настоятельницей приходящего в упадок, Аблазинского монастыря Амурской области. Однако, в 1919 году она прибыла в родную обитель, чтобы вместе с чуфаровскими сестрами пережить самые трудные годы. В 1912 г. сестры выбрали в настоятельницы монахиню Серафиму (в миру Анну Николаевну Добротину, происходившую из духовного сословия). На момент избрания ей уже исполнилось 72 года. Матушке Серафиме досталась в удел борьба за сохранение общины, испытавшей неисчислимые гонения со стороны новых властей. Она мужественно переносила удары судьбы и берегла монастырь; ей удалось реорганизовать его в сельскохозяйственное товарищество, но при этом сохранить устав и уклад иноческой жизни. В 1921 году игуменья Серафима ушла на покой и в 1924 году скончалась. Сестры выбрали в свои наставницы монахиню Маврикию (в миру Марию Георгиевну Аверьянову, выпускницу Пензенской прогимназии). Она поступила в монастырь в 1877 году, в 1890 году приняла монашество, 25 лет вела канцелярию обители, с 1917 года исполняла обязанности казначеи. Игуменьи Маврикии суждено было стать последней настоятельницей Чуфаровского Троицкого монастыря, — она прошла свой крестный путь до конца.

В 1918 году в монастыре произвели первые реквизиции. Чтобы выжить, община попыталась реорганизоваться в артель, но была попросту ликвидирована. Игуменья Серафима в 1919 году во второй раз попыталась структурировать общину в артель. Попытка оказалась удачной. Причиной послабления властей было, очевидно, то, что отнятые у монастыря земли остались необработанными. Предложение сестёр, самим выращивать хлеб, было принято властями. Среди архивных бумаг сохранился список насельниц. В нём значились имена 98 монахинь и 155 послушниц.

Многие монахини и послушницы вы­шли из монастыря и поселились рядом с ним, влившись в приход сельской церкви. Таким образом в Чуфарове возникла альтернативная община.

Ликвидация монастырской недвижимости началась с того, что 13 июля 1918 года что у обители отняли 469 десятин земли при селе Чуфарово, а потом и все остальные угодья. Во время второй волны реквизиций власти изъяли по одному дому под волостной совет, училище и кооператив; 5 зданий — под общежитие и мастерские. Следом отторгли ещё 5 зданий под сельхозартель, 3 — под объекты политкультпросвета, 3 — под хранение зерна, 9 домов были прода­ны населению. Монахиням осталось 16 построек и ветряная мель­ница.
В 1919 году граждане села Чуфарово отделили членам обители 60 десятин земли близ монастыря для пропитания.

В 1919 году, когда в Чуфарово прибыл эвакуированный детский приют из Кронштадта, для размещения детей у монастыря изъяли ещё два каменных келейных корпуса. Когда грянули морозы, сироты стали разбирать на отопление деревянные монастырские здания. За зиму 1919-1920 годов были разобраны и сожжены молотильный сарай с 6-ю конными приводами, веялка, сушилка, прачечная, две бани. Разборка молотильного сарая привела к гибели сельхозмашины. Так как машинами пользовались и крестьяне, то ущерб был нанесён всему селу.
В 1920 году детский приют из Троицкого монастыря был переведён в Куриловский Тихвинский монастырь. В освободившиеся корпуса немедленно вселилась переведённая из Саранска колония для заключенных. Для колонии отобрали ещё четыре корпуса, оставив монахиням всего одно здание для проживания. Чтобы разместиться в нём, сестрам пришлось строить трехъярусные нары.
В начале января 1924 года в монастыре состоялось общее собрание, на котором сестры были поставлены в известность о полной конфискации все­го комплекса построек. С игуменией Маврикией из Чуфарово в Курилово пришло 100 монахинь и послушниц, 17 из которых из за нехватки мест в обители были вынуждены жить в окрестных деревнях. Когда в 1926 году был закрыт и Куриловский монастырь, дальнейшая судьба сестер теряется.

С конца двадцатых годов на территории монастыря был устроена следственная тюрьма НКВД, затем — трудовая колония-поселение. Возле села известны три места массовых захоронений жертв репрессий. В одном из них, монастырском саду в 2 км от обители, в 1995 году монастырем был установлен поклонный крест, а в ноябре 2005 года Республиканским поисковым отрядом патриотического объединения «ПОИСК», проводились раскопки, подтвердившие факты массовых захоронений. Впоследствии там ими же был установлен памятник.

Недалеко от карцера находилась мертвецкая, никогда не пустовавшая. Карцер сохранился, как здание до сего дня. Когда был разрушен центральный Собор обители неизвестно, но монастырская каменная ограда конечно существовала в тюрьме.

Со временем колонию особого режима сменили последовательно школа-интернат, колхоз. Были снесены собор и «живописный» корпус, каменно-деревянный корпус предположительно существовал вплоть школы-интерната, далее был перестроен в клуб и затем в гараж колхоза. Так же были разрушены почти все хозяйственные по­стройки, а оставшиеся здания приведены в аварийное и неприглядное состояние. После ухода интерната бывшее здание гостиницы монастыря превратили в многоквартирный дом, часть монастыря захватил колхоз, а остальные здания были разграблены и брошены с 1984 г. Комплекс медленно погибал.

16 декабря 1993 года на¬сельник Санаксарского монастыря иеромонах Лазарь (Гуркин) был направ¬лен для восстановления мужского монастыря в село Большое Чуфарово Ромодановского района республики Мордовия. 27 мая 2009 г. решением Св. Синода архимандриту Лазарю определено быть епископом Нарвским.
В феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насельники.

13 марта 1994 года была совершена первая литургия в одном, чудом уцелевшем, помещении гостиничного корпуса, приспособленном временно под церко¬вь. Этот день считается датой возрождения обители.

Трудников было немного, в основном нанимались бригады строителей.

2 января 1995 года соседний храм в с. Маколове отдали под подворье обители.

В мае 1995 года приступили к постройке храма Новомучеников и Исповедников Российских, в память o невинно убиенных на этом месте в годы Чуфаровской тюрьмы. 13 августа 1996 года при большом стечении народа состоялось освещение этого храма Преосвященнейшим Варсонофием.

К октябрю 1996 года закончились восстановительные работы Братского корпуса, и поселились первые насельники, постепенно появилось хозяйство — коровы, две лошади. В мае 1999 года в обители заложили храм во имя Рождества Христова. Храм построили как завершение Трапезного корпуса. 7 января 2000 года малым чином новый храм был освящён и совершена первая литургия.
В обители постепенно возвращались старинные иконы. К особо чтимым иконам монастыря относятся Иверская и Знамение, Серафимо-Понетаевского письма

За лето 2000 года продолжили постройку монастырской ограды . 28 сентября 2000 г полным чином была освящена Рождественская церковь. 5 января 2001 года указом правящего архиерея был назначен новый наместник — иеромонах Евстафий (Князев),- казначей монастыря. В сан игумена его возвели 15 января 2001 года. В 2002 году его сменил иеромонах Серафим (Лапков),- благочинный монастыря.

В 2001-2006 годах осуществлялось благоукрашение храма Новомученников Российских — был покрыт художественной росписью иконостас, так же началась роспись Трапезной. Закончилось строительство монастырской ограды. Так же начались восстановительные работы Большого корпуса. В хозяйственной жизни обители в эти годы было два важных этапа — переход на автономное отопление корпусов и газификация обители.

В 2005 году в обители появились мощи Суворовских мучениц — Дарьи, Марии, Евдокии и Марии, часть св.мощей прп. Феодора Санаксарского, прав. Феодора Ушакова, прп. Филарета Ичалковского, свт. Иоанна Тобольского.

В мае 2006 года наместником монастыря был назначен игумен Вениамин (Кириллов), ныне — епископ Ардатовский и Атяшевский.

7 октября 2011 года В связи с разделением епархии произошли изменения в административном руководстве монастыря. Наместник монастыря игумен Вениамин был хиротонисан в епископы и возглавил одну из епархий митрополии- Ардатовскую. Новым наместником стал бывший благочинный Иоанно-Богословского монастыря игумен Руфин. 

В монастырь была перенесена могила основателя монастыря старца Игнатия (Вершина) с места упокоения в с. Большое Чуфарово на новое монастырское кладбище, в восточной части обители. После устройства Братского кладбища в 2008 году, было решено перенести могилу основателя обители. Изначально, старец Игнатий (Вершин) был похоронен в церковной ограде деревенского храма, на могиле поставлен памятник, но в годы гонений памятник был выкинут, ограда сломана, а деревянная церковь — разобрана. Местные жители памятник вернули на место.

12 сентября 2010 г, с торжественным Крестным ходом, возглавляемым наместником обители игуменом Вениамином, было совершено перенесение могилы старца Игнатия (Вершина) на Братское кладбище.

Наместник

Игумен Руфин (Баранников)

Праздники и чтимые даты

25 декабря / 7 января
Первое воскресенье после 25 января / 7 февраля
25 Мая / 7 Июня

Святыни и святые источники

27 Ноября / 10 Декабря

Храмы и Богослужения

Храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской
Храм в честь Рождества Христова

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
5 : 00
Утренние молитвы. Полунощница.
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По будням
время
богослужение
примечание
5 : 45
Утреня
7 : 30
Часы. Божественная литургия
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
5 : 45
Молебен Новомученикам и исповедникам Церкви Русской и Всем Святым
6 : 15
Утреня
8 : 00
Часы. Божественная литургия
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 30
Часы. Божественная литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
8 : 00
Молебен с акафистом Божией Матери


Контактная информация

Как добраться?

Общественным транспортом:

  • До г.Саранска поездом или автобусом. Далее с площади около Саранского ж.д.вокзала газель № 106 до п.Ромоданово. далее только такси, стоимость 200-250 р, тел. 8*987*696*6336 или любое свободное на стоянке, до с.Б.Чуфарово- в монастырь (монастырь примыкает к селу).

  • От Саранска с автовокзала до п.Чамзинка, далее на автобусе № 150 ходит 09.00 и 16.00 до с.Маколово, это наше подворье, далее 3 км пешком. Зимой дорожки практически нет.

На автомобиле:

Либо с Ульяновской трассы сворачивать у с.Лыковщина на Ромоданово и далее по указателям, либо с этой же трассы у с.Б.Ремезенки сворачивать на Маколово. или от Саранска до Ромоданово и далее по указателям.

Возврат к списку