Свято-Троицкий Марков мужской монастырь, г. Витебск Витебской епархии. Монастыри Белорусской Православной Церкви
История
Свято-Троицкий Марков мужской монастырь находится на правом берегу реки Двины вниз по течению. Первое письменное свидетельство о наличии монастыря близ Витебска относится к концу XIII века и датировано 1298 годом «…тогда, идя путём заблудил к монастыреви…»
По преданию, основателем обители был благочестивый человек по имени Марк, который построил на своем участке земли часовню и уединился для благочестивых подвигов. Потом к нему стали присоединяться единомышленники. Когда же именно жил Марк, и в каком собственно году он вступил на путь отшельничества предание не говорит ничего. Однако подлинное имя отца основателя, несомненно свидетельствуется занесением его в монастырский Синодик, в котором Марк был назван монахом и поставлен во главе благочестивых его соработников и ктиторов обители.
Главным восстановителем и учредителем Маркового монастыря в 1633-1642 году был князь Лев Самуил Огинский . Имя его как первого из восстановителей, записано в синодике монастырском рядом с иноком Марком; а затем вписаны имена его отца Богдана и супруги Софии.
Своего расцвета Марков мужской монастырь достиг в XVII в.В нем было пять церквей, часовня, братский корпус,колокольня, богадельня.
В начале XVII века, в 1633 году, князь Лев-Самуил Богданович Огинский, тиун Троицкий, на месте часовни, построенной ещё старцем Марком при основании монастыря, возвёл деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1642 году. фундушевой грамотой Лев-Самуил Огинский вместе со своей супругой закрепили за монастырём Марковое имение с фольварком.
Можно сказать что это было первая обширная и великолепная постройка. Кроме этого содержание келий и братии были отведены деньги и земли от учредителей. Сколько и в каком количестве было отведено земли в пользу братии, и кто сделали эти вклады и какое наименование носила первоустроенная обширная и великолепная церковь, и где именно она находилась не известно. К ХV в. небольшой скит превратился в монастырь, где православные верующие могли найти приют и духовное утешение.
С левой стороны монастыря располагалась большая деревня. Маркова слобода принадлежала монастырю всегда, с момента его возрождения, как часть фундуша(пожертвования), сделанного в пользу монастыря его учредителями до процесса секуляризации - отторжение у церкви земель и крепостных крестьян, взамен на денежное содержание от государства.
Самым трудным временем для обители стал период унии. Умер благочестивый учредитель монастыря, и наследник его, князь Симеон Карл Огинский, являющимся мечником (придворная должность меченосца короля) Великого Княжества Литовского и подкоморий (судья по спорам о границах имений) Витебского воеводства, отошёл на время от дела отца, совратившись не только в унию, но и обратился в латинскую веру. Это стал переход к трудным испытаниям для обители.
Однако после пожара в монастыре, согласно завещанию отца он восстановил монастырь. В 1690 году он построил соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы и братские кельи.
Церковь имела вокруг открытую галерею с деревянными резными колоннами и представляла собой замечательное творение деревянного белорусского зодчества.
Другая монастырская церковь в честь Покрова Божьей Матери, построенная 1651 году деревянной, в 1760 году была перестроена игуменом Иакинфом Пелкинским в каменную.
Одним из драгоценных сокровищ в этой обители была чудотворная Казанская икона Божией Матери, переданная в благословение монастырю Московским Патриархом Никоном в 1656 г. По усердной молитве перед этим святым образом верующие получали исцеление.
После закрытия монастыря в 1920 г., на его территории размещалась милиция и другие учреждения. Монастырь планомерно разрушался. Действующей оставалась лишь Свято-Казанская церковь - единственное из уцелевших строений монастыря. В давние времена на ее месте стояла деревянная Петропавловская церковь, построенная в 1650-е гг. В 1690 г. церковь сгорела, и на ее месте построили новую. Но потом и эта церковь погибла, и в 1760 г. был построен новый каменный храм.
Ныне Казанская церковь существует в перестройке послевоенного времени. Она крестовая в плане, с тремя полукруглыми алтарными апсидами и значительным по площади притвором-бабинцем. Стены украшены пилястрами. В центральной апсиде сохранилось древнее арочное окно, заложенное кирпичом, украшенное барочным наличником в виде накладного портика с фронтоном замысловатой формы. Остальные проемы украшены полуциркульными архивольтами. В 2005 г. Казанская церковь обрела вместо светового фонаря самый большой в городе купол.
В ноябре 2000 г. решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви Свято-Троицкий Марков монастырь был восстановлен в пределах прихода Свято-Казанской церкви, главный престол которой освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел в честь преподобного Сергия Радонежского.
В Свято-Казанский храм возвращаются иконы, изъятые отсюда в годы гонений. Так, Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе снова в обители. В дни великих праздников святыня возглавляет крестные ходы.
Настоятель - архиепископ Витебский и Оршанский Дмитрий.
Наместник
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|