Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь п. Горные Ключи Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Россия, Приморский край, Кировский район, курортный посёлок Горные Ключи, Крестьянская улица, 1
Телефон:
7(42354) 25-4-98
E-mail:
monastery@list.ru

mail@monast.ru
Сайт:
Дата основания:
1895
дата восстановления:
1995

История

Первоначально идея об устроении в Камчатском регионе монастыря прозвучала в послании Священному Синоду от архиепископа Камчатского Иннокентия (в последствии митрополит Московский) 18 декабря 1862 года, который в своем прошении говорил о высокой нужде учреждения мужской общежительной обители. Однако сам Владыка и Синод на тот момент понимали, что решение этой задачи будет в тот период крайне затруднительно.
Только через 30 лет, в 1894 году, Синод благословил иеромонаха Алексея (Осколкова), согласно его желанию, принять на себя труд основать обитель в Камчатской епархии. Отец Алексей в своем послании к Синоду пишет задачи, которые ставит перед собой будущая обитель:

• Стать источником просвещения в нравственно-религиозном духе;
• Быть наставницей в обучении ремеслам и различным отраслям хозяйства;
• Показать благотворность всеобъемлющей любви Божьей; Возрождение духа любви к Родине, объединение племен региона, укрепление братства.

В то же время начинается сбор средств для устроения обители. Пожертвования на монастырь стекались чуть ли не со всей России. .

В 1896 г. последовал УКАЗ об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря, который был подписан императором Николаем II через несколько дней после возведения его на престол.

Для устройства обители был выбран участок на реке Уссури в Приморском крае.

Нелегко давались насельникам обители первые дни ее жизни. Трудность следовала за трудностью. В помощь для основания обители прислали двух иноков с Валаама: иеромонаха Сергия (Павел Озеров) и иеродиакона Германа (Вукола Богданов). По прибытии на место отцы в тот же день впали в крайнее уныние и попытались взять благословение на отъезд обратно. И только изумительное смирение, мудрость и духовный опыт помогли убедить игумена Алексея этих молодых подвижников остаться. В 1985 году игумен Алексей после многочисленных просьб и отказов в них, наконец получает разрешение об отставке и убывает на Афон. После отъезда отца Алексия на Афон, с 1 января 1897 года его сменяет на посту игумена отец Сергий (Озеров). Нелегко пришлось молодому, малоопытному настоятелю в суровой Приморской тайге. Только Валаамское воспитание, строгое и беспрекословное послушание, вера в помощь Божью помогали ему.

Отцы Сергий и Герман настолько идеально поставили дело устройства обители, что она стала знаменитой не только в Сибири, но и по всей России. Обитель стали называть Новым Валаамом. Строгостью устава и благотворным влиянием на ее воспитанников в некоторых отношениях она превзошла свою духовную матерь - Старый Валаам.

В годы своего настоятельства отец Сергий воспитал многочисленное братство, сплоченное любовью ко Христу и друг к другу.

В 1908 году обитель получила в свою собственность типографию в дар от Кожеурова Л.П. - владельца газеты «Русский Восток» в г. Никольск-Уссурийске. Типография располагалась недалеко от монастыря в с. Авдеевка. Судя по архивным фотографиям, она была оснащена всем необходимым. Все работы по подготовке издания к выпуску монахи выполняли сами. Уже в 1909 года был налажен процесс выпуска миссионерских листков, брошюр, книг.
Типография монастыря была широко известна в крае, ее услугами пользовались редакции многих газет.

При монастыре была также книжная лавочка и богатейшая духовная библиотека, которая существует и поныне.

