Успенский Трифонов мужской монастырь города Кирова Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Вятская
Адрес:
Россия, Киров, улица Горбачёва, 4Б
Телефон:
+7 (8332)32-25-49
E-mail:
Дата основания:
1580
дата восстановления:
1991

История

Обитель стала одной из первых в Вятском крае. Ее основал выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский. По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Иоанну Васильевичу челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 года царь дал преподобному грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также царь пожаловал вятский монастырь «безданно и безоброчно» селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын благоверный царь Феодор Иоаннович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.
Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского. Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки — погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.

Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители — лишь в 1612 году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.

С 1600 года настоятели обители носили сан архимандритов. В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли — здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.

Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В 1684-1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века — в камне были построены в 1692-1695 годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в 1711-1717 годах Трехсвятительская церковь; в 1714 году колокольня; в 1717-1725 годах Братский корпус; в 1719 году Настоятельский корпус; в 1728 году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.

Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I. Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной Монастырь сильно пострадал от частых пожаров.

Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.

С 1744 по 1794 год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

С воцарением императора Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий (Красовский) ввел практику сдачи в аренду монастырских земель — это позволило ему улучшить материальное положение обители и построить в 1856 году пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Около того же времени при монастыре была организована школа для городских детей. Указом 23 января 1868 года настоятелями монастыря были определены викарные епископы Сарапульские, а с 1889 года — викарии Глазовские. В 1880-х годах в обители жил преподобный Стефан Филейский, что способствовало оживлению духовной жизни.

К началу XX века монастырь был благоустроен но немногочислен и небогат земельными угодьями, основные доходы получал от сдачи квартирантам домов в городе. В 1894-1896 годах были отремонтирован Успенский собор, в начале XX века — также Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы. К 1912 году монастыре было повсеместно проведен водопровод, перекрыты крыши, построены два новых дома под квартиры, для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница»

21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На 1921 год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова). Но в 1923 году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

В 1929 году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы. Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.

В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что «собор занят и о его передаче не может быть и речи.»

Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой — изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.

В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях.

Наместник

Архимандрит Федор (Рулев)

Святые и подвижники благочестия

9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря

Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь святителя Николая Чудотворца
Деревянный Никольский надвратный храм был построен в конце XVI века, наметив северную границу монастырской территории. Это была четвёртая по счёту храмовая постройка в Трифоновом монастыре. В 1690 — 1695 годах церковь была перестроена в камне. Первоначально храм имел пятиглавое завершение, но после пожара 1752 года надвратная церковь получила деревянный сводообразный потолок, четырехскатную кровлю и одну деревянную главку на тонком барабане. К 1764 году глава на Никольском храме уже была обита железом.

В церковь, где служили раннюю обедню, можно было попасть по внутристенной лестнице, расположенной в толще западной стены трапезной. В результате перестройки в 1827 году вход заложили, а храм соединили с палатами настоятеля лестничной клеткой в виде овального эркера. Работы по реконструкции были выполнены известным на Вятке мастером Иваном Павловым Смирновым по проекту губернского архитектора И. Д. Дюссар де Невиля. В 1853 году над средней частью храма устроили зал для монастырской библиотеки, ликвидированный во время ремонта 1910 года.
Успенский собор
восстановлен в 1989 г.
Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна,» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается.» Храм имел 6 шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

Храм был изъят у верующих в 1929 году, возвращен в 1989 году. Собор стал кафедральным для Вятской епархии, был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
1728 г.
Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена первой из церквей Трифонова монастыря. Сруб храма был сплавлен из города Слободского по реке Вятке. В 1728 году храм был перестроен в камне.

Выстроенная несколько позднее основных монастырских сооружений, Благовещенская церковь относится к переходному периоду в развитии местной школы каменного зодчества. В декоративном решении фасадов органично уживаются формы причудливого «узорочья» и скромные элементы петровского барокко. Принципы архитектуры нового времени сказываются в резком упрощении фасадного оформления. Лопатки-пилястры, скромные «ушастые» наличники, большие плоскости гладких стен, заимствованные из арсенала новых стилевых приёмов, определяя художественный облик памятника, сочетаются с широкой лентой богатого карниза и скульптурными профилями ложных закомар, типичных для местного зодчества первого этапа его развития, тяготевшего к наследию предшествующего столетия.

В советское время в здании размещался бараночно-сухарный комбинат. В настоящее время ведутся работы по сбору средств на восстановление храма.
Храм в честь трех святителей Московских
1711 — 1717 гг.
Храм расположен на юго-западном участке территории Трифонова монастыря. Свое летоисчисление церковь ведет еще с тех давних времен, когда Семеновскую пустошь, позднее отданную под мужскую обитель, занимало городское кладбище.

