Успенский Святогорский Зимненский ставропигиальный женский монастырь Киевской епархии Монастыри УПЦ МП

Адрес:
Украина, Волынская область, Владимир - Волынский район, с. Зимно
Телефон:
+38(03342)3-49-04
E-mail:
zimnomonasyr@gmail.com
Сайт:
дата восстановления:
1996

История

Обитель расположена на южном возвышенном берегу реки Луги. По преданию, монастырь основал в 1001 г. св. равноапостольный князь Владимир: он воздвиг здесь зимний дворец, от которого пошло название местности Зимнее, и два деревянных храма — малый во имя Святой Троицы и большой в честь Успения Пресвятой Богородицы. По преданию, князь подарил обители икону Божией Матери, полученную от Константинопольского патриарха как благословение на брак с сестрой византийского императора Анной.

Первое письменное упоминание о монастыре находится в «Житии» прп. Феодосия Печерского (в 1074 г.) — одного из основателей и первых настоятелей Киево-Печерской Лавры. Это «Житие» рассказывает, как прп. Варлаам, первый игумен Лавры, а позже настоятель киевской обители св. вмч. Димитрия Солунского, возвращаясь из путешествия в Константинополь, тяжело заболел, и едва добравшись до города Владимира, вошел в монастырь, который под названием Святой горы существовал вблизи города и здесь мирно почил. Перед кончиной прп. Варлаам «завещал тем, что были с ним, чтобы довезли тело его до монастыря… отца нашего Феодосия», то есть Киево-Печерской Лавры, что и было выполнено. Описываемое событие произошло во второй половине XI в. Предполагают, что в эпоху Киевской Руси Зимненская обитель была загородной резиденцией Владимир-Волынских епископов в частности святителей Стефана (бывший настоятель Лавры и основатель Кловского монастыря в Киеве, в 1094 г.) и Амфилохия ( лаврского постриженика, в 1122 г.). Существует также мнение, что игуменом Зимненской обители некоторое время был свт. Нифонт — выходец из Лавры и будущий архиепископ Новгородский (в 1156 г.).

В 1223 г. Ипатьевская летопись сообщает, что на Волыни в XIII в. «были Владимирские епископы… Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а затем был Василий со Святой горы». Эти слова связывают с Зимненским монастырем и понимают, как свидетельство о пребывании здесь архиерейской резиденции.
С середины XV в. письменные источники упоминают село Зимнее, владельцем которого в то время был православный волынский вельможа Федор Чарторыйский, заботливый благотворитель обители. Он воздвиг в монастыре величественный храм Успения Пресвятой Богородицы и крепостные стены с башнями. Однако сын его Александр подверг обитель имущественным притеснениям, но в конце жизни хотя и не вернул отобранного у монахов, — все же помирился с ними и отлил в 1566 г. монастырский колокол, который сохранился до наших дней. После смерти Чарторыйского Зимнее принадлежало разным арендаторам, которые также притесняли монахов.
В 1682 г. монастырь захватили униаты. Те из братии, кто не принял унии, ушли в Киев, забрав с собой документы обители. В 1724 г. Зимнее приобрел католик Михаил Чацкий, который ограбил монастырь и снял с Успенского храма часть куполов, оставив только два западных, чтобы здание стало похоже на католический храм. По преданию, Чацкий, став перед почитаемой в обители иконой Божией Матери, сказал: «Ну, что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь!» В следующее мгновение он ослеп, а через три года умер, после чего все потомки Чацкого по мужской линии теряли зрение за три года до смерти.
Постепенно обитель обеднела настолько, что в 1790 г. ее закрыли. В 1795 г. с. Зимнее вошло в состав Российской империи, Успенский храм был открыт как православный приходской. В 1839 году здесь был основан Святогорский Свято-Успенский Зимненский монастырь, приписанный к Корецкому монастырю. Через 55 лет, 11 июля 1894 года, в память возрождения Зимненского Святогорского монастыря Владимир-Волынская городская дума подарила обители икону святой равноапостольной княгини Ольги. В 1906 году афонский монах Афанасий пожертвовал монастырю икону святого великомученика Пантелеимона.

В 1914 году в Зимненском Святогорском Свято-Успенском женском монастыре проживало 16 монахинь и 103 послушницы. При нем работала женская двухлетняя школа. Монастырь имел 544 десятины земли и получал от казны ежегодно 1500 рублей.

Во время Первой мировой войны монастырь значительно пострадал.