Сохранились только некоторые сведения об отдельных изданиях, выпущенным в стенах монастыря. Прежде всего, это «Заветы инокам» - избранные поучения святых отцов о монашеской жизни. Они издавались отдельными выпусками. Подбором материалов для них занимался игумен Сергий - второй настоятель монастыря, прибывший с Валаама. Он собирал и переписывал в отдельную тетрадь святоотеческие наставления. Известно о шести выпусках «Заветов». Первый из них вышел в 1909 году - это был Устав преподобного Корнилия Комельского. Второй - в 1914 году и содержал «Крупицы от трапезы преподобного Феодора Студита». Третий выпуск был напечатан в 1915 году под названием «Душеполезные выписки» (самые различные советы инокам о послушании, исповеди, труде, грехах и др.). Четвертые «Заветы» вышли в 1916 году - это были «Крупицы от трапезы святых отцов» (о чтении Священного Писания, молитве, об условиях жизни в монастыре, слова оптинских старцев, прпп. Варсонофия и Иоанна и др.). Пятый выпуск «Заветов» был издан в 1917 году и получил название «Наставления святых отцов» (различные краткие советы свт. Тихона Задонского, прп. Пимена Великого, прп. Иосифа Оптинского, прп. Серафима Саровского и т.д.). Наконец, шестой выпуск «Духовное подкрепление» был выпущен в 1918 году.

Этими заветами по духовному деланию руководствовалась братия монастыря во главе с настоятелем.

Известно еще одно издание монастыря - клиросная книга «Пойте Богу разумно». Она включала в себя богослужебные песнопения всего годового круга системы Минеи. Также в этой книге приведены тропари и кондаки из служб русским святым, опускаемые в обычных месяцесловах.
В 1915 году это издание вышло второй раз в исправленном и дополненном виде. Оно включало в некоторых местах текст, приближенный к грамматическим формам русского языка.
Из монастырской типографии также вышли: Великопостный канон, Изъяснения Божественной литургии и наставления о молитве, акафисты и краткие жития святых, множество листков для назидательного чтения. В 1910 году типография отпечатала «солдатские письма».

В целом «монастырская печатня» работала очень активно, выполняя заказы и для епархии, и для гражданских учреждений.

Храм Иверской иконы Божьей матери на 1000 человек был построен в 1906 году. Освящен в 1907 году. Храм построен из камня. Сегодня там располагается клуб санатория.

Храм-часовня Преображения Господня построена купцом Чистяковым в память о погибшем сыне на Русско-японской войне. Закладка храма произведена в 1906 году. Построен в 1907 году. После постройки храм был передан монастырю. В те времена было принято строить в память о погибших храмы или часовни.

В 1922 монастырь был закрыт.

В 1995 году монастырь начал свое возрождение.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II утвердил Указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года: «Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии».

Монастырь сейчас расположился на участке бывшей монастырской животноводческой фермы. Большая часть исторической территории обители включая здания Иверского храма, братской трапезной, келейного корпуса, настоятельского домика епархии не возвращено из-за нахождения на этой территории Шмаковского военного санатория.

Сейчас в монастыре в первом двухэтажном здании находится административный корпус. В нем располагаются келия настоятеля, келия наместника, административные кабинеты. Второе здание - одноэтажное, в нем расположен келейный корпус.

Ко времени восстановления монастыря вся его территория находилась в ведении Дальневосточного военного округа (ДВО) и на ней расположился Шмаковский военный санаторий. В собственности курорта оказались часть сохранившихся монастырских зданий: храм во имя Иверской иконы Божией Матери (2-й этаж превращен в клуб, 1-й в лечебный корпус); недостроенный в 1917 году храм-часовня Преображения Господня, который стал смотровой площадкой санатория из-за своего выгодного географического расположения на вершине сопки; домик настоятеля, ставший административным корпусом санатория; трапезная ; келейный корпус ставший спортивным залом .

Монастырские конюшни были перестроены в совхозные коровник и гараж. Из четырех храмов в годы гражданской войны два сожжены. Из всего большого монастырского хозяйства (типографии, больницы, школы, свечного и кирпичного заводов и проч.) к 1995 г. не осталось ничего; как и от всей церковной утвари и икон.

Полуразрушенный и оскверненный храм-часовня Преображения Господня и небольшой клочок земли на вершине сопки рядом с часовней - это все, что было возращено вновь открытому монастырю в 1995 году.