В описи 1610 года Ф. Рязанцева значится храм «Иоанна Предтечи да преподобного Сергия, древян, клецки с трапезою и келарскою о два верха, сооружение мирское». После пожара 1700 года, уничтожившего почти все деревянные монастырские сооружения, архимандрит Александр стал добиваться разрешения на постройку каменной больничной церкви. Только в 1711 году с указа Петра I были заложены больничные кельи с домовым храмом, который в 1717 уже освятили в честь Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла.

Во время большого пожара 1752 года памятник сильно пострадал. Средства на его восстановление пожертвовал вятский публичный нотариус Пётр Пупырев, пожелавший освятить храм во Московских святителей Петра, Алексея и Ионы.
Колокольня
восстановлен в 1995 г.
Деревянная шатровая звонница на четырех столбах была срублена в Успенском монастыре в конце XVI столетия. В 1710 году архимандрит Александр подал прошение о сооружении каменной колокольни. По царскому указу на строение были выделены средства из государственной казны.

В 1714 году звонница была построена. Ее монументальный столп, увенчанный главкой с крестом над ярусами звона, связывал воедино всю группу центральных сооружений монастыря, сообщив их асимметричной расстановке уравновешенность и необходимую законченность.

После пожара 1752 года завершение колокольни было перестроено, при этом сохранена ярусная композиция венчающей части. Работы по восстановлению звонницы были окончены к 1764 году, а в 1779 кузнец Василий Мерин «с товарищи» перекрыл её железом. До этого колокольня имела тесовые кровли с узорными подзорами. В XIX столетии ее верхний ярус украсили часы.

Среди особо ценных колоколов летописец отмечает большой колокол весом 525 пудов с изображением на одной стороне образа Успения Божией Матери, а на другой — Преподобного Трифона. Колокол был отлит хлыновцем Иваном Головиным в 1762 году «безденежно в вечный помин по душе своей». Среди прикладных значились и более древние колокола: благовест был жалован обители торговыми людьми, другой колокол, весом 18 пудов, — дар царя Фёдора Иоанновича, а два колокола в 15 пудов каждый являлись «прикладом» старца Московского Чудова монастыря Селиверста. Из древних колоколов, благовест которых слышали во времена Трифона, уже к 50-м годам XIX века оставалось только два. В начале XX столетия колокола были перелиты на Слободском заводе наследников Бакулева без сохранения надписей и форм.

В 1935 году колокольня была разобрана, а в конце 1998 году вновь воссоздана по архивным описям и старым фотографиям (архитектор проекта воссоздания Е. Л. Скопин).
Часовня в честь преподобного Трифона Вятского
восстановлен в 1990 г.
Из-под уступа западного склона к речке Хлыновице бьют родники. В период основания монастыря для сбора ключевой воды здесь был устроен колодец, который по преданию выкопал на месте явления Пресвятой Богородицы сам преподобный Трифон Вятский. В это же время над колодезным срубом поставили деревянную часовню. Очевидно, эта первая часовня сгорела во время одного из пожаров.

Когда в монастыре началось строительство каменного Успенского собора, у его южного фасада для упокоения мощей Преподобного Трифона срубили специальную деревянную часовню. В 1689 году монастырскую святыню перенесли в отстроенный собор, а сруб часовни-усыпальницы, как особо чтимую реликвию, установили над Трифоновским колодцем. В описи 1764 года отмечено, что часовня имела размер 3×3 сажени. Около её восточного фасада находился большой, вкопанный в землю чан, который наполнялся вытекающей по деревянному жёлобу колодезной водой. Тут же располагались рыбные садки и монастырские огороды. Обилием чистой родниковой воды пользовались и жители города.

В течение XVIII — XX веков часовню не раз перестраивали, а в 1930-е годы разобрали. В ходе реставрации монастырского ансамбля было принято решение о воссоздании надкладезной часовни. Не располагая сведениями о её первоначальном облике, новое здание устроили в виде сооружения традиционного клетского типа с притвором (1990 год, архитектор Е. Л. Скопин).

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По будням
время
богослужение
примечание
8 : 0
Божественная литургия. Молебен
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 0
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
8 : 0
Божественная литургия. Молебен. Панихида
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 0
Ранняя Божественная литургия
9 : 20
Поздняя Божественная литургия.

Новости

Все новости

Контактная информация

Возврат к списку