Икона Божией Матери «Тывровская».
Тывров – одно из древнейших поселений Подолья, упоминаемое еще в знаменитой «Летописи временных лет» святого Нестора Летописца. За долгую историю Тыврова Господь явил здесь многие чудеса и святыни. Наиболее почитаемой в народе являлась Тывровская Ченстоховская икона Божией Матери. Известность чудотворного образа была настолько велика, что историю его исследовали подольские священники-краеведы. Результатом этих трудов стала публикация статей в Подольских Епархиальных ведомостях, посвященных почитанию древнего образа.
Самое подробное описание появления чудотворного образа в Украине мы находим в статье Подольских епархиальных ведомостей за 1873 год:
«Икона сия, как видно из акта комиссии, бывшей 15 ноября 1742 года под председательством епископа Луцкого и Брест-Литовского, привезена из м. Ченстохова (в царстве Польском). Михаил Калитинский, хорунжий Брацлавский, помещик Тыврова, со своею женою 8 сентября 1739 года приехал, в день Рождества Богородицы, в м.Ченстохово поклониться иконе Божией Матери, по преданию написанной св. евангелистом Лукою, во время земной жизни Её…
Во время богослужения в храме Калитинский увидел около себя убогую девушку, с иконой Богоматери, стоящую и просящую купить эту икону, говоря, что как ему самому, так и его дому икона эта необходима. Калитинский купил эту икону, но с условием, чтобы она была приложена к чудотворной иконе, называемой Ченстоховскою».
По возвращении на родину, Калитинский поставил приобретенный образ в своей столовой, в пятницу 9 мая 1740 года – в день, когда Православная Церковь празднует перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град. В этот же день к нему приехал житель города Немирова Иван Микуленко со своими подмастерьями и евреем-портным. На другой день после праздника в доме Калитинских произошло чудесное событие.
«Еврей, который праздновал субботу, начал читать Библию за столом. Вдруг нашел на него непонятный страх. Он стал осматриваться то на одну, то на другую сторону и, поднявши глаза к иконе Богоматери, увидел большое сияние, исходящее от Ее лица. Он в страхе начал кричать: «Микуленко! Микуленко! Смотри, этот образ изменяет свой вид». Посмотревши на икону Божией Матери, Микуленко тоже увидел сияние, исходящее от иконы. То же самое видел священник, который приготовлялся служить Литургию в домовой каплице полковника украинских войск помещика Калитинскаго, затем донесено было самому помещику, весь двор удостоился быть свидетелем этого явления. Калитинский тотчас велел перенести икону из зала в каплицу, где совершена была Литургия. По окончанию Литургии к Калитинскому был приглашен священник Никольской церкви Гавриил Вороненко, и, вместе с бывшим у него духовенством, прихожанами и с церковною процессиею, икона Богоматери торжественно была перенесена из каплицы Калиновского в приходскую церковь м. Тыврова и поставлена в алтаре на горнем месте».
Со средины XVIII века ежегодно в день Святого Духа стекался народ с Подольской, Волынской и Киевской губерний для поклонения Тывровскому чудотворному образу. В честь иконы слагались народные песни, где в поэтической форме пересказывалась история чуда. «Набожные» песнопения были весьма популярны среди селян, некоторые из них публиковались в Почаевском сборнике «Богогласник» 1825 года.
Тывровская чудотворная икона постоянно находилась в Никольской церкви, но в 1920-х годах комсомольцами-активистами этот храм был сожжен. В огне погибла и древняя святыня местечка Тыврова.
28 мая 2007 года, в День Святого Духа, по благословению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Тульчинского и Брацлавского, список знаменитой Тывровской Ченстоховской чудотворной иконы Крестным ходом был торжественно перенесен в город Тывров.
Крестный ход начался от собора Святителя Николая города Гнивань, где перед святым образом была отслужена Божественная литургия. Из Гнивани Крестный ход, возглавляемый священниками Тульчинской и Винницкой епархий, направился в город Тывров. Икона была перенесена на место своего постоянного пребывания – в храм Архистратига Михаила, где перед ней был совершен благодарственный молебен.