Вознесенский Флоровский женский монастырь Киевской епархии Монастыри УПЦ МП
История
Монастырь расположен на Киево-Подоле, у подножия Флоровской горы. Впервые обитель во имя мучеников Флора и Лавра упоминается в 1566 г. в подтвердительной грамоте польского короля Сигизмунда ІІ Августа, данной киевскому протопопу Якову Гулькевичу в наследственное владение, с правом иметь от него доходы.
В 1642 г. киево-печерский монах Иоанн Богуш Гулькевич, внук Я. Гулькевича, безвозмездно уступил права на владение монастырем игуменье Агафье (Гуменицкой) с инокинями с условием, чтобы монастырь всегда оставался «при вере старожитной, греческой православной».
В 1711 г. в обитель были переведены монахини Киево-Печерского женского Вознесенского монастыря, монастырь получил двойное именование — Флоровский Вознесенский и стал одним из крупных землевладельцев, присоединив к своим, большую часть владений Вознесенского монастыря. До секуляризации 1786 г. ему принадлежало 12 сел и 8 хуторов.
С введением монастырских штатов он был определен к первому классу.
В обители приняли постриг представительницы многих знатных фамилий: схимонахиня Нектария (Долгорукова), игумения Пульхерия (Шаховская), игумения Августа (Апраксина), игумения Каллисфена (Милославская), игумения Елена (де Жанти), игумения Елеазара (Губерт) и другие, а также монахиня Елена (Бехтеева). Последняя причислена к лику святых 23 сентября / 6 октября 2009 г.
До 1918 г. в монастыре проживало более 800 насельниц, имелись богадельня (до 100 мест), больница (до 10 мест), функционировало училище для девочек с бесплатным преподаванием.
Архитектурный ансамбль обители ХVIII-ХІХ вв. включал 5 церквей (до настоящего времени сохранилось четыре ): Трапезную (нижний этаж ее выстроен на рубеже ХVII-ХVIII вв., второй — достроен после пожара 1811 г.), Вознесенскую (1732 г.), Воскресенскую больничную (1824 г.), Казанской иконы Божьей Матери (1844 г.) и Троицкую кладбищенскую на Флоровской горе (1857 г., была разобрана в 1938 г.), а также колокольню и келейные корпуса.
С 1919 г. властями осуществлялся курс на ликвидацию монастыря. Церкви были превращены в приходские храмы и вскоре переданы для «культурных и хозяйственных» целей различным организациям. На территории монастыря обосновался «городок металлистов». Монахинь зарегистрировали членами ремесленной и сельскохозяйственной трудовой общины, а в 1929 г. выселили из жилищного кооператива, забравшего монастырские кельи. Осенью 1941 г. деятельность обители возобновилась, и с тех пор больше не прерывалась. В июле 1960 г. сюда переселилось 75 сестер закрытого Введенского женского монастыря.
В настоящее время монастырь живет по уставу Василия Великого, что подтверждается в дарственной грамоте Якова Гулькевича 1642 г. Чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма. Имеется 2 подворья в селах Киевской области, где ведется сельскохозяйственное производство для монастырских нужд.
Службу в монастыре совершают 3 штатных священника и 1 диакон, 1 священник в сане
Сохраняется традиция совершения служб 1-го и 2-го дней Великого Поста без священства. Служба вычитывается сестрами в соответствии с уставом. Часы и утреня первые 3 дня Великого Поста совершается утром, далее в соответствии с богослужебной традицией.
В обители нет общей трапезы, пища в соответствии с монастырским уставом выдается на кухне один раз в день.
Просфоры, пасхальные куличи и монастырская трапеза традиционно приготовляются на дровах. В обители читается Неусыпаемая Псалтирь. Обитель возрождает традиционные флоровские рукоделия: иконопись и вышивку золотом.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|
17 : 30 |
Вечернее богослужение
|
|