День памяти преподобного Михаила Малеина, игумена

12 / 25 Июля
В ми­ру Ма­ну­ил, из ро­да Ма­ле­и­ных, сын бла­го­че­сти­вых и бо­га­тых вель­мож, мо­лит­ва­ми ис­про­шен­ный ими у Бо­га, ро­дил­ся око­ло 894 г. в Ха­ри­сан­ской об­ла­сти в Кап­па­до­кии. Пре­по­доб­ный с дет­ства от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и лю­бо­вью к на­у­кам. С осо­бен­ным вни­ма­ни­ем он изу­чал Св. Пи­са­ние. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, он за­нял зна­чи­тель­ную долж­ность при дво­ре им­пе­ра­то­ра Льва Муд­ро­го (886–911 гг.). Но по­сле его кон­чи­ны св. Ми­ха­ил по­сле­до­вал дав­не­му вле­че­нию сво­е­го серд­ца к мо­на­ше­ской жиз­ни и оста­вил шум­ную и су­ет­ли­вую жизнь при дво­ре. Пре­по­доб­ный Ми­ха­ил от­пра­вил­ся в Вифи­нию, в Ки­мин­ский мо­на­стырь близ Афо­на, и стал под­ви­зать­ся под ру­ко­вод­ством стар­ца Иоан­на Ела­ди­та, ко­то­рый и по­стриг его в мо­на­ше­ство. Непре­стан­но по­уча­ясь в Св. Пи­са­нии, свя­той до­стиг вы­со­кой сте­пе­ни бес­стра­стия и стя­жал дар про­зор­ли­во­сти. Он был очень со­стра­да­те­лен и че­ло­ве­ко­лю­бив. Не мог оста­вить без по­мо­щи и уте­ше­ния на­хо­див­ше­го­ся в нуж­де и пе­ча­ли, и по его го­ря­чим мо­лит­вам со­вер­ши­лось мно­го чу­дес.

По­сле мно­гих ино­че­ских по­дви­гов под ру­ко­вод­ством стар­ца пре­по­доб­ный Ми­ха­ил ис­про­сил у него бла­го­сло­ве­ние на уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре. Пять дней неде­ли про­во­дил он в мо­лит­вен­ном де­ла­нии и толь­ко на суб­бо­ту и вос­кре­се­нье шел в мо­на­стырь для уча­стия в бо­го­слу­же­нии и При­ча­ще­ния Свя­тых Тайн. При­ме­ром вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни свя­той от­шель­ник стал при­вле­кать мно­гих ис­кав­ших спа­се­ния. То­гда пре­по­доб­ный Ми­ха­ил ос­но­вал в пу­стын­ном ме­сте, но­сив­шем на­зва­ние Су­хо­го озе­ра, мо­на­стырь со стро­гим уста­вом, а сам ушел для по­дви­гов в бо­лее от­да­лен­ные пре­де­лы и там сно­ва ос­но­вал мо­на­стырь. Вско­ре вся Ки­мин­ская го­ра по­кры­лась ино­че­ски­ми оби­те­ля­ми, где неустан­но воз­но­си­лись мо­лит­вы за весь мир к пре­сто­лу Все­выш­не­го.

Со­имен­ный Ан­ге­лу, пре­по­доб­ный Ми­ха­ил жил по-ан­гель­ски; не из­ме­няя пра­ви­лам воз­дер­жа­ния до по­след­не­го из­ды­ха­ния, он по­сто­ян­но по­стил­ся, ис­клю­чая то вре­мя, ко­гда был бо­лен, или был Гос­под­ский празд­ник, или ко­гда при­ни­мал ка­ко­го-ли­бо слав­но­го вель­мо­жу. Пер­во­на­чаль­но, ко­гда он сде­лал­ся мо­на­хом, он при­ни­мал пи­щу один раз в два дня, по­том в се­ре­дине по­движ­ни­че­ской жиз­ни ел толь­ко раз в пять дней, под ко­нец жиз­ни, осо­бен­но в Св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цу, ел од­на­жды в 12 дней. Одеж­да свя­то­го бы­ла бед­ная и су­ро­вая.

Под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ми­ха­и­ла учил­ся мо­на­ше­ско­му де­ла­нию и пре­по­доб­ный Афа­на­сий († 1000 г.; па­мять 5/18 июля), бу­ду­щий ос­но­ва­тель зна­ме­ни­той Афон­ской Лав­ры. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ми­ха­ил в 962 го­ду.


Тропарь, глас 8


Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.

Кондак, глас 2

Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас.