День памяти святителей Герасима, Ионы и Питирима Великопермских

29 Января / 11 Февраля
Свя­ти­те­ли Ге­ра­сим, Пи­ти­рим, Иона бы­ли епи­ско­па­ми Ве­ли­ко-перм­ски­ми и Усть­вым­ски­ми. Свя­той Ге­ра­сим – тре­тий епи­скоп зы­рян­ско­го на­ро­да, до­стой­ный по­сле­до­ва­тель свя­ти­те­ля Сте­фа­на, про­све­ти­те­ля Перм­ско­го. На Перм­скую ка­фед­ру воз­ве­ден по­сле 1416 го­да, ко­гда толь­ко часть зы­рян бы­ла об­ра­ще­на в хри­сти­ан­ство. С ве­ли­кой рев­но­стью он за­бо­тил­ся о сво­ей пастве, стра­дав­шей от непре­стан­ных на­бе­гов нов­го­род­цев и языч­ни­ков-во­гу­лов. Он без­бо­яз­нен­но вхо­дил в ста­ны во­гу­лов, убеж­дая их пре­кра­тить гра­бить без­за­щит­ных пер­мя­ков-хри­сти­ан. Во вре­мя од­ной из та­ких по­ез­док скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью – был убит (по пре­да­нию – за­ду­шен омо­фо­ром) сво­им слу­гой-во­гу­лом в 1441 го­ду. По­гре­бен был в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви се­ла Усть-Вымь, неда­ле­ко от го­ро­да Ярен­ска, на ре­ке Вы­че­где (па­мять 24 ян­ва­ря). Пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Ге­ра­си­ма был уче­ный ар­хи­манд­рит Пи­ти­рим. И в его вре­мя во­гу­лы не пе­ре­ста­ва­ли на­па­дать на мир­ных зы­рян, на­се­ляв­ших Перм­скую стра­ну. Епи­скоп Пи­ти­рим, так же, как и его пред­ше­ствен­ни­ки, стал за­ступ­ни­ком сво­их па­со­мых. В 1447 го­ду он в Москве лич­но про­сил ве­ли­ко­го кня­зя об ока­за­нии по­мо­щи зы­ря­нам. Свя­ти­тель ча­сто по­се­щал свою паст­ву, рас­се­ян­ную на огром­ной тер­ри­то­рии, на­став­ляя ее Сло­вом Бо­жи­им и при­хо­дя на по­мощь в ее бед­стви­ях. Для про­све­ще­ния языч­ни­ков-во­гу­лов он пред­при­ни­мал да­ле­кие пу­те­ше­ствия, во вре­мя ко­то­рых жизнь его неред­ко под­вер­га­лась опас­но­стям, так как ему при­хо­ди­лось тер­петь все­воз­мож­ные ли­ше­ния. Но свя­ти­тель не жа­лел сво­их сил, про­све­щая лю­дей и по­учая в до­мах, хра­мах, на от­кры­тых ме­стах.

Сво­ей про­по­ве­дью он об­ра­тил в хри­сти­ан­ство мно­гих во­гу­лов, жив­ших по при­то­кам ре­ки Пе­чо­ры. Этим он воз­бу­дил страш­ный гнев пред­во­ди­те­ля во­гу­лов – Асы­ки, ко­то­рый убил свя­ти­те­ля на по­ле во вре­мя со­вер­ше­ния им мо­леб­ствия. Про­изо­шло это неда­ле­ко от Усть-Вы­ми 19 ав­гу­ста 1455 го­да. Свя­ти­тель Пи­ти­рим со­ста­вил жи­тие свя­ти­те­ля Алек­сия и ка­нон на об­ре­те­ние мо­щей его.

По­сле свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма на Перм­скую ка­фед­ру всту­пил епи­скоп Иона. Он об­ра­тил в хри­сти­ан­ство осталь­ную часть Ве­ли­кой Пер­ми, то есть язы­че­ские пле­ме­на, жив­шие по ре­кам Ви­ше­ре, Ка­ме, Чу­со­вой и дру­гим. Его ста­ра­ни­я­ми бы­ли ис­треб­ле­ны идо­лы и на их ме­стах со­ору­же­ны хра­мы, при ко­то­рых свя­ти­тель от­кры­вал учи­ли­ща. К но­во­об­ра­щен­ным из Усть-Вы­ми бы­ли пе­ре­ве­де­ны опыт­ные пас­ты­ри, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли и пре­по­да­ва­ли в этих учи­ли­щах. Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Иона 6 июня 1470 го­да.