В 1939 г. обитель закрыли по решению советской власти, в 1940 г. здесь разместилась военная часть.
В период Великой Отечественной войны состояние монастырских зданий ухудшилось, но при этом с 1941 г. в обители вновь подвизались монахини. После нового их выселения в 1946 г. территорию монастыря отдали тракторной бригаде. Только Свято-Троицкий каменный храм обители, расположенный вне крепостных стен, остался действующим как приходской.

В 1975 г. светская власть, обратив внимание на то, что гибнет уникальный архитектурный ансамбль, поручила специалистам разработать проект реставрации монастырских зданий. Началось их исследование и реставрационные работы.

В 1990 г. обитель вернули Церкви, в июне 1991 г. сюда приехали монахини. Усилиями сестер, с участием благотворителей в монастыре были продолжены работы по возрождению архитектурного ансамбля.

В 1996 г., по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, обитель стала ставропигиальной.

Территория монастыря, окруженная крепостными стенами с башнями, приближается в плане к прямоугольнику, вытянутому с запада на восток. При этом северная сторона прямоугольника совпадает с верхней границей склона левого берега р. Луга. В северо-восточном углу монастыря в 2001 г. установлен памятник св. равноап. князю Владимиру (по случаю празднования 1000-летия монастыря). В центре северной стороны монастырского прямоугольника, вместо части крепостной стены, расположен Успенский храм. У юго-западного угла храма расположена деревянная колокольня с единственным колоколом, отлитым для обители Чарторыйским. У небольшого свободного пространства перед западным торцом Успенского храма у северо-западной угловой башни расположен корпус с церковью св. прав. Иулиании Ольшанской (в XIX веке его называли «теремом св. Владимира»). К западной крепостной стене, со стороны монастырского двора, пристроен одноэтажный сестринский корпус. В юго-западной части двора находится водосвятная часовня, возведенная к 2000-летию Рождества Христова. В центре южной крепостной стены, напротив Успенского храма, возвышается колокольня со святыми воротами в нижнем ярусе. На месте разобранной юго-восточной угловой части крепостной стены находится массивный двухэтажный дом дореволюционной школы, возведенный в 1890-х гг. Некоторые здания обители расположены вне основной территории. К северу от Успенского храма, на небольшой террасе посреди склона берега р. Луга, стоит Свято-Троицкая церковь. Немного южнее возведена подпорная стена, в западной половине которой находится лестница, ведущая от крепости к Свято-Троицкой церкви. В центре подпорной стены, напротив Свято-Троицкой церкви, устроен вход в пещеры, которые проходят под склоном над Лугой и под территорией монастыря. В пещерах находится церковь прп. Варлаама Печерского. С юго-западной стороны к основной территории обители пристроен большой огороженный двор с дополнительными постройками — жилыми и хозяйственными.

Церковь Святой Троицы построена (по сведениям из разных источников) на границе XII-XIII вв., во второй половине XV в., в середине XVI в. Это небольшой двухкупольный храм, расположенный ниже других монастырских сооружений, на берегу реки.

Пещеры были вырыты, вероятно, еще в древности, и служили, по преданию, местом подвигов монастырской братии. Обнаруженные здесь погребальные ниши с останками усопших свидетельствуют о том, что пещеры использовались также и как кладбище. Есть мнение, что тело прп. Варлаама, который почил в Святогорском монастыре, было сначала захоронено в Зимненских пещерах, и только позднее перенесено в Киево-Печерскую Лавру. Пещеры могли пригодиться также и в случае военной осады обители: один из ходов вел к реке, позволяя брать воду для осажденных. Часть пещер сейчас скрыта под завалами. Вторая, доступная часть, напоминает по плану букву ""Н"": два параллельных коридора, соединенные южнее Успенского храма коротким переходом, проходят с юга на север, от южной половины монастырского подворья к склонам долины р. Луга. Восточный коридор заканчивается возле Свято-Троицкой церкви и является в настоящее время единственным входом в пещеры. В 1890-х гг. коридор обложен кирпичом. Западный коридор, еще не полностью расчищенный, заканчивался некогда потайным выходом возле реки. Часть этого коридора во время нынешнего возрождения обители была также укреплена кирпичом. На южном участке коридора находится короткое ответвление в юго-западном направлении. В конце ответвления — пещерная церковь прп. Варлаама. Церковь устроена в 1890-х гг. в результате расширения местной подземной часовни. Стены церкви обложены кирпичом и оштукатурены. Вместо иконостаса установлена каменная предалтарная аркада с двумя отверстиями, из которых большее — Царские Врата, меньшее — диаконские двери. Неподалеку от церкви, в южной части западного коридора, обнаружены погребальные ниши с останками.

