День памяти священномученика Серафима (Звездинского)
Николай Звездинский в 1905 году окончил семинарию одним из лучших учеников и поступил в Московскую Духовную академию. 26 сентября 1908 года совершился его монашеский постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. По окончании академии он трудился в подмосковных духовных школах. Затем получил назначение настоятелем Чудова монастыря.
После Октябрьской революции представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. 26 июля 1918 года епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. Побывав в Зосимовой пустыни, они в августе 1918 года отправились в Серафимо-Знаменский скит. Схиигуменья Фамарь, духовная дочь владыки, устроила в лесу близ скита для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю — четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания.
3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима во епископа Димитровского. Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима на труды архиерейские, сказал: «Иди путем апостольским... где придется пешком — пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды-по-трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной».
25 января 1920 года владыка Серафим прибыл в Дмитров... Архипастырское служение епископа Серафима было утверждением и претворением в жизнь горячей любви ко Христу, христовой любви к ближнему и верности Православной Церкви...
12 декабря 1922 года он был арестован. После окончания допросов его перевели с Лубянки в Бутырскую тюрьму. Обильным потоком потекли передачи. Владыка Серафим делился с заключенными всем, что получал, утешал отчаявшихся, поддерживал молитвой, любовью. Он и здесь совершал Божественную литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял... Устроение его сердца в это время хорошо характеризуют строки из письма 1923 года, посланного из Бутырской тюрьмы духовным чадам: «Мир вам и радость от Источника радости Христа Господа, все дорогие, родные дети мои, непрестанно в темничной молитве моей поминаемые: благослови вас Господь, слава Богу, за все — и за тюрьму, слава Ему, что не обошел Он меня своею милостию... Благодарю вас всех за вашу любовь ко мне. Милость Божия и Покров Царицы Небесной да будет над всеми вами. Ваш богомолец Е.. Серафим...» В Бутырской тюрьме епископ Серафим составил акафист Страждущему Христу Спасителю: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего».
30 марта 1923 года епископу Серафиму вынесли приговор: «Два года ссылки в Зырянском крае». В ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него была пустынька и круглый холмик-кафедра. В праздники устраивали соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоирея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон.
Весной 1925 года окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро — телеграмма о кончине Патриарха Тихона. Выехать удалось лишь 9 мая. Только по милости Божией, владыка остался жив. Сотрудники НКВД пытались уговорить возчиков: бросить епископа с послушницами в лесу. Зыряне были непреклонны: «Мы честные... Бросить их, на съедение волкам и медведям, мы не согласны».
В Москве владыка поселился сначала в Даниловском монастыре. В июле 1925 года он прибыл в Борисоглебскую Аносину пустынь. В пустыни владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме великомученицы Анастасии. Вскоре у него возобновились приступы каменно-печеночной болезни, случавшиеся по два раза в месяц. По свидетельству очевидцев, «иногда боли, доводившие его до потери сознания, продолжались в течение девяти часов. Утром 25 февраля, в день святителя Алексия, начался сильнейший приступ. Думали, что он умирает. Долго был без памяти, затем стало легче. Сестры вышли и через полуоткрытую дверь слушали его дыхание. Вдруг владыка громко позвал: „Кто сейчас прошел по моей комнате в алтарь маленькой церкви за перегородкой?“ — „Никто не входил“. — „Это святитель Христов Алексий посетил меня, снимите грелку, встану“. Оделся — и за перегородку в домашнюю церковь в честь Саввы Сторожевского. К общему удивлению, на престоле в алтаре горела лампада. Владыка надел малый омофор и начал служить молебен святителю Алексию. При последнем возгласе лампада вдруг сама угасла, в ней не было ни капли масла».
13 июля 1926 года владыку вызвали на Лубянку. В полдень он вернулся на Влахернское подворье и сказал: «Требуют выезда из Москвы... Получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивеев или Саров». 17 июля 1926 года он приехал в Дивеево. После длительных переговоров с настоятельницей монастыря ссыльному епископу разрешили служить раннюю литургию в подвальном храме во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. Обычно он старался успеть закончить ее прежде, чем начнется служба наверху, для этого, приходилось начинать богослужение в четыре часа утра. После литургии владыка шел на Канавку, обходя ее по завету преподобного Серафима, читая полтораста «Богородице Дево, радуйся». Заходил в келейку преподобного Серафима, перевезенную в Дивеево из ближней пустыньки в Саровском лесу. Потом молился у алтаря Преображенской церкви.
Зимой епископ Серафим жил в комнатах Елены Мотовиловой, в корпусе за Канавкой. 14 февраля 1927 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, он вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями: «Пречистая Дева Богородица идет по Канавке. Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!»
Осенью 1927 года приехали представители власти и объявили о закрытии Дивеевской обители... В ночь под 22 сентября были арестованы епископы Серафим и Зиновий, игумения Александра, старшие сестры и духовенство. Всех заключили в Арзамасскую тюрьму. 26 сентября заключенных этапом отправили в Нижний Новгород. Вскоре из Нижегородской тюрьмы пришли известия, что у владыки Серафима опять начались приступы каменной болезни. 8 октября 1927 года епископов Серафима и Зиновия, игумению Александру освободили, но 17 октября 1927 года епископов неожиданно вызвали в Москву. Здесь епископ Серафим подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, после того как услышал в главном управление ОГПУ следующее: «Кого будем вам посылать для посвящения — посвящайте»
Он поселился в городе Меленки Владимирской губернии, но в апреле 1932 года владыку вновь арестовали. 7 июля 1932 года был вынесен приговор — три года ссылки. Владыка отбывал срок в Казахстане, позже его перевели на жительство в Уральск, затем — в Омск. Летом 1935 года срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. Епископ Серафим решил поселиться в Ишиме.
24 июня 1937 года его вновь арестовали, с Ишимской тюрьмы начался последний этап его земной жизни. В одной из своих последних записок мученик за веру писал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия». 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.
В декабре 2000 года, апреле и июле 2001 года Собор новомучеников и исповедников Российских был пополнен еще 104 именами. В Московской епархии со времени Юбилейного Архиерейского Собора канонизовано 225 новомучеников и исповедников, среди них — священномученик Серафим (Звездинский). «Се путь архиерейский, Архиереем Великим указанный и проложенный!» говорил владыка Серафим, восходя на подвиг архипастырства и провидя свой крест.