Свято-Введенская Островная пустынь близ г. Покрова Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.
На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.
Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.
После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.
Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.
В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.
В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.
16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви.
6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.
Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.
В 2007 году рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.
На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.
Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.
После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.
Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.
В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.
В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.
16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви.
6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.
Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.
В 2007 году рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Первый деревянный храм Введенской Островной пустыни строился с 1709 по 1710 гг. на очищенном от леса месте. Построив себе на острове келью и часовню, иноки Сергий и Тимофей, с появлением на острове большого количества насельников, просят царя Петра Алексеевича о дозволении им построить на острове Вятского озера церковь во имя Введения во храм Божией Матери.
В декабре 1708 года была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского). Прошение было удолетворено, и в течение одного года иноки с братией закончили постройку. Храм был освящён 14 января 1710 года. Этот храм перестраивался в 1767 году.
Строительство нового кирпичного собора, начатое с весны 1891 года, велось на средства самой обители и благочестивых жертвователей, в июле 1892 года было окончено. В соборе было устроено пять алтарей: три внизу - во имя Введения во храм Божией Матери, Иоанна Крестителя и преподобного Никиты Исповедника, и два вверху, на хорах, - во имя святых равноапостольных Константина и Елены и св. мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. 9 августа 1892 году архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) освятил новый величественный пятипрестольный Введенский собор.
Новый пятиглавый храм, построенный в византийском стиле, отличался красивым посеребрённым и местами позолеченным иконостасом и великолепными росписями греческого письма выполненными монахами Оптиной пустыни под руководством иеромонаха Даниила (Болотова). В особом киоте хранилась местночтимая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, украшенная серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями, написанная в ХVIII столетии. При храме возвели колокольню.
Собор действовал до 1924 года. В 1932 году начали разрушать главы Введенского храма, чтобы придать зданию светский вид. Здание поделили на два этажа и использовали более 60 лет под нужды колонии. В нём устроили школу, затем на втором этаже сделали музей, а на первом - спортзал, мастерские и склад мебели.
После того как здания и храмы Введенской пустыни полностью передали в ведение женского монастыря, в начале 2000-х годов приступили к реставрации и Введенского собора, с него сняли протекавшую кровлю, установили леса, выложили кирпичный барабан, вычистили фасадный кирпич и подняли купола с золочёными крестами. Под масляной краской, покрывавшей его стены, реставраторы обнаружили чудом сохранившиеся фрагменты росписей конца ХIХ века.
В декабре 1708 года была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского). Прошение было удолетворено, и в течение одного года иноки с братией закончили постройку. Храм был освящён 14 января 1710 года. Этот храм перестраивался в 1767 году.
Строительство нового кирпичного собора, начатое с весны 1891 года, велось на средства самой обители и благочестивых жертвователей, в июле 1892 года было окончено. В соборе было устроено пять алтарей: три внизу - во имя Введения во храм Божией Матери, Иоанна Крестителя и преподобного Никиты Исповедника, и два вверху, на хорах, - во имя святых равноапостольных Константина и Елены и св. мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. 9 августа 1892 году архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) освятил новый величественный пятипрестольный Введенский собор.
Новый пятиглавый храм, построенный в византийском стиле, отличался красивым посеребрённым и местами позолеченным иконостасом и великолепными росписями греческого письма выполненными монахами Оптиной пустыни под руководством иеромонаха Даниила (Болотова). В особом киоте хранилась местночтимая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, украшенная серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями, написанная в ХVIII столетии. При храме возвели колокольню.
Собор действовал до 1924 года. В 1932 году начали разрушать главы Введенского храма, чтобы придать зданию светский вид. Здание поделили на два этажа и использовали более 60 лет под нужды колонии. В нём устроили школу, затем на втором этаже сделали музей, а на первом - спортзал, мастерские и склад мебели.