Корпус с церковью св. прав. Иулиании Ольшанской построен в XVI в. как трапезный, но храм в то время имел другое название. С архитектурной точки зрения корпус является уникальным своеобразным сооружением. В XVIII в. корпус было перестроен под кельи. При этом была разобрана полукруглая стена алтаря. В XIX в. народ называл здание «теремом св. Владимира», считая, что он возведен при основании монастыря. Благодаря реставрации 1975-1990 гг. корпус имеет тот же вид, что и в средние века. В 1991 г. в здании был освящен храм в честь св. прав. княжны Иулиании Ольшанской, родственницы Чарторыйских.

Колокольня над главными воротами обители была устроена в 1890-х гг. в результате реконструкции крепостной башни с воротами в центре южной монастырской стены. Над древней квадратной в плане башней был надстроен четвертый восьмигранный ярус, завершенный маковкой по примеру российских колоколен XVII ст.

Настоятельница

Игуменья Стефана (Бандура)


Храмы и Богослужения

Пещеры Зимненского монастыря

Пещеры Зимненской обители манят паломников своей таинственностью. Однако, самое первое это-святое место. Именно здесь поселились первые подвижники Святой горы, позже пещеры стали местом молитвенного уединения и вечного упокоения святогорских монахов. Здесь молились преподобный Варлаам Киево-Печерский, святители Стефан и Амфилохий Владимир-Волынские, преподобный Нифонт(впоследствии епископ Новгородский) и множество других святых подвижников, имена которых не сохранила история.
В советские времена Святогорские пещеры, как и весь монастырь, подверглись сокрушительному разрушению. С возрождением обители были расчищены и пещеры. Во время реставрационных работ были найдены человеческие останки – захоронения древних подвижников. Их с честью поместили в отдельной аркасолии, перед которой горит неугасимая лампада.

Вход в зимненские пещеры находится рядом с древним Свято-Троицким храмом. Пещерный комплекс состоит из трех улиц-коридоров и подземного храма.

От входа с севера на юг под Успенским собором идет самый длинный коридор, параллельно нему с западной стороны тянется другой, заканчивающийся пещерным храмом. Эти два коридора соединяются в начале непосредственно между собой, а в конце, перед храмом – перпендикулярным проходом. Общая протяженность пещер достигает более 70 м.
Заканчиваются пещерные коридоры храмом во имя преподобного Варлаама, игумена Киево-Печерского. Посвящение храму не случайно-ведь именно в Зимненском монастыре преп. Варлаам умер, возвращаясь из Константинополя, и именно здесь – в пещерах он был похоронен, до перенесения мощей в Киево-Печерскую лавру.

Пещерный храм небольшой, расположен на глубине около 6 м. Иконостас церкви выполнен из белого мрамора, его украшают иконы Христа-Спасителя, Пресвятой Богородицы и преподобного Варлаама.

В своде пещерной церкви есть вентиляционное отверстие, которое в виде небольшого купола, увенчанного крестом выходит на внутренний монастырский двор.
Пещеры зимненской обители ежедневно открыты для посещения паломниками и экскурсиями. В храме прп. Варлаама регулярно совершаются богослужения. Тем не менее, Зимненские пещеры покрывают еще много тайн, ведь сейчас открыта лишь часть древнего подземного комплекса, другая еще ждет исследования.

Успенский собор

Успенский собор является главной доминантой архитектурного ансамбля Святогорской обители и ее главным храмом. Эта древняя святыня, которая украшает своим видом волынские пейзажи на многие километры вокруг, много видела на своем веку. Времена расцвета и благоденствия сменялись развалиной и запустением. Храм украшали золотом и расстреливали из пушек, в нем совершали богослужения и устраивали склады и конюшни. Несмотря ни на что, он выстоял, и сейчас гордо возвышается этот белокаменный храм на Святой Горе, стремительно вознося в небесную лазурь свои золотые купола.

Первый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, построил на этом месте святой равноапостольный князь Владимир, основав здесь в 1001 году монастырь. Храм был деревянным, а потому не выстоял долго в водовороте веков. Время и непогода, вражьи осады и поджоги – все это стало причиной разрушения первого храма.

В 1495 году князь Федор Чарторыйский построил на месте старой церкви новый красавец-храм, использовав отборную плинфу и передовые технологии того времени.

В течение веков в этом храме молились многие поколения украинцев. Монахи и священники, простые волынские крестьяне и князья были его прихожанами. В Древнем помяннике Успенского храма есть имена известных покровителей монастыря: князей Чарторыйских, Сангушков, Четвертинских, Корецких, Вишневецких, Радзивиллов, киселей, Выговских, многих епископов и Киевских митрополитов.