Мо­щи трех перм­ских свя­ти­те­лей несколь­ко ве­ков по­ко­и­лись под спу­дом в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви (в Во­ло­год­ской об­ла­сти), ко­то­рая бы­ла глав­ным ка­фед­раль­ным со­бо­ром епи­ско­пов перм­ских до 1564 го­да. Над гроб­ни­цей бы­ла по­ме­ще­на ико­на в се­реб­ря­ном бас­ман­ном окла­де, изо­бра­жа­ю­щая свя­ти­те­лей во весь рост. Под­пись на ней гла­си­ла, что па­мять свя­ти­те­лей Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны со­вер­ша­ет­ся еже­год­но 29 ян­ва­ря (ст. ст.) «по со­бор­но­му опре­де­ле­нию пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на и по по­ве­ле­нию ца­ря Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го». Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны бы­ло в 1607 го­ду, од­на­ко мест­ное по­чи­та­ние их на­ча­лось го­раз­до ра­нее. Преж­де был и осо­бен­ный храм во имя трех Перм­ских свя­ти­те­лей, но в 1749 го­ду вме­сто него, по гра­мо­те устюж­ско­го епи­ско­па Вар­ла­а­ма, к Бла­го­ве­щен­ской церк­ви с се­вер­ной сто­ро­ны был при­стро­ен при­дел, освя­щен­ный 29 ян­ва­ря 1764 го­да во имя Всех свя­тых, — в нем на­про­тив цар­ских врат несколь­ко на­пра­во и ока­за­лась об­щая гроб­ни­ца свя­ти­те­лей.

Ле­том 1936 го­да Бла­го­ве­щен­ский храм вме­сте с при­де­лом Всех свя­тых был взо­рван, и с тех пор пол­ве­ка свя­тое ме­сто пре­бы­ва­ло в за­пу­сте­нии. Ле­том 1995 го­да - го­да под­го­тов­ки к празд­но­ва­нию 600-ле­тия пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го - в Усть-Вы­ми, на ме­сте где сто­ял Бла­го­ве­щен­ский со­бор, бы­ли про­ве­де­ны ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки. Вот как опи­сы­ва­ет­ся это в жур­на­ле «Арт» (№ 1, 1999 г.):

«Сте­фа­нов­ский фонд взял­ся за вос­ста­нов­ле­ние ча­сов­ни на этом ме­сте, на ста­ром фун­да­мен­те, и то­гда же встал во­прос: как удо­сто­ве­рить­ся в том, что мо­щи свя­ти­те­лей Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны, все­гда - с XV ве­ка - на­хо­див­ши­е­ся под спу­дом, уце­ле­ли при взры­ве и не бы­ли осквер­не­ны? Отец Вла­ди­мир Ду­най­чик, на­сто­я­тель Усть-Вым­ской Сте­фа­нов­ской церк­ви, бла­го­сло­вил сде­лать проб­ный рас­коп, и вот в по­го­жий ок­тябрь­ский день (5 ок­тяб­ря) мы при­сту­пи­ли к де­лу... Во­круг нас воз­ве­де­ни­ем стен за­ни­ма­лись стро­и­те­ли, мест­ная адми­ни­стра­ция за­чем-то «по­сла­ла на под­мо­гу» еще це­лый гру­зо­вик сол­дат - сло­вом, несколь­ко де­сят­ков че­ло­век на­хо­ди­лись на хол­ме, по пре­да­нию, на­сы­пан­ном ослеп­лен­ны­ми языч­ни­ка­ми по по­ве­ле­нию свя­ти­те­ля Сте­фа­на. Рас­коп углуб­лял­ся, про­шли «чер­ную по­ло­су» - ви­ди­мо, след сго­рев­ше­го де­ре­вян­но­го хра­ма — под непре­стан­ное чте­ние Ака­фи­ста перм­ским свя­ти­те­лям пе­ред им­про­ви­зи­ро­ван­ной ико­ной-фо­то­гра­фи­ей...

Ста­ли при­бли­жать­ся ран­ние осен­ние су­мер­ки, за­мет­но все ста­ли нерв­ни­чать, и тут об­ва­лил­ся тот уча­сток сте­ны, ко­то­рым хо­те­ли огра­дить внут­ри фун­да­мен­та пред­по­ла­га­е­мое ме­сто за­хо­ро­не­ния, чтобы за­сы­пать внут­ри пе­соч­ком, - и то­гда ре­ше­но бы­ло оста­но­вить­ся. А на дру­гой день про­дол­жать уже не при­шлось, в сущ­но­сти и так бы­ло яс­но, что под фун­да­мен­том ни­кто не рыл­ся, по­сле­до­ва­тель­ность сло­ев не на­ру­ше­на, то есть ле­жат где-то мо­щи глу­бо­ко в зем­ле, а на­сколь­ко глу­бо­ко - од­но­му Бо­гу ве­до­мо. Стро­и­те­ли то­ро­пи­лись до зи­мы воз­ве­сти сте­ны, вос­ста­но­ви­ли рух­нув­шую на­ка­нуне клад­ку и при­ня­лись за­сы­пать рас­коп пе­соч­ком, а к 9 мая юби­лей­но­го Сте­фа­нов­ско­го го­да ча­сов­ня бы­ла го­то­ва к освя­ще­нию Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Алек­си­ем...»

Ча­сов­ня бы­ла до­стро­е­на и освя­ще­на Пер­во­свя­ти­те­лем в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сте­фа­на. Те­перь она от­но­сит­ся к недав­но об­ра­зо­ван­но­му в Усть-Вы­ми Ми­хай­ло-Ар­хан­гель­ско­му мо­на­сты­рю. Ныне в ча­совне над мо­ща­ми уста­нов­ле­на ра­ка, ку­да мо­жет прий­ти и по­мо­лить­ся лю­бой па­лом­ник.