После того как здания и храмы Введенской пустыни полностью передали в ведение женского монастыря, в начале 2000-х годов приступили к реставрации и Введенского собора, с него сняли протекавшую кровлю, установили леса, выложили кирпичный барабан, вычистили фасадный кирпич и подняли купола с золочёными крестами. Под масляной краской, покрывавшей его стены, реставраторы обнаружили чудом сохранившиеся фрагменты росписей конца ХIХ века.
Храм в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца
1876 —
1878 гг.
восстановлен в 1995 г.
В сентябре 1876 года обитель возглавил настоятель иеромонах Иосиф. Он решил перестроить и расширить довольно обветшавший Свято-Никольский храм, сооружённый ещё в третьей четверти ХVIII века при настоятеле монастыря иеромонахе Клеопе.
Одним из основных благотворителей были московский купец Г.Ф. Тряпкин и его супруга, почётный гражданин И.И. Стахеев, который пожертвовал на возведение храма 2000 рублей, предводитель дворянства Покровского уезда Владимир Николаевич Акинфиев, покровский купец Каргополов и другие. Храму были подарены Евангелия, престольные и служебные облачения, металлические больших размеров хоругви, роскошное паникадило, массивные лампады и подсвечники к местным образам, и другая церковная утварь. Кроме этого стомость всех денежных приношений составила 14 тысяч рублей серебром. В ноябре 1877 года был изготовлен и освящён алтарь на хорах во имя Архистратига Михаила. В храме для отопления были установлены три печи. Полное освящение церкви состоялось в 1878 году.
После закрытия монастыря в Никольском храме, как приходском, ещё какое-то время проводились церковные службы. С 1 мая1926 года занят детской колонией. В это время вся монастырская собственность увезена в соседний город Покров, и началась перестройка здания. С церкви был сброшен купол с крестом, со стен содраны все иконы, а стены были замазаны штукатуркой, разобран на дрова иконостас. Никольский храм с заложенными окнами, подвергся внутренней перепланировке и был превращён в клуб.
В 1995 году храм во имя Николая Чудотворца был восстановлен.
Одним из основных благотворителей были московский купец Г.Ф. Тряпкин и его супруга, почётный гражданин И.И. Стахеев, который пожертвовал на возведение храма 2000 рублей, предводитель дворянства Покровского уезда Владимир Николаевич Акинфиев, покровский купец Каргополов и другие. Храму были подарены Евангелия, престольные и служебные облачения, металлические больших размеров хоругви, роскошное паникадило, массивные лампады и подсвечники к местным образам, и другая церковная утварь. Кроме этого стомость всех денежных приношений составила 14 тысяч рублей серебром. В ноябре 1877 года был изготовлен и освящён алтарь на хорах во имя Архистратига Михаила. В храме для отопления были установлены три печи. Полное освящение церкви состоялось в 1878 году.
После закрытия монастыря в Никольском храме, как приходском, ещё какое-то время проводились церковные службы. С 1 мая1926 года занят детской колонией. В это время вся монастырская собственность увезена в соседний город Покров, и началась перестройка здания. С церкви был сброшен купол с крестом, со стен содраны все иконы, а стены были замазаны штукатуркой, разобран на дрова иконостас. Никольский храм с заложенными окнами, подвергся внутренней перепланировке и был превращён в клуб.
В 1995 году храм во имя Николая Чудотворца был восстановлен.
Храм - часовня в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских
По: суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|
12 : 00 |
Молебен с акафистом благоверным князю Петру и княгине Февронии
|
|
Подворья
Богослужение в монастыре
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Божественная литургия
|
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
По: суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
12 : 00 |
Молебен с акафистом благоверным князю Петру и княгине Февронии
|
|
Служение
Детский приют-пансионат «Ковчег»
При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для
оставшихся без попечения несовершеннолетних детей. 1 сентября 2009 года в
нем начался первый учебный год. С детьми
занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а
также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано.
Монахини обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях,
старшие девочки поют в монастырском хоре.