В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи скальный мужской монастырь Могилев-Подольской епархии Монастыри УПЦ МП
История
Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь находится на левом берегу Днестра, на границе с Молдовой. Неподалеку в Днестр впадает маленькая речка Лядава, рядом с которой расположено село с одноименным названием. Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь - один из древнейших в Украине. Основан он в 1013 году родоначальником русского монашества преподобным Антонием Печерским на его пути со святой горы Афон в Киев. Историки называют Лядовскую обитель странным памятником загадочного прошлого, и отмечают его духовную и культурную значимость течение более чем 1000-летней истории Православия на нашей земле.
Во время княжения Великого Равноапостольного князя Владимира - Крестителя Руси, в живописные скальные места на левобережье Днестра пришел один его сподвижник, который поддерживал княжескую власть Киева и избранный им христианский путь. Звали его Антоний, а до этого, в миру - Антипа. Именно с его именем, а также с делами насельников-иконопоклоников, которые были в византийской империи в роли гонимых паломников, и, оставаясь православными, проникали все больше на север, где и селились в пещерах, связана история Лядовского монастыря. На Святом Афоне, в монастыре Эсфигмен, молодой Антипа принял монашеский постриг с именем Антоний. В 1013 году на обратном пути к Руси, «из афонских гор в святой град Киев», Антоний почувствовал призыв «Гласа небесного» и остановился в Лядовском благодатном крае. В то время по Днестру проходил один из наиболее безопасных торговых путей к Скандинавским странам, Галицким княжествам и Византийской империи.
Монах Антоний поселился в скальных пещерах, где высек себе келью, которая и сегодня носит его имя. Это место особенно почитаемо в Лядовском монастыре. Келья остается неизменной на протяжении последнего тысячелетия. По своим размерам она идентична афонской пещере, из которой и начал свое монашеское житие Преподобный Антоний. Сохранились также пещеры, костницы и пещерные храмы, высеченные в скале монахами многие столетия назад.
Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря посвящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С внешней стороны этого храма возвышается огромный монумент - неотесанная глыба известняка, которая сверху донизу покрыта многочисленными древними надписями на разных языках и разными эмблематическими изображениями, которые делались посетителями и паломниками этого монастыря. Это можно считать единственной известной нам древней монастырской летописью, сохранившейся до наших дней. Внизу под храмом и слева от него также сохранились древние крипты-костницы. Второй храм соединен с первым переходом в толще меловой скалы, и посвящен в честь Святой великомученицы Параскевы названой Пятницей. Третий храм был создан в память самого основателя этого монастыря, преподобного Антония, и находится рядом с кельей преподобного, соединяясь с ней пещерным переходом.
Татаро-монголы контролировали Лядовские скалистые берега в XIII-XIV веках. Орды выметали из храмов все ценное. Воспользовавшись этим, Римско-католическая Церковь, которая надеялась покорить западные русские княжества своему влиянию, открыто обещала всестороннюю поддержку в борьбе с татаро-монголами и даже королевский титул за переход в католическую веру. С конца XIV в. этот край на долгие века, вплоть до конца XVIII века, стал входить в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского. В этот период Лядовский монастырь переживает необычные времена. Все упомянутые события, конечно, в той или иной степени имели отношение к позиции духовенства и братии. Ведь там, в пещерах, звучало благословение казакам. А монахи игумен Павел и иеромонах Никифор, которые пользовались особым расположением Богдана Хмельницкого, передали от гетмана грамоту патриарху Паисию, а на словах - и просьбу к царю Алексею Михайловичу заступиться за Украину и ее запорожских казаков. Во время двадцатисемилетнего господства здесь турок почти во всех монастырях Поднестровья жизнь снова замерла, осиротели и Лядовские церкви. Впрочем, на отвоеванных у турок в конце XVII века территориях церковную жизнь получила новый импульс в развитии. Лядовская обитель помнит также, как в начале XVIII века, в течение нескольких десятилетий, в ней - совсем обедневшей, находились греко-католики. После вхождения Подолье в состав Российской империи Лядовский монастырь вновь вернулся в Православие.
Предметом особого поклонения православных верующих на монастырской горе и в лядовских храмах снова стали две святыни. Первая - каменный крест для обозначения, что территория монастырская, находится под защитой Бога. Второй святыней является старинная, очень почитаемая икона Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной. И можно было слышать, что чудодейственной силой обладают не только иконы, мощи, но и источники целебной воды. Здесь каждый из местных покажет старинный Антониев источник, которое веками поило и исцеляло паломников монастыря. Неслучайно считается справедливым сравнивать свойства воды этого источника, с водой из колодца Антония, который преподобный собственноручно заложил и на территории Печерского монастыря в Киеве в том же XI в.
А между тем в Лядово церковь жила единственным - жизнью со своими прихожанами. С 45-х годов XIX в. два лядовских священнослужителя - Григорий Янковский и Владимир Стефановский, внесли значительный вклад не только в развитие душепастырской, но и просветительско-образовательного дела в своем крае. Именно тогда Лядовский монастырь стал превращаться в заметный хозяйственный центр Подолья. Лядовскому церковному приходу принадлежало более 50 десятин земли в долине у Днестра, особую экономическую значимость приобрели знаменитые Лядовское ярмарки, которые ежегодно проводились под покровительством Лядовской обители в ее главный престольный праздник - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но впереди всех ждали первая мировая война и большевистский октябрьский переворот 1917 года.
В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией. Под командованием генерала Карбышева здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у подножия монастыря. Советская власть, которая объявила прихожан врагами народа и контрабандистами, приказала взорвать монастырь. По словам местных жителей, подрывник, который закладывал взрывчатку, слышал в храме ангельское пение, но это его не остановило. Церкви и колокольня взлетели в воздух. Сила взрыва была такой, что часть купола церкви Иоанна Предтечи люди видели в Днестре. В реке же, по свидетельству очевидцев, оказался и главный колокол Лядовского монастыря. Уничтожены были также все пристройки: двухэтажная галерея, восьмикупольная церковь - пристройка к большой и маленькой церкви, все иконостасы, колодцы. После того варварского действа часть старинных книг и икон, которые были в церквях, передали в Слободу-Яришевскую церковь, а часть, в том числе уникальные иконы, написанные на цинковых пластинах киевским художником Дудкевичем, были разворованы и безвозвратно потеряны. Смертная казнь постигла подрывника - он погиб в карьере от собственноручно заложенной взрывчатки.
Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. Он пришел переполненный стремлением вселить в разочарованный во всем народ, особенно в души молодежи, силу Христовой веры.
Обитель имеет большой дар и милость Царицы Небесной - икону Божьей матери «Отрада и утешение», подаренную архимандритом Ефремом, игуменом Святой обители Ватопедской.