Свято-Успенская Почаевская Лавра, мужской ставропигиальный монастырь Киевской епархии Монастыри УПЦ МП
История
Успенская Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-41 гг. затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем.
Со временем Лавра стала приходить в запустение. Обитель была вновь устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. До перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
В 1596 г. монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии. Во времена литовского правления на Волыни главными духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†28 октября / 10 ноября 1651 г.), и священномученик Макарий, архимандрит Овручский († 1678 г.).
С 1713 по 1831 гг. монастырь находился под властью униатов. Возвращенная Православной Церкви, обитель в 1833 г. получила статус лавры (с присвоением ей четвертого места в числе тех, что существовали в Российской империи).
Во время Первой Мировой войны в 1915 г. монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В мае 1916 г. приходят русские войска, но в сентябре 1920 г. Волынь занимают поляки, и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши. С 1939 г. обитель снова находится в молитвенном общении с Русской Церковью.
В августе 1990 г. торжества по случаю 750-летия обители возглавил Святейший Патриарх Алексий II.
В 1991 г. при Лавре открыто духовное училище (с 1994 г. — Почаевская духовная семинария).
С 1997 г. монастырь имеет ставропигию Предстоятеля Украинской Православной Церкви.
При Почаевской обители устроен Свято-Духов скит.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
В 1906 году по инициативе архиепископа Антония Храповицкого, по проекту архитектора А. Щусева началось строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле. Собор этот – зримая проповедь Православия в западном крае. Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евою Домашевскими, но снесённому во время строительства Успенского собора.
Долгое время Троицкая церковь размещалась в пристройке к братскому корпусу, в которой раньше находилась типография. В нынешнем Троицком соборе, с его величественным куполом, хорами и переходами – возрождение родной старины, возвращение в давние минувшие времена на целые века назад, в те блаженные дни, когда Русь наша была воистину святою, когда она от царских палат до крестьянской избы жила огромным монастырем по уставу Православной Церкви, строго соблюдая заветы святых отцов. В нём выражение души славянина, восприятие им красоты мира земного и небесного. Собор был заложен ещё в 1899 году, но только в 1906 году возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь. Еще у Святых врат он восстаёт перед нами во всём своём великолепии в мозаической иконе Спаса Нерукотворного со склонившимися перед образом князьями русскими. Западный же вход в храм украшен изображением из мозаики Почаевской иконы Божией Матери. Вокруг иконы парят во славе ангелы, а внизу благоговейно предстоят святые Божии угодники Волынской земли. Северная сторона украшена изображением Новозаветной Троицы с Голгофой в центре. Стены собора, тяжёлые монолитные, имеют минимум украшений – лишь таинственный орнамент, выложенный кирпичом на высоте хоров.
Иконы в иконостасе писаны в строго древнерусском стиле художником Чириковым. Паникадило подарено императором Николаем II. Расписывал собор художник иеродиакон Дамаскин Малюта, но сделал очень мало – вспыхнула Первая мировая война. Но всё же кое-что было расписано: притвор, алтарь храма, частично южная и западная стены.
Роспись собора довершена в семидесятых годах местными иконописцами по эскизам художников Щербакова и Фролова.
На стенах во весь рост изображения святителей, святых мучеников и мучениц, преподобных, изображения библейского сюжета. На задней стене храма – картина Страшного суда, справа от Господа – райские блаженства, а слева – вечные адские муки. Выходя из церкви, каждый богомолец невольно поднимает глаза на это изображение, наводящее на глубокие размышления.
Две иконы Спасителя и Богоматери в старинных серебряных ризах на боковых стенах у иконостаса – связующая нить с древним Троицким собором, возведённым Домашевскими и освящённым преподобным Иовом. И роспись храма, и полумрак, царящий в храме за счёт узких окон, и умиленное монашеское богослужение – всё здесь настраивает человека на молитву, на духовный разговор с Творцом всего сущего на земле, на душевный мир
Словно во исполнение библейского пророчества «и созиждут сынове инороднии стены твоя и царие их предстояти будут тебе» (Ис. 60, 10) явила Почаевская святыня чудодейственную силу графу Николаю Потоцкому. Безудержный в своём магнатском произволе, он, за то, что лошади всполошились, понеслись и опрокинули повозку, три раза стрелял в своего кучера. Только и успел извозчик повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря и обратиться с молитвой к Божией Матери – и... осечка: первый, второй, и третий раз. Потоцкий ошарашено смотрит на свой пистолет, ещё ни разу не подводивший его, переводит взгляд на кучера, полумёртвого от страха, но с огоньком какой-то надежды в глазах, всё также обращенных в сторону монастыря. Чудо это произвело на графа огромное впечатление. Со слезами покаяния падает он на колени перед Почаевским чудотворным образом Богородицы и обещает отныне посвятить свою жизнь монастырю и заботиться о приумножении его величия и славы.