В новейшие времена Успенский собор посещали три президента Украины, и другие известные люди. Ежедневно здесь бывают сотни паломников со всей Украины, гости из-за границы и волынские школьники.

Как и прежде, этот древний храм зовет людей всех возрастов, сословия и звания. Каждый, кто переступает его порог по сей день находит здесь утешение в горе, утешение в отчаянии, исцеление в немощи.

В Успенском соборе хранится главная святыня Святогорской обители-Зимненская чудотворная икона Божией Матери. Есть здесь и другие реликвии-древние образы и святые мощи. Это частицы мощей святителя Николая Чудотворца, основателя монастыря святого равноапостольного князя Владимира, преподобного Серафима Саровского, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия Трудолюбивого.

Храм украшает искусно изготовлен разное позолоченный иконостас, который состоит из трех ярусов. На первом, согласно традиции, помещаются Царские врата, иконы Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых диаконов Лаврентия и Стефана, а также икона покровителя обители – святого равноапостольного князя Владимира и храмовый образ Успения Божией Матери. На втором ярусе-изображение Тайной вечери и иконы ветхозаветных пророков. Третий ярус венчает икона Воскресения Христова с предстоящими ангелами.

На четырех колоннах в центральной части храма размещены образы Пресвятой Богородицы, что поражают своим величием и изящной живописью – это иконы Божьей Матери Почаевская, Казанская, Иверская и Скоропослушница.

Стенную живопись Успенского собора представляет сцены из новозаветной священной истории, а также образы святых. Южную стену украшает оригинальный образ всех святых Волынской земли, что идут навстречу Христу-Спасителю.

В алтарной абсиде изображена Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, в окружении херувимов.

Редким и необычным является изображение Эдемского сада на западной стене храма.

Храм в честь праведной Иулиании Ольшанской
Храм в честь Троицы Живоначальной

Храм во имя Святой Троицы - является древнейшим каменным сооружением Зимненской обители. По преданию, эту церковь построил сам равноапостольный князь Владимир, основав здесь монастырь. Исследователи подтверждают эту гипотезу, датируя храм ХІ веком. Церковь имеет форму ротонды, что свидетельствует о ее древности и оборонном значении.

Во времена, когда монастырь был закрыт, Миро-Троицкая церковь выполняла функции приходского храма. Даже во времена богоборчества и воинствующего атеизма здесь никогда не смолкала молитва. Жители Холодного и окрестных сел молились в этом храме венчались, крестили здесь своих детей. Первые монахини, которые пришли возрождать Зимненскую обитель, сначала тоже молились в этой церкви, поскольку другие храмы обители лежали в руинах.

С возрождением монастыря Свято-Троицкий храм получил новую жизнь. Было проведено основательное исследование и реконструкции древней святыни, благодаря чему она приобрела первозданный вид.

Святой Престол и иконостас Свято - Троицкого храма изготовлены из белого мрамора и украшены резьбой с византийскими орнаментами.

Особое впечатление на каждого, кто переступает порог этого храма производит уникальный декор выполнен в древнем византийском стиле.

В куполе храма находится изображение Христа-Пантократора в сфере, которую держат четыре архангела. Ниже-изображение сторожевых пророков, пророчествовавших о пришествии в мир Христа-Спасителя.

На стенах центральной части храма изображены события священной истории – Благовещения, Рождество Христово, Сошествие во ад, а также четыре евангелиста, и Дейсісний чин – изображение Спасителя и обращенных к Нему в молитве Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и апостолов.

На уровне человеческого роста изображены святые – равноапостольные, мученики, преподобные. Создается впечатление, будто святые стоят здесь в храме вместе с богомольцами – Церковь земная и небесная соединяются в единой молитве к Спасителю мира.

Особого внимания заслуживает изображение Пятидесятницы, размещенное на западной стене храма. Полукругом сидят двенадцать апостолов, центральное место незанятое место Христа, Который всегда незримо пребывает в Своей Церкви. Над апостолами изображено небесное сияние-символ Духа Святого, который в виде светлых лучей восходит на каждого из апостолов. Низ композиции занимает изображение восьми человек, которые окружены темнотой, переданной редким для иконописи черным цветом. Это олицетворение народов, сидящих во тьме язычества и ожидающих просвещения апостольским благовестием.

В алтаре Свято-Троицкого храма центральное место занимает образ Нерукотворного Спаса и изображения Евхаристии – Христа, Который причащает апостолов Своим Телом и Кровью. ниже находятся иконы древних святителей.


Контактная информация

Возврат к списку