Икона Божией Матери «Зверенецкая».
Исторические сведения о появлении в монастыре и почитании иконы в ранний период неизвестны. Образ был обнаружен в 1913 г., в период раскопок пещерного комплекса (1911-1914), в келье, где подвизался, а впоследствии был погребен зверинецкий игумен прп. Климент († ок. 1092). От иконы были зафиксированы чудеса, и это стало основанием для настоятеля Зверинецкого скита игумена Валентина (Коротенко) и попечителя надпещерных храмов и хранителя пещер кн. В.Д. Жевахова ходатайствовать перед Святейшим Синодом о прославлении иконы.
21 апреля 1915 г. Святейший Синод указом (№ 3136) за подписью 10 архиереев постановил именовать образ иконой Божией Матери «Зверинецкой».
По открытии пещер, икона, очевидно, находилась во временной постройке при пещерах, где жил и совершал требы игумен Валентин. С возрождением скита при Зверинецких пещерах Зверинецкая икона была помещена в построенную в 1913 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы над царскими вратами, куда к ней стекались многочисленные паломники. В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, Зверинецкая икона исчезла.
В 1990 г. заброшенные пещеры перешли в ведение отдела по изучению и охране подземных объектов города «Киев подземный» Музея истории Киева. Исследования, проведенные в пещерах сотрудниками отдела при участии братии Ионинского Свято-Троицкого монастыря, подготовили их к открытию в 1997 г. (освящен престол в алтаре).
В 2000 г. были предприняты работы по воссозданию Зверинецкой иконы (художник – А. Вовченко). Их начало положено обретением 26 окт. 1999 г. утраченного в 30-х гг. XX в. оклада иконы, пожертвованного кн. Жеваховым. Дата его обретения была утверждена указом (№ 795 от 22 ноября 2000 г.) Священного Синода УПЦ как день празднования Зверинецкрй иконы.
Литой серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями, имеет на нижнем поле надпись: «Зверинецкая икона Божией Матери». Благодаря надписи, и фото иконы, помещенного в «Ионинском Листке» протоиерей Михаил Макеев, настоятель церкви во имя вмч. Георгия в селе Селище Барышевского р-на, опознал находящуюся в его храме ризу и передал ее в Ионинский монастырь. Воссоздание образа стало возможным благодаря сделанному в 1913 г. описанию и зафиксированным в литографии размерам и внешнему виду. Длительное время икона находилась в церкви в честь Святой Троицы Ионинского монастыря над царскими вратами.
26 октября 2000 г. в пещерном храме во имя арх. Михаила была совершена Божественная литургия, с первым возглашением тропаря и кондака Зверинецкой иконы, на месте, где находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, отслужили благодарственный молебен.
Иконография овальной по форме иконы (размер 10,4×8,7 см) представляет изображение Пресвятой Богородицы типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке, Ее правая рука – в молитвенном жесте. Младенец правой ручкой благословляет, в левой, лежащей на колене, держит свиток (видны фрагменты). Он облачен в белый длинный хитон, оставляющий открытыми только стопы.
В начале XX в. детального исследования Зверинецкой иконы не проводилось, и одним из важных моментов в процессе ее атрибуции была история пещер. По мнению Каманина, доступ в пещеры до их выявления в 1882/83 г. и раскрытия в 1911 г. был закрыт вследствие обрушения в 1096-1097 гг. (набег половцев) или, что более вероятно, в 1240 г. (нашествие Батыя).
Иконография образа представляет древнейший из известных типов изображения Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом на левой руке в поясном изводе. Взгляд Богоматери, не прямо смотрящей перед Собой, а взирающей на Младенца, слегка склонив к Нему голову, а также характерное положение правой ножки Богомладенца, развернутой стопой наружу, напоминают извод одной из наиболее почитаемых на Руси икон – Тихвинской иконы Божией Матери, явленной в 1383 г.
Литографического изображения Зверинецкой иконы (видны следы утрат: коррозия по краю иконы, сколы, практически полностью утрачен лик Младенца Христа) и описания Каманина, указавшего, что икона была выполнена на толстой пластине железа, покрытой белой эмалью, по которой «художник изобразил красками» лики, недостаточно для точного определения технологии, а значит, и даты создания Зверинецкой иконы. (Икона была создана в технике т. н. холодной эмали. Такой технологический способ художественной обработки металла известен исследователям лишь с XVII в. Но может быть, что исследователи чего-то не знают. Ибо известно, что изделия из металла с, так называемой перегородчатой эмалью делались на Руси уже в 8-9 вв.)
В 2010 году Зверинецкую икону торжественно перенесли в Архангело-Михайловский Звиринецкий монастырь, где каждую пятницу за вечерним богослужением перед ней читается Акафист.
Зверинецкая икона воспроизводится на иконах Собора Киево-Зверинецких святых, где святые предстоят овальному по форме образу (без оклада), изображенному в верхней части средника (иконы 1999, 2007 гг. в Зверинецких пещерах)