Свято-Вознесенский женский монастырь в д. Барколабово Бобруйской епархии Монастыри Белорусской Православной Церкви
История
Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь находится в 1,5 км. от старинного села Барколабово (известного с 1564г.), в 12км. от г. Быхова и 38 км. от г. Могилева. Монастырь расположен в междуречье старого русла Днепра и реки Лахвы на песчаном островке. Свое существование начал монастырь с середины XVII века.
Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака.тВ 1564 г. он основывает замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака, Евы, с князем Соломерецким, деревня Барколабово становится культурным центром приднепровского края. Здесь создается известная во всей Речи Посполитой библиотека.
В то время Беларусь входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, все жители которой по соглашению должны были иметь одинаковые права. Но королевские власти проводили жесткую политику ополячивания белорусского народа, насильно насаждали католицизм. М. Смотрицкий одним из первых повел решительную борьбу с пленением родного края. В это время он пишет вместе со многими другими произведениями свое главное сочинение – «Трэнас» или «Лямант восточной церкви», где от имени Матери-Церкви призывает белорусский, русский и украинский народы к объединению, к борьбе за свои права.
Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляли жить, придерживаясь чужих обычаев и традиций. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили духовным народным традициям, родному языку, православной вере, настойчиво боролись за свои взгляды. Вот почему Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 г. князем Соломерицким была заложена церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1626 г. дети князя Соломерицкого, Богдан и Анна, наставником которых был Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово.
Через некоторое время княжна Елена Соломерецкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 г. Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Южнее местечка Барколабово, в живописном уголке около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов красивая и величественная Соборная церковь. Позже выросли высокая колокольня – ворота, каменное ограждение и другие постройки.
Устроение монастыря и надзор за ним поручались Иоилю Труцевичу, игумену Кутеинского женского монастыря в г. Орша. Из сестер Кутеинского женского монастыря выбиралась игуменья для Барколабовского монастыря. Ей оказалась монахиня Фотиния. Первые насельницы вновь созданной Барколабовской обители были также кутеинскими. Оба монастыря должны были жить согласно, помогая друг другу и делиться всем нужным.
Если бы случилось, что игумены Кутеинские отступили от православной веры и впали в унию, то они уже потеряли бы всю власть над монастырем Барколабовским. В таком случае сама игуменья с сестрами будет управлять и распоряжаться обителью. Защита монастыря и попечение о нем возлагались Стеткевичем на сына его Михаила, дочерей, родственников и всех обитателей повета Оршанского, в православии пребывающих. Пользуясь предоставленными монастырю владениями и правами, инокини обязывались всегда молиться за его основателя, его жену, его детей и родственников. Дарственная сия была написана на имя Иоиля Труцевича, игуменьи Фотинии Киркоровны с сестрами и была подписана 7 июля 1641г.Главной заботой игумена Иоиля и матушки Фотинии было построение храма. Фундуш (дарственная грамота) был дан 7 июля, в день рождения пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому решили первый храм построить в честь Иоанна Крестителя. Вскоре в монастыре был воздвигнут небольшой каменный Предтеченский храм с приделом Святителя Николая. А в 1648 году на средства Богдана Стеткевича был построен и другой, деревянный, храм в честь Вознесения Господня. Конечно же, в монастыре появились кельи, хозяйственные постройки и все было обнесено деревянной стеной.
Вскоре после сооружения главного храма в жизни обители произошло событие исключительного значения. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимой им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. И вот описание того, что совершилось в знаменательный для Барколабовской обители 1648 г. «Тайну Цареву подобает хранить, дела же Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше-Литве, в лето от сотворения мира 7156, от Рождества Христова 1648, при державе польского короля Владислава четвертого, грядущаго из Польши, князь воинов Российских, прозванием Пожарский, с собою имеяша сию Икону Пресвятыя Богородицы из Польши и егда прииде на место сие идеже ныне у врат великих, тогда ста икона неподвижима; трудяся же князь, хотя конскою силою и младыми отроки двигнути, и ничтоже успе, и бысть икона неподвижима. Сие видя, князь пойде в монастырь к игумении тогда бывшей, Фотинии Киркоровне, рече: возмите икону Пресвятыя Богородице, ибо хощет Мати Божия зде пребывати. Тогда игумения с сетрами пришедши, взяше с подобающею честию икону ресвятыя Богородицы, поставила ю посреде церкве, и оставиша до утрия, где бы поставиша оную; егда же приидоша на утрие в церковь, обретоша икону саму о себе ставшу при стене, идеже ныне стоит. Празднование оной совершается месяца июля 11 числа, в день святыя великомученицы Евфимии Прехвальныя в оньже день сия икона прибыла в монастырь Барколабовский».
До 1835г. Барколабовский монастырь был самостоятельным, но в этом же году он был приписан к Буйничскому монастырю, обращенному из мужского в женский.
Жизнь иноческая насельниц монастыря, прибывших из женского Кутеинского монастыря, проходила на должной высоте. Сияли благочестием инокини барколабовские. Само число инокинь было велико, более 100 сестёр. Но с течением времени монастырь оскудевал в числе монашествующих, особенно с XVIII столетия. В 1766г. в монастыре были игумения и 31 монахиня. Несмотря на относительную малочисленность сестёр в предреволюционное время, при монастыре существовал приют для девочек, где они получали образование и духовное воспитание, навыки рукоделия, а также готовились к семейной жизни, приучаясь к труду, аккуратности. Выходящим замуж давали приданое.
В 1924 году монастырь закрыла богоборческая власть.
Возрождение монастыря началось с 2008 года, когда из Успенского женского монастыря г. Орши прибыли схиигумения Антония (Полуянова) и с нею восемь сестёр. Благословение на возрождение монастыря матушка Антония получила от о. Николая (Гурьянова).
13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре освящен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 2011 г. завершено строительство колокольни, заложен фундамент для строительства сестринского корпуса. Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.
Настоятельница
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Полунощница. Акафист перед иконой Божией Матери Барколабовской.
|
|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Полунощница. Акафист перед иконой Божией Матери Барколабовской.
|
|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Воскресная полунощница.
|
|