Возрождение монастырской жизни началось с того, что Преображенский храм был приведен в более-менее пригодное состояние для совершения в нем богослужений. Рядом с ним построили несколько деревянных строений для проживания в них братии, которой нашлось тогда всего несколько человек.
В Преображенском храме начали ежедневно служить, при этом на самом здании делали ремонт с внешней стороны. Прежде всего, была разрушена смотровая площадка, устроенная под крышей. Затем начались работы по подготовке к установке купола на храм.

Несколько лет некогда крупнейший дальневосточный монастырь располагался на небольшом пятачке Преображенской сопки . Все необходимое для жизни: воду, пищу, дрова послушникам приходилось приносить на сопку из поселка. Главным деланием его насельников стали труд и молитва.
Через несколько лет, в конце девяностых годов, на храме появился новый купол. Дальневосточный военный округ наконец-то передал монастырю территорию бывших конюшен, где в последнее время располагался военный совхоз. Сюда по благословению епископа Вениамина было решено переносить центр возрождающегося монастыря. Для этой цели подошел двухэтажный каменный корпус, сохранившийся еще от бывшего монастыря.
Устроение монастырской жизни проходило в тяжелых условиях потери преемственности в духовной жизни, отсутствия опыта в руководстве общежительной обителью - братии все приходилось познавать в результате проб и ошибок. С 1995 по 1998 годы сменилось два наместника монастыря. В 1997 году новым наместником стал иеромонах Феофан (Зиборов), закончивший Московскую Духовную Семинарию. С этого времени активнее стала обустраиваться возвращенная монастырю территория. В 1999 году открыт домовый храм во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, закончен внутренний ремонт Преображенского храма, в котором создан новый иконостас в несколько ярусов, устроены братские келии. К 2001 году обустроен корпус для послушников и трудников, открыт в интернете сайт монастыря.

В 2002 году состоялась закладка нового деревянного храма во имя Живоначальной Троицы. Настоятель - архиепископ Вениамин, наместник - игумен Алексий.Всего на 1 января 2003 года в обители проживало 17 человек.

С 2005 года наместником монастыря был назначен игумен Василий (Кулаков).

Постепенно развивается монастырское хозяйство. У обители появилась своя пчелиная пасека и садово-огородный участок, где посажены виноград, груши, яблони, тутовник.

На сегодняшний день монастырскую братию составляют около 20 человек.

Внутренняя жизнь монастыря начинается с 5 часов, затем с 5.30 братский молебен; утренние молитвы, полунощница, с 8.00 начало послушаний, 9.00 - начало литургии в Преображенском храме, 12.00 - поучение братии, с 13.00 до 14.00 - время обеда, с 14.00 до 18.00 - послушания, с 16.00 - вечернее богослужение в храме святых Сергия и Германа Валаамских, 19.00 - ужин, 19.20 - вечернее правило, 22.00 - отход со сну. Во время вечернего правила для насельников монастыря совершается исповедь

Наместник

Игумен Василий (Кулаков)


Храмы и Богослужения

Храм в честь Преображения Господня
По: суб.
время
богослужение
примечание
10 : 00
Таинство Крещения
16 : 00
Вечернее богослужение
По: вск.
время
богослужение
примечание
8 : 30
Божественная литургия
Храм в честь святителя Николая Чудотворца
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По: пнд.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия. Молебен
По: втр., сред., четв., пятн.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия
По: суб.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия. Панихида

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По: пнд.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия. Молебен
По: втр., сред., четв., пятн.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия
По: суб.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия. Панихида
10 : 00
Таинство Крещения
16 : 00
Вечернее богослужение
По: вск.
время
богослужение
примечание
8 : 30
Божественная литургия


Контактная информация

Как добраться?

До монастыря проще всего добраться на поезде, доехав до станции Ружино (между городами Владивосток и Хабаровск). Станция весьма удобна, потому как на ней имеют остановку все без исключения пассажирские поезда.

От станции Ружино на автобусе до пос. Горные Ключи. Как правило, автобус встречает поезд.

Из многих городов Приморского края, а также из Хабаровска, через пос. Горные Ключи проходят междугородние автобусы. Следует заметить, что поселок иногда называют Шмаковка.

От остановки автобуса до монастыря можно дойти пешком за 10-15 минут.

Возврат к списку