И уже в 1771 году на месте древних церквей, небольших и разрозненных, за проектом архитектора Готфрида Гофмана начинает строить в стиле позднего барокко величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Собор возвышается над землёй на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его – 54, а ширина – 40 метров.
Величавый купол венчает собор. Большая терраса, ограждённая над стремниной горы железной решеткой, вделанной в 30-ти каменных столбах, на которых устроены искусно высеченные из камня фонари, с трёх сторон окружает его. Над центральным входом – икона Успения Божией Матери.
Внутри архитекторы придали ему крестообразную форму.
Он разделён на три части аркадами колон, поражая богатством красок, живописи, линий и форм, граней и ярусов, богатством пространства, зовущего ввысь. Собор расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя. Это и исцеление слепорождённого брата помещицы Гойской Филиппа в 1597 году, и перенесение чудотворной иконы из замка Гойской на гору Почаевскую, перенесение инока в обитель с турецкого плена, воскрешение мёртвого младенца, сотрясение бесом жены Фирлея, граф Потоцкий и его кучер... И всё то, что сроднилось с этим краем – Волынью, этой святой горой так естественно соединяется с Евангельскими историями, знакомыми каждому верующему: Христос и покаявшаяся грешница, воскрешение сына вдовы Наинской, Христос в доме Марфы и Марии... Золотыми буквами слева направо – православный Символ веры. И, как завершение росписи, на алтарной стене – огромное изображение начала истории обители: явление Матери Божией в столпе огненном.
Расписывал храм в начале XIX века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 году (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас выполнен по проекту академика Нестерова. Тридцать три иконы украшают его. Наверху в двух боковых приделах устроены церкви: слева – во имя святого благоверного князя Александра Невского, а справа – во имя святителя Николая Чудотворца. Службы в них совершаются только на Светлой Седмице. Освящены они в память посещения монастыря императорами Николаем I и Александром II. Собор хранит две лаврские святыни – Цельбоносную Стопу Божией Матери и Её чудотворную икону.
Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.
Свято-Варваринская церковь, которая примыкает к братскому корпусу, освящена во имя великомученицы Варвары и великой княгини Ольги в 1887 году как Трапезная церковь.Она и по сей день служит просторной трапезной (столовой) для монастырской братии. Служба в церкви совершается в день престольного праздника и на Светлой Седмице.
Иконостас изготовлен умельцами монастыря, иконы писаны в лаврской мастерской на больших листах красной меди. С иконостасом гармонирует и вся роспись храма. Над входной дверью – чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек.
Кроме Успенского храма в этот период были построены Пещерная церковь преподобного Иова и братский корпус, в котором живет братия и поныне. Спустившись по крутой лестнице и пройдя длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников в земле Русской просиявших, входим в небольшой храм. Он устроен на склоне горы (1774 год) и как бы соединен с ней. С правой стороны церкви – окна, а с левой – вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобных Иова и Амфилохия, и находится маленькая пещерка, где молился угодник Божий Иов. Над входом в грот помещена древняя икона преподобного Иова. На стенах же грота написаны важнейшие события земной жизни и посмертного прославления угодника Божия: его кончина, явление митрополиту Киевскому Дионисию Балабану, самое открытие его мощей...
От входа в храм и вплоть до иконостаса, на сводах арочного плафона роспись, повествующая о крестном пути Спасителя, начиная от омовения ног ученикам и кончая положением во гроб, а на стенах – эпизоды его земной жизни. Венчает церковь резной дубовый иконостас.
Сюда, в Пещерный храм, к преподобным Иову и Амфилохию устремляются сердца и души всех верующих православных христиан. Пещерная церковь, как бы обняв гору, навсегда соединилась с величественным сооружением Свято-Успенского собора.
В 1858 году в память Киево-Печерских святых, благословивших монашество на Почаевской горе, была устроена и освящена церковь преподобных Антония и Феодосия. Она находится ниже Пещерного храма. Церковь небольшая, с древним иконостасом.
Скиты
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
5 : 00 |
Полунощница.
|
|
6 : 15 |
Акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Почаевская»
|
|
6 : 15 |
Ранняя Божественная литургия
|
храм преподобного Иова
|
8 : 00 |
Акафист преподобным Иову или Амфилохию перед их святыми мощами
|
|
9 : 00 |
Поздняя Божественная литургия
|
Свято-Успенский собор
|
11 : 00 |
Панихида и заказные молебны
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечерние богослужение
|
Свято-Успенский собор
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
Свято-Успенский собор
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Ранняя Божественная литургия
|
Свято-Троицкий собор
|
8 : 00 |
Акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Почаевская»
|
Свято-Успенский собор
|
8 : 00 |
Молебен преподобным Иову или Амфилохию
|
Пещерный храм
|
10 : 00 |
Поздняя Божественная литургия
|
Свято-Успенский собор
|