Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры подворье ставропигиального монастыря
История
Примерно в начале XX века к приходской церкви Кокуевской слободы Обновления Храма Воскресения Христова была приписана кладбищенская церковь в честь Всех Святых. Она появилась в 1834 году на кладбище, располагавшемся на северо-западной окраине города. Кладбище это обычно и называлось Кокуевским, а потом все чаще через «у» - Кукуевским.
Храм сооружался тщанием прихожан трех окрестных церквей: Воскресенской, Ильинской и Рождественской. Особое усердие в строительстве проявил крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к церкви был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал его наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний Радонежский (Медведев). Архитектурный стиль однокупольного здания храма с трапезной и колокольней – ампир. По свидетельству современного историка К.А.Филимонова «наружные фасады церкви были оштукатурены и окрашены масляной краской, металлические кровли церкви были окрашены медянкой в красный цвет, а луковичная глава окрашена голубой масляной краской и украшена двадцатью семью вызолоченными звездами. Такой же вид, вероятно, имела глава, венчавшая колокольню. Третья главка, над алтарем, была полностью вызолочена. Внутри стены церкви были отделаны искусственным мрамором, украшены росписью под мрамор и живописью. Росписи, как можно уверенно преполагать были исполнены в 1870-х годах при ремонте церкви местным иконописцем, бывшим служителем Лавры И.М. Малышевым».
По преданию Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Местность к северо-востоку от Лавры в то время была свободна и легко сообщалась с обителью через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил южную часть и центр Посада вместе с южной половиной монастыря. В память о пожаре 1746 года на одной из стен сооруженной церкви была изображена Лавра в огне.
В знаменитой книге историка церкви Е.Е.Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», изданной им в 1892 году, говорится, что в отличие от других кладбищенских церквей Сергиева Посада, «церковь Кокуевского кладбища имеет собственный причт» (это священники, дьяконы, псаломщики и др.) По Филимонову, причт церкви состоял из двух человек, проживающих в двух церковных домах, на церковной земле, принадлежащей Воскресенской церкви».
В начале ХХ века настоятелем Всехсвятской церкви был выпускник Вифанской семинарии священник Сергей Пикунов, который служил здесь до конца жизни. Доподлинно известно также, что в 1900 году он преподавал Закон Божий в женском двухклассном городском училище. После революции 1917 года начались гонения на веру. Власти закрывали и отбирали у Церкви здания храмов и монастырей. Троицкие монахи после изгнания из Лавры стали посещать Всехсвятскую церковь. Молился здесь и поселившийся на Штатной последний наместник дореволюционной Лавры преподобномученик Кронид (Любимов). На Всехсвятском (Кокуевском) кладбище он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, о. Алексия Зосимовского. В 1930-е годы в скромном кладбищенском храме богослужения совершал архимандрит Маврикий (Полетаев), будущий святой преподобномученик. В 1937 году он был расстрелян в Карлаге, в Караганде за создание группы, которая под его руководством проводила в лагере богослужения. Вместе с ним в один день был казнен староста Всехсвятской церкви В.Е. Кондратьев за то, что он, будучи «правой рукой» архимандрита, раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки.
Храм Всех Святых был последним в нашем городе местом служения протоиерея Димитрия Баянова. Выходец из дворян, в прошлом оперный певец и церковный композитор, о. Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Во Всехсвятскую церковь Баянов перешел в 1935 году после захвата обновленцами храма Петра и Павла. И стал последним настоятелем этой церкви. Осенью 1938 года храм на Кукуевском кладбище закрыли…
В 1997 году перестроенное и сильно искаженное здание было вновь передано Русской православной церкви. В настоящее время оно восстановлено как Покровский храм Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас настоятелем церкви служит протоиерей Сергий (Сухенко). Под его началом здание и его окрестности приобрели благолепный вид. Много сил тратит о.Сергий на воссоздание истории вверенного ему храма. Вместе с группой энтузиастов он занимается поисками любой информации, имеющей отношение к его служителям, архитектуре, а также к истории древнего Кукуевского кладбища.
