Вознесенский женский монастырь города Тамбова Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Основатель Вознесенского монастыря святитель Питирим был выдающимся просветителем, православным деятелем и оставил заметный след в истории Тамбовской епархии. И он сам, и его сестра Екатерина уже с детских лет стремились посвятить себя служению Богу. В ранней молодости будущий отец Питирим принял иночество и стал послушником Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. Получив признание братии за высокие духовные качества, в двадцать один год он принял постриг, а в тридцать два года стал настоятелем того же монастыря в сане архимандрита. Деятельность молодого архимандрита, его труды и монашеские подвиги не остались незамеченными. 1 сентября 1684 года его избрали на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля состоялось рукоположение Питирима в сан епископа. Новый архипастырь оказал огромное влияние на жизнь Тамбовской епархии, состояние церковных дел в которой было крайне неблагополучным — храмы и монастыри обветшали, проповеди произносились редко, нравы населения отличались распущенностью. Одним из благодеяний епископа Питирима явилось создание Вознесенского женского монастыря.
Акты и грамоты об основании обители сгорели во время пожара 1724 года. Возродился монастырь только к 1744 году, тогда же была возведена монастырская стена.
Как и во многих русских обителях, становление Вознесенского монастыря проходило в бедности, расширялся и отстраивался он постепенно, на протяжении нескольких веков. Сначала на его территории появились 18 келий для насельниц — простые деревянные избы, не было поначалу ни собственного храма, ни причта. Во время реформы Екатерины II в 1764 году монастырь получил статус штатного, третьеклассного, с суммой содержания в 375 рублей.
Первая каменная церковь обители во имя Вознесения Господня была заложена в 1791 году в южной части монастыря. Ее архитекторами стали послушник Саровского монастыря Нафанаил и местный мастер Иван Кругликов. Помогал в строительстве храма епископ Феофил, который и освятил его семь лет спустя. Вознесенский храм дважды ремонтировали — в 1863 и 1906 годах. В 1907 году к храму пристроили два боковых придела — во имя святой великомученицы Екатерины и во имя святителя Николая, епископа Мир Ликийского. Художественную роспись, которая была закончена в 1910 году, выполняли московские мастера.
29 мая 1816 года состоялась закладка первого камня второго храма обители, его в основание будущей церкви положил католикос Грузинской церкви Антоний. Через четыре года главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а приделы — в честь пророка Божия и преподобного Алексия, человека Божия.
В первой половине XIX века жизнь монастыря ознаменовалась тем. что в нем поселилась монахиня Миропия (Аденкова), с именем которой связано прославление чудотворной Вышенской (Казанской) иконы Богоматери.
Монахиня Миропия, в миру Мария Ивановна, родилась в московской дворянской семье в 1766 году. Когда родители выдавали ее замуж за дворянина Г. Ф. Аденкова, они благословили ее родовой иконой Казанской Божией Матери, украшенной золотым крестом с частицами святых мощей апостола евангелиста Матфея, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского и частицей крови св. Иоанна Предтечи. Семейная жизнь Марии Ивановны продолжалась недолго — вскоре ее муж скончался. Молодая богатая вдова имела полную возможность вести светскую жизнь и снова выйти замуж, но предпочла этому тихое уединение в Московском Зачатьевском Алексеевском женском монастыре. Здесь вдали от мирской суеты на положении простой послушницы-белицы Мария Ивановна исполняла всякие труды, которые возлагались на нее игуменьей. Во время нашествия наполеоновской армии в Отечественную войну 1812 года сестры Зачатьевского монастыря покинули Москву. Собралась в путь и послушница Аденкова, решившая навсегда оставить Москву и устроиться в Тамбовском Вознесенском девичьем монастыре, о существовании которого она узнала от знакомых. Путь предстоял неблизкий, в 440 верст, и Мария Ивановна, оставив практически все свое имущество, взяла с собой заветную икону Казанской Богоматери. Ямщик, везший монашенку, задумал расправиться с ней и ограбить. Заподозрив опасность, Аденкова от всего сердца обратилась с молитвой к Царице Небесной о защите от неминуемой смерти. «Не бойся, Я твоя Заступница», — послышался вдруг голос на ее молитву. В ту же минуту ямщик лишился зрения, покаялся в своем преступном замысле и слезно попросил пассажирку помолиться о его исцелении, пообещав доставить ее на место в целости и сохранности. После краткой совместной молитвы перед иконой Божией Матери ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности Богу и искреннего уважения к Марии Ивановне благополучно доставил ее в Вознесенский монастырь.
