Святоостровский скит Валаамского монастыря скит ставропигиального мужского монастыря
История
Суровые, почти отвесные скалистые берега острова Святой поднимаются на 30-метровую высоту примерно в километре от северо-восточной оконечности острова Валаам. В конце XVIII века его именовали «Старым Валаамом». По преданию, здесь в пещере подвизались преподобные основатели обители и находился первоначальный Свято-Троицкий монастырь.
Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов прп. Александра Свирского (1448-1533), основателя знаменитой обители «Во имя Пресвятой Троицы». В свое время прп. Александр переселился на Святой остров в пещеру, а затем удалился к реке Свирь. Близ пещеры в 1777 г. путешественник Я.Я. Мордвинов видел деревянную часовню и крест. Крест с вырезанной на ней датой «1759 г.» уцелел и является древнейшим памятником Валаама.
В середине XIX в., по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора, на Святом острове устраивается скит. В память посещения острова владыкой сохранился гранитный обелиск
В 1840-42 гг. строится новая часовня. В 1855 г., возможно, по проекту А.М. Горностаева, часовня перестраивается в церковь во имя прп. Александра. Иконостас письма В. Пошехонова, внутреннее убранство, вырезанное из кипариса, частица гроба преподобного и десять колоколов утрачены. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега.
В скиту обычно жили восемь иноков. В 1930-е годы за строениями, садом и огородом наблюдал один монах. Скит отличался строгим уставом, иноки не вкушали молочную пищу. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь.
Путь к святому острову, где находится самый удаленный из всех Валаамских скитов, проходит мимо отвесных скал. Грозные и суровые они закрывают от праздных глаз место духовных подвигов преподобного Александра Свирского. Здесь 500 лет назад в пещерке вырубленной скалы, он подвизался в посте и молитвах. Александр Свирский пришел на Валаам когда ему было 19 лет. 7 лет он прожил на острове послушником, а 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр. Трудясь в пекарне, он до изнеможения таскал воду и дрова из леса. Вся жизнь его была аскезой. Он раньше всех являлся в монастырскую церковь и всегда стоял на одном месте, сосредоточившись на молитве так, что даже не переступал ногами. Во всякое время употреблял только хлеб и воду, и то в малом количестве. Одежду носил такую, что по выражению его ученика, он едва прикрывала его наготу.
Об Александре пошла молва как о великом подвижнике, но загрустил молодой монах, ведь он стремился не к славе. По благословению игумена смиренный инок поселился на острове, который впоследствии и в память о преподобном Александре был назван Святым. В крохотной пещере на уединенном далеком острове инок прожил 7 лет. Это удивительное святое место сохранилось до наших дней. При входе плечи задевают за стены. Едва теплящийся перед образами свет лампады освящает все пространство кельи.
И больше здесь ничего нет кроме голого камня. Иконы дают нам возможность увидеть то, что нам никогда не будет дано и то, что видел своими глазами преподобный: три мужа в светлых одеждах сияющих невыразимым, светом берут его за руку.
Александру Свирскому как и праотцу Аврааму являлась сама Святая Троица. В житие преподобного Александра сказано, что от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткой, что не боялась и каменного ударения. В этой открытой всем Ладожским ветрам пещере закалилось тело святого настолько, что превратилось в неуничтожимый светильник души, и этот Божественный отсвет, приобретенный здесь, святой Александр понес позже с собой на берега реки Свирь, где по велению Божией Матери он основал монастырь.
В XV веке ушел с берегов Ладоги преподобный Александр, а в середине XIX века по благословению игумена Дамаскина на острове был создан скит, возведена часовня со временем перестроенная в храм. Небольшую деревянную церковь освятили во имя преподобного Александра Свирского. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь. Скит этот, в котором к тому времени проживало 8 иноков, отличался строгим уставом. Молочную пищу, братья не вкушали даже в обычные дни.
Деревянный храм эпохи Дамаскина не сохранился. Но во время возрождения Валаамской обители выстроен новый храм, полностью уподобленный прежнему. В его скромной деревянной простоте и скудном убранстве царит необыкновенный покой, и рука сама тянется к лежащему на подоконнике акафисту. Пока не помолишься Александру Свирскому, не захочешь уйти из храма. Но и после невозможно расстаться в мыслях с его образом. Перед глазами словно клеймы с иконы встают эпизоды из жизни преподобного. Вот лежат возле церкви дрова, будто Александр Свирский наколол их как сделал это 600 лет назад, когда к нему, уже игумену монастыря, пришел эконом и попросил послать в лес за дровами какого-нибудь праздного монаха. Я празден, отвечал преподобный, взяв топор и отправившись в лес.
Праздники и чтимые даты
Храмы и Богослужения
Является скитом монастыря
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Часы, Божественная Литургия
|
|
18 : 00 |
Вечерня, акафист
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
18 : 00 |
Всенощное Бдение
|
|