Сегодня бывшее Кукуевское, а ранее Всехсвятское кладбище чаще именуют Березовой рощей. Она до сих пор окружена невысоким земляным валом, который хорошо сохранился со стороны Гражданского поселка. По валу растут огромные старые деревья – так прежде был ограничен весь погост. Наверное, Некоторые молодые жители города, гуляя здесь семьями и компаниями, даже и не замечают почти сравнявшихся с землей могильных холмиков. Но нельзя забывать, что это не так уж давнее кладбище, закрытое перед Великой Отечественной войной. По преданию, начало погосту положили далекие события польско-литовского нашествия XVII века. Тогда, после снятия осады монастыря, все окрестности были усеяны трупами, которые необходимо было предать земле. Впоследствии часть останков перенесли на Никольское кладбище. На рубеже XIX-XX веков Кукуевский погост стал почетным местом захоронения горожан.
До революции 1917 года кладбище при Всехсвятской церкви делилось на три части. Участок погоста, примыкавший к церкви и составлявший примерно пятую часть от общей территории, предназначался для захоронения монахов и священнослужителей. Он был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями (4 больших и 8 малых), увенчанными куполами с флюгерами в виде серафимов. В ограде имелись Святые Врата и над ними – малая башня с киотом, в котором находилась икона Божией Матери. Венчали композицию луковичная главка и крест. К северу от храма располагалось так называемое «мирское кладбище», где хоронили граждан города. Над его входом тоже были свои ворота с надписью: «Да упокоится всяк, здесь погребенный». В 1871 году Лавра приобрела еще две десятины земли к югу от церкви для захоронения паломников, умиравших в благотворительных заведениях монастыря. Эту часть стали называть «безымянным кладбищем».
Поблизости от храма обычно размещались захоронения самых известных людей. Так, в 1928 году у алтарной стены Всехсвятской церкви погребли старца Смоленской Зосимовой пустыни Алексия Затворника.
Этот знаменитый на всю Россию старец (в миру Федор Алексеевич Соловьев) в 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Собора. И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Белавина на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в нашем городе. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. На похороны пришла масса людей. Гроб несли на руках от дома до храма Петра и Павла, потом из церкви до Кукуевского кладбища. Шел дождь. Промокшие, не евшие весь день люди шли по глубокой грязи за гробом, пели и читали молитвы. 40 священников собрались для отпевания старца – явление необычайное, тем более в те страшные годы. Через несколько лет почти все они были репрессированы, многие расстреляны или погибли в лагерях. В 1953 году останки старца Алексия были перенесены на Старое (Северное) кладбище Сергиева Посада (тогда Загорска), в семейное захоронение Беневоленских. Сделано это было благодаря С.М. Боскину. А в 1994 году произошло второе перезахоронение. Останки старца положили в новый гроб и перевезли в Зосимову пустынь, которая тогда начала возрождаться.
На Всехсвятском кладбище похоронены также : ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, член Правления Академии, доктор церковной истории и отец десятерых детей Александр Петрович Голубцов (1840-1911); журналист и поэт, преподаватель русской литературы и собиратель старины, редактор «Русского обозрения» Анатолий Александрович Александров (1861-1930); знаменитый резчик-миниатюрист и его семья Иван Семенович Хрустачев, подаривший царю сделанную им икону «Благословение князя Дмитрия Донского на брань против Мамая преподобным Сергием Радонежским»; художница, дворянка по происхождению Екатерина Федоровна Цветаева; художница, сестра о. Павла Флоренского Раиса Александровна Флоренская; главный смотритель и один из основателей лесного хозяйства, лесничий Николай Николаевич Колесников, посадивший несколько березовых рощ и кедры в Семхозе на берегу Копаного пруда и много других деревьев.
Официально погост был закрыт в 1935 году « в связи предполагаемым проектом использования Кукуевского кладбища в будущем под организацию парка. Скорее всего осуществлению этого кощунственного плана помешала война. Какое-то время захоронения еще продолжались. Самые последние могилы появились со стороны Гражданского поселка.
Судьба Кукуевского кладбища до сих пор не решена. Территория его постепенно пришла в запустение. Но до сих пор Березовая роща остается любимым местом прогулок жителей Штатных, Кукуевки и микрорайона «Углич». Наверное, старинные березы в любую погоду умиротворяют, навевают покой и тишину. И, может быть, утешают этим наших забытых и обиженных предков.
Настоятель – протоиерей Сергий Сухенко.
История и день сегодняшний
Храм сооружался тщанием прихожан трех окрестных церквей: Воскресенской, Ильинской и Рождественской. Особое усердие в строительстве проявил крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к церкви был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал его наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний Радонежский (Медведев). Архитектурный стиль однокупольного здания храма с трапезной и колокольней – ампир. По свидетельству современного историка К.А.Филимонова «наружные фасады церкви были оштукатурены и окрашены масляной краской, металлические кровли церкви были окрашены медянкой в красный цвет, а луковичная глава окрашена голубой масляной краской и украшена двадцатью семью вызолоченными звездами. Такой же вид, вероятно, имела глава, венчавшая колокольню. Третья главка, над алтарем, была полностью вызолочена. Внутри стены церкви были отделаны искусственным мрамором, украшены росписью под мрамор и живописью. Росписи, как можно уверенно преполагать были исполнены в 1870-х годах при ремонте церкви местным иконописцем, бывшим служителем Лавры И.М. Малышевым».
По преданию Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Местность к северо-востоку от Лавры в то время была свободна и легко сообщалась с обителью через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил южную часть и центр Посада вместе с южной половиной монастыря. В память о пожаре 1746 года на одной из стен сооруженной церкви была изображена Лавра в огне.
В знаменитой книге историка церкви Е.Е.Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», изданной им в 1892 году, говорится, что в отличие от других кладбищенских церквей Сергиева Посада, «церковь Кокуевского кладбища имеет собственный причт» (это священники, дьяконы, псаломщики и др.) По Филимонову, причт церкви состоял из двух человек, проживающих в двух церковных домах, на церковной земле, принадлежащей Воскресенской церкви».
В начале ХХ века настоятелем Всехсвятской церкви был выпускник Вифанской семинарии священник Сергей Пикунов, который служил здесь до конца жизни. Доподлинно известно также, что в 1900 году он преподавал Закон Божий в женском двухклассном городском училище. После революции 1917 года начались гонения на веру. Власти закрывали и отбирали у Церкви здания храмов и монастырей. Троицкие монахи после изгнания из Лавры стали посещать Всехсвятскую церковь. Молился здесь и поселившийся на Штатной последний наместник дореволюционной Лавры преподобномученик Кронид (Любимов). На Всехсвятском (Кокуевском) кладбище он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, о. Алексия Зосимовского. В 1930-е годы в скромном кладбищенском храме богослужения совершал архимандрит Маврикий (Полетаев), будущий святой преподобномученик. В 1937 году он был расстрелян в Карлаге, в Караганде за создание группы, которая под его руководством проводила в лагере богослужения. Вместе с ним в один день был казнен староста Всехсвятской церкви В.Е. Кондратьев за то, что он, будучи «правой рукой» архимандрита, раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки.
Храм Всех Святых был последним в нашем городе местом служения протоиерея Димитрия Баянова. Выходец из дворян, в прошлом оперный певец и церковный композитор, о. Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Во Всехсвятскую церковь Баянов перешел в 1935 году после захвата обновленцами храма Петра и Павла. И стал последним настоятелем этой церкви. Осенью 1938 года храм на Кукуевском кладбище закрыли…
В 1997 году перестроенное и сильно искаженное здание было вновь передано Русской православной церкви. В настоящее время оно восстановлено как Покровский храм Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас настоятелем церкви служит протоиерей Сергий (Сухенко). Под его началом здание и его окрестности приобрели благолепный вид. Много сил тратит о.Сергий на воссоздание истории вверенного ему храма. Вместе с группой энтузиастов он занимается поисками любой информации, имеющей отношение к его служителям, архитектуре, а также к истории древнего Кукуевского кладбища.