По ходатайству игуменьи Маргариты вдова Мария Ивановна Аденкова 9 июня 1816 года приняла постриг с именем Миропия. Жила монахиня Миропия в простой деревянной келье, в переднем углу которой главное место занимала Казанская икона Божией Матери с непрерывно горящей перед ней лампадой. Перед ней матушка Миропия ежедневно читала акафисты. Жизнь монахини протекала тихо и незаметно, в церковной и домашней молитве, в исполнении монастырского послушания, в окружении любви и уважения со стороны сестер.
Перед смертью монахиню Миропию очень волновала судьба святой иконы, она собиралась передать ее в свой монастырский храм, но Господь судил иначе. В марте 1827 года к монахине во сне явилась Сама Богоматерь и повелела вручить Свою икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена.
Таким образом Казанская икона Божией Матери, четырнадцать лет освящавшая Вознесенскую обитель, стала достоянием Вышенской пустыни и получила дополнительное название «Вышенской».
Монахиня Миропия скончалась 14-го декабря 1829 года и была погребена внутри монастыря с южной стороны Вознесенского храма.
Тем временем от переданной иконы начали совершаться знамения и чудеса, свидетельствующие о пребывании на ней особой Божией благодати. Очевидцы наблюдали исходящее от иконы чудное сияние, озаряющее храм, происходило много случаев исцеления больных. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры в 1861 году в городе Моршанске. Болезнь уносила большое количество человеческих жизней, и горожане, уже не надеясь на врачебную помощь, уповали лишь на милосердие Божие. В Моршанск специально принесли икону Царицы Небесной из Вышенской пустыни, и жители города стали перед ней усердно молиться. Все сразу заметили, что болезнь начала отступать с самого первого момента появления иконы, новых случаев заболевания практически не было, и эпидемия сошла на нет. Через десять лет икона помогла и жителям Тамбова, где тоже разразилась холера. Святую икону восемь месяцев в году обносили по Тамбовской губернии, от месяца до нескольких часов она бывала в шести городах, в сотне сел, в крупных имениях, трех монастырях. Благодарные почитатели святыни жертвовали значительные средства, которые позволили украсить ее золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, а также сделать для нее ценную киоту из чистого серебра. По мере прославления чудотворной Вышенской иконы Божией Матери оживала и память о ее прежней обладательнице монахине Миропии. Связь эта вполне понятна и естественна: если Господу было угодно возвеличить и прославить икону Богоматери, являвшуюся когда-то собственностью скромной монахини, и на ней первой проявил свою милость через икону, избавив от смерти, то нет сомнений в том, что главная виновница Божьего Промысла — монахиня Миропия — была незаурядным человеком и имела особую ценность в очах Божиих.
В благодарную память за великий дар монахини Вышенским архимандритом Аркадием над могилой Миропии воздвигли памятник в виде четырехгранной железной часовни, созданной Санкт-Петербургской фирмой С.-Гали и стоящей около пяти тысяч рублей. Кроме того, во время пребывания святой иконы в Вознесенском монастыре сопровождающий ее иеромонах по распоряжению своего настоятеля отправлял большую панихиду по монахине Миропии в ее бывшей келии. Такая же панихида служилась и у могилы монахини в храме по окончании Крестного хода с иконой вокруг монастыря.
Имя монахини Миропии стало широко известно в Тамбове и за его пределами. С большой любовью и уважением к ее памяти относились и сегодня относятся и сестры Вознесенского монастыря. Накануне дня ее кончины (14-го декабря) в обители проводится заупокойное всенощное бдение, а в сам день — заупокойная литургия и панихида. Кроме того, имя Миропии одним из первых стоит в каждом поминании сестер монастыря.
В начале XX века, в 1906 году, началась перестройка и расширение Вознесенского храма, южная стена захватила могилу монахини Миропии. Часовню пришлось сдвинуть с места и поставить южнее, на общее монастырское кладбище, а для гроба Миропии сделали новый склеп под самим храмом. Однако епископ Иннокентий (скончавшийся в сане Экзарха Грузии) не разрешил сдвигать гроб с места и приказал перекинуть через него в стене арку. Таким образом гроб монахини оказался в самом храме, в ниже его южной стены. После отделки и освящения храма в 1907 году около гроба Миропии по словесному благословеию Преосвященнейшего Иннокентия была построена пещера с каменным сходом, что дало возможность служить панихиды внутри пещеры у самого гроба монахини. Гроб сильно пострадал от времеи (со дня погребения прошло уже 85 лет), и его накрыли специальным чехлом в виде гробовой крышки, изготовленным из плотного листового железа с медным распятием. Вход в пещеру внутри храма отгородили решеткой и накрыли деревянной крышкой.
Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. В 1889-1890 г.г. к храму в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» сделали пристройку, в которой разместились хоры и ризная. В 1868 году при монастыре открылся приют для девочек-сирот — Ольгинская школа. Позднее, в 1898 году, для него за монастырской стеной возвели двухэтажный кирпичный особняк. В последнее десятилетие XIX века под руководством игуменьи Антонии (Аносовой) завершилось строительство двухэтажного каменного здания для печения просфор, каменного каретного сарая и конюшни, рубленого амбара. По южной линии монастырской ограды построили деревянный дом на каменном фундаменте для причта, каменные ворота с аркой, а рядом — двухэтажный дом для вратарницы и смотрительницы конного двора, трехэтажное общежитие с домовой церковью во имя преподобного Антония Киево-Печерского (1893 год). Иконостас и храмовые иконы были изготовлены в мастерской Малышева в Троице-Сергиевой Лавре.
Кроме того, за чертой обители появились двухэтажный странноприимный дом, баня, прачечная, теплая водоразборная будка. В 1912 году по проекту В. И. Фрейдмана была построена двухэтажная трапезная.
В монастыре работали мастерские — здесь ткали сермяжные ткани и холсты, чернили сукно для мантий и ряс, изготавливали архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром. Сестры ухаживали за фруктовым садом и пчельником. Во время храмового праздника у стен монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
После революции, в декабре 1918 года, началось разрушение монастыря, расхищение его ценностей. В 1925 году Вознесенский храм закрыли, а два года спустя его передали горсовету «для использования в культурно-просветительских целях», с колокольни сняли колокола. В 1929 году Скорбященский храм передали в ведение окружного архива и взяли «под охрану» государства. Начиная с 30-х годов, Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась…
Возрождение монастыря началось с 1988 года, когда его в связи с Тысячелетием Крещения Руси возвратили Русской Православной Церкви. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений в Скорбященский храм назначил иерея Николая Торопцева. С помощью верующих и добровольных помощников началось восстановление храма и монастыря, петербургские мастера сделали двухъярусный иконостас. 6 ноября 1990 года владыка Евгений вновь освятил главный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а 29 марта 1992 года — придел во имя преподобного Алексия, человека Божия.
22 декабря 1992 года Священный Синод определил открыть Вознесенский монастырь «для возрождения в нем монашеской жизни».
В 1994 году на храме был восстановлен купол, и 29 сентября на него подняли крест. В 1997 году состоялось освящение нового крестильного храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. На территории монастыря построили и открыли воскресную школу, водосвятную часовню. В 1998 году вновь появилась часовня над могилой монахини Миропии, а также привратные постройки — пекарня, монастырская лавка и кафе, началось строительство келейного корпуса.
Сегодня территория монастыря приведена в порядок, дорожки и площадь перед храмом заасфальтированы, за узорными чугунными оградками разбиты цветники. Вознесенский женский монастырь вновь полон жизни и является одной из красивейших обителей Тамбовской епархии.
Настоятельницей монастыря является монахиня Тавифа (Ковылова), назначенная на эту должность Определением Священного Синода в 2006 году.
Святейший Патриарх Кирилл освятил Вознесенский собор в ходе своего визита в Тамбовскую епархию в 2014 году. Во время богослужения Его Святейшество наградил игумению Тавифу крестом с украшениями.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
В 1925 году Вознесенский храм закрыли, а два года спустя его передали горсовету «для использования в культурно-просветительских целях», с колокольни сняли колокола. Начиная с 30-х годов, Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась…
30 августа 2014 года в рамках Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Его Святейшеством был освящен Вознесенский собор Вознесенского женского монастыря города Тамбова.
В 1929 году Скорбященский храм передали в ведение окружного архива и взяли «под охрану» государства.
В 1988 году архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений в Скорбященский храм назначил иерея Николая Торопцева. С помощью верующих и добровольных помощников началось восстановление храма и монастыря, петербургские мастера сделали двухъярусный иконостас. 6 ноября 1990 года владыка Евгений вновь освятил главный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а 29 марта 1992 года — придел во имя преподобного Алексия, человека Божия.
В храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находятся мощи святой подвижницы Тамбовского края преподобной Марфы Тамбовской (в миру Марфы Петровны Апариной, † 14 сентября 1800 г.), которые были обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 23 сентября 2005 г.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|