День памяти священномученика Серафима (Звездинского)

13 / 26 Августа
Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника Иоанна Звездинского. В 1902 году он тяжело заболел неизлечимой болезнью, но чудесным образом был исцелен по молитве перед образом еще не прославленного старца Серафима. Образ кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. Через год после этого Коля стал участником торжественного прославления преподобного Серафима Саровского. Исполненный благодарности за исцеление сына, отец Иоанн написал службу преподобному Серафиму.


Николай Звездинский в 1905 году окончил семинарию одним из лучших учеников и поступил в Московскую Духовную академию. 26 сентября 1908 года совершился его монашеский постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. По окончании академии он трудился в подмосковных духовных школах. Затем получил назначение настоятелем Чудова монастыря.

После Октябрьской революции представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. 26 июля 1918 года епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. Побывав в Зосимовой пустыни, они в августе 1918 года отправились в Серафимо-Знаменский скит. Схиигуменья Фамарь, духовная дочь владыки, устроила в лесу близ скита для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю — четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания.

3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима во епископа Димитровского. Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима на труды архиерейские, сказал: «Иди путем апостольским... где придется пешком — пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды-по-трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной».

25 января 1920 года владыка Серафим прибыл в Дмитров... Архипастырское служение епископа Серафима было утверждением и претворением в жизнь горячей любви ко Христу, христовой любви к ближнему и верности Православной Церкви...

12 декабря 1922 года он был арестован. После окончания допросов его перевели с Лубянки в Бутырскую тюрьму. Обильным потоком потекли передачи. Владыка Серафим делился с заключенными всем, что получал, утешал отчаявшихся, поддерживал молитвой, любовью. Он и здесь совершал Божественную литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял... Устроение его сердца в это время хорошо характеризуют строки из письма 1923 года, посланного из Бутырской тюрьмы духовным чадам: «Мир вам и радость от Источника радости Христа Господа, все дорогие, родные дети мои, непрестанно в темничной молитве моей поминаемые: благослови вас Господь, слава Богу, за все — и за тюрьму, слава Ему, что не обошел Он меня своею милостию... Благодарю вас всех за вашу любовь ко мне. Милость Божия и Покров Царицы Небесной да будет над всеми вами. Ваш богомолец Е.. Серафим...» В Бутырской тюрьме епископ Серафим составил акафист Страждущему Христу Спасителю: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего».

30 марта 1923 года епископу Серафиму вынесли приговор: «Два года ссылки в Зырянском крае». В ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него была пустынька и круглый холмик-кафедра. В праздники устраивали соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоирея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон.

Весной 1925 года окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро — телеграмма о кончине Патриарха Тихона. Выехать удалось лишь 9 мая. Только по милости Божией, владыка остался жив. Сотрудники НКВД пытались уговорить возчиков: бросить епископа с послушницами в лесу. Зыряне были непреклонны: «Мы честные... Бросить их, на съедение волкам и медведям, мы не согласны».

В Москве владыка поселился сначала в Даниловском монастыре. В июле 1925 года он прибыл в Борисоглебскую Аносину пустынь. В пустыни владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме великомученицы Анастасии. Вскоре у него возобновились приступы каменно-печеночной болезни, случавшиеся по два раза в месяц. По свидетельству очевидцев, «иногда боли, доводившие его до потери сознания, продолжались в течение девяти часов. Утром 25 февраля, в день святителя Алексия, начался сильнейший приступ. Думали, что он умирает. Долго был без памяти, затем стало легче. Сестры вышли и через полуоткрытую дверь слушали его дыхание. Вдруг владыка громко позвал: „Кто сейчас прошел по моей комнате в алтарь маленькой церкви за перегородкой?“ — „Никто не входил“. — „Это святитель Христов Алексий посетил меня, снимите грелку, встану“. Оделся — и за перегородку в домашнюю церковь в честь Саввы Сторожевского. К общему удивлению, на престоле в алтаре горела лампада. Владыка надел малый омофор и начал служить молебен святителю Алексию. При последнем возгласе лампада вдруг сама угасла, в ней не было ни капли масла».

13 июля 1926 года владыку вызвали на Лубянку. В полдень он вернулся на Влахернское подворье и сказал: «Требуют выезда из Москвы... Получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивеев или Саров». 17 июля 1926 года он приехал в Дивеево. После длительных переговоров с настоятельницей монастыря ссыльному епископу разрешили служить раннюю литургию в подвальном храме во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. Обычно он старался успеть закончить ее прежде, чем начнется служба наверху, для этого, приходилось начинать богослужение в четыре часа утра. После литургии владыка шел на Канавку, обходя ее по завету преподобного Серафима, читая полтораста «Богородице Дево, радуйся». Заходил в келейку преподобного Серафима, перевезенную в Дивеево из ближней пустыньки в Саровском лесу. Потом молился у алтаря Преображенской церкви.

Зимой епископ Серафим жил в комнатах Елены Мотовиловой, в корпусе за Канавкой. 14 февраля 1927 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, он вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями: «Пречистая Дева Богородица идет по Канавке. Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!»

Осенью 1927 года приехали представители власти и объявили о закрытии Дивеевской обители... В ночь под 22 сентября были арестованы епископы Серафим и Зиновий, игумения Александра, старшие сестры и духовенство. Всех заключили в Арзамасскую тюрьму. 26 сентября заключенных этапом отправили в Нижний Новгород. Вскоре из Нижегородской тюрьмы пришли известия, что у владыки Серафима опять начались приступы каменной болезни. 8 октября 1927 года епископов Серафима и Зиновия, игумению Александру освободили, но 17 октября 1927 года епископов неожиданно вызвали в Москву. Здесь епископ Серафим подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, после того как услышал в главном управление ОГПУ следующее: «Кого будем вам посылать для посвящения — посвящайте»

Он поселился в городе Меленки Владимирской губернии, но в апреле 1932 года владыку вновь арестовали. 7 июля 1932 года был вынесен приговор — три года ссылки. Владыка отбывал срок в Казахстане, позже его перевели на жительство в Уральск, затем — в Омск. Летом 1935 года срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. Епископ Серафим решил поселиться в Ишиме.

24 июня 1937 года его вновь арестовали, с Ишимской тюрьмы начался последний этап его земной жизни. В одной из своих последних записок мученик за веру писал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия». 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.

В декабре 2000 года, апреле и июле 2001 года Собор новомучеников и исповедников Российских был пополнен еще 104 именами. В Московской епархии со времени Юбилейного Архиерейского Собора канонизовано 225 новомучеников и исповедников, среди них — священномученик Серафим (Звездинский). «Се путь архиерейский, Архиереем Великим указанный и проложенный!» говорил владыка Серафим, восходя на подвиг архипастырства и провидя свой крест.