Сегодня бывшее Кукуевское, а ранее Всехсвятское кладбище чаще именуют Березовой рощей. Она до сих пор окружена невысоким земляным валом, который хорошо сохранился со стороны Гражданского поселка. По валу растут огромные старые деревья – так прежде был ограничен весь погост. Наверное, Некоторые молодые жители города, гуляя здесь семьями и компаниями, даже и не замечают почти сравнявшихся с землей могильных холмиков. Но нельзя забывать, что это не так уж давнее кладбище, закрытое перед Великой Отечественной войной. По преданию, начало погосту положили далекие события польско-литовского нашествия XVII века. Тогда, после снятия осады монастыря, все окрестности были усеяны трупами, которые необходимо было предать земле. Впоследствии часть останков перенесли на Никольское кладбище. На рубеже XIX-XX веков Кукуевский погост стал почетным местом захоронения горожан.
До революции 1917 года кладбище при Всехсвятской церкви делилось на три части. Участок погоста, примыкавший к церкви и составлявший примерно пятую часть от общей территории, предназначался для захоронения монахов и священнослужителей. Он был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями (4 больших и 8 малых), увенчанными куполами с флюгерами в виде серафимов. В ограде имелись Святые Врата и над ними – малая башня с киотом, в котором находилась икона Божией Матери. Венчали композицию луковичная главка и крест. К северу от храма располагалось так называемое «мирское кладбище», где хоронили граждан города. Над его входом тоже были свои ворота с надписью: «Да упокоится всяк, здесь погребенный». В 1871 году Лавра приобрела еще две десятины земли к югу от церкви для захоронения паломников, умиравших в благотворительных заведениях монастыря. Эту часть стали называть «безымянным кладбищем».
Поблизости от храма обычно размещались захоронения самых известных людей. Так, в 1928 году у алтарной стены Всехсвятской церкви погребли старца Смоленской Зосимовой пустыни Алексия Затворника.
Этот знаменитый на всю Россию старец (в миру Федор Алексеевич Соловьев) в 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Собора. И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Белавина на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в нашем городе. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. На похороны пришла масса людей. Гроб несли на руках от дома до храма Петра и Павла, потом из церкви до Кукуевского кладбища. Шел дождь. Промокшие, не евшие весь день люди шли по глубокой грязи за гробом, пели и читали молитвы. 40 священников собрались для отпевания старца – явление необычайное, тем более в те страшные годы. Через несколько лет почти все они были репрессированы, многие расстреляны или погибли в лагерях. В 1953 году останки старца Алексия были перенесены на Старое (Северное) кладбище Сергиева Посада (тогда Загорска), в семейное захоронение Беневоленских. Сделано это было благодаря С.М. Боскину. А в 1994 году произошло второе перезахоронение. Останки старца положили в новый гроб и перевезли в Зосимову пустынь, которая тогда начала возрождаться.
На Всехсвятском кладбище похоронены также : ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, член Правления Академии, доктор церковной истории и отец десятерых детей Александр Петрович Голубцов (1840-1911); журналист и поэт, преподаватель русской литературы и собиратель старины, редактор «Русского обозрения» Анатолий Александрович Александров (1861-1930); знаменитый резчик-миниатюрист и его семья Иван Семенович Хрустачев, подаривший царю сделанную им икону «Благословение князя Дмитрия Донского на брань против Мамая преподобным Сергием Радонежским»; художница, дворянка по происхождению Екатерина Федоровна Цветаева; художница, сестра о. Павла Флоренского Раиса Александровна Флоренская; главный смотритель и один из основателей лесного хозяйства, лесничий Николай Николаевич Колесников, посадивший несколько березовых рощ и кедры в Семхозе на берегу Копаного пруда и много других деревьев.
Официально погост был закрыт в 1935 году « в связи предполагаемым проектом использования Кукуевского кладбища в будущем под организацию парка. Скорее всего осуществлению этого кощунственного плана помешала война. Какое-то время захоронения еще продолжались. Самые последние могилы появились со стороны Гражданского поселка.
Судьба Кукуевского кладбища до сих пор не решена. Территория его постепенно пришла в запустение. Но до сих пор Березовая роща остается любимым местом прогулок жителей Штатных, Кукуевки и микрорайона «Углич». Наверное, старинные березы в любую погоду умиротворяют, навевают покой и тишину. И, может быть, утешают этим наших забытых и обиженных предков.
Настоятель – протоиерей Сергий Сухенко.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Является подворьем монастыря
Богослужение в монастыре
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее Богослужение
|
|
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Литургия
|
|
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Божественная литургия
|
|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|