Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери из Свято-Троице-Параскевиевского монастыря в Феодосию.
Первый крестный ход состоялся в 1890 году и в наше время был возобновлен в 2004 году.
Граф Николай Федорович Гейден, бывший староста Петербургского Казанского собора, посетив однажды Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь, был глубоко тронут его высоким внутренним строем и вместе с тем поражен его бедностью. Будучи человеком крайне благочестивым, он стал усердным благотворителем обители, с поражающей щедростью жертвуя ей земельные участки. недвижимость и крупные денежные суммы. 11 апреля 1890 г. граф Н.Ф. Гейден в память чудесного спасения Государя Императора Александро III и всей его августейшей семьи на станции Борки 17 октября 1888 года принес в дар Топловской обители свою семейную святыню-древнюю Казанскую икону Божией Матери.Граф Гейден, благочестивый православный человек, выразил свою благодарность Богу тем, что передал в Топловскую обитель фамильный образ.
Семейное предание гласило, что эта икона- точный список с подлинной Казанской иконы Божией Матери и написана вскоре после явления последней. После взятия Казани войсками Ивана Грозного, летом 1579 года, город охватил пожар, во время которого одной девятилетней девочке явилась во сне Богородица и велела откопать икону со своим изображением.
Икону эту зарыли христиане еще при татарском владычестве. Она была обнаружена на указанном Царицей Небесной месте и торжественно помещена в храме. К XVI веку в русской иконографии возникает извод, названный по месту явления иконы – Казанская Богоматерь. Это полуфигурное изображение Богородицы, слева Она держит Богомладенца, представленного не сидящим, а в строго фронтальной позе.
Списки Казанской иконы Божией Матери имелись во многих городах и местах России, эта икона особо почитаема верующими. Празднование иконы установлено 8/21 июля- в память явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, а также 22/4 ноября- день избавления от поляков, праздник установлен в 1612 г.
Подаренная Топловской обители икона принадлежала некогда роду князей Вяземских, от них перешла в род графов Зубовых. Графу Н.Ф.Гейдену она досталась в наследство от матери –урожденной графини Зубовой. Эта икона в сребропозлащенной ризе была богато украшена-вокруг лика Богородицы был жемчужный убрус с драгоценными камнями, среди которых были бриллианты-дар фрейлин Марии Борисовны и Марии Федоровны Головиной.
Граф Гейден передал пожертвованную икону в канцелярию Святейшего Синода и вскоре святыня прибыла из Петербурга в Симферополь. Преосвященнийший Мартиниан, епископ Таврический и симферопольский, распорядился сдать икону на временное хранение в кафедральный Александро-Невский собор. Две недели оставалась икона в Симферопльском храме и множество людей пришло поклониться древней святыне. 13 мая 1890 года епископ Мартиниан торжественно отслужил Литургию и молебен, и икону понесли многолюдным крестным ходом через Карасубазар (Белогорск) в Топловский монастырь.17 мая ее встретили все насельницы обители, вышедшие за шесть верст крестным ходом.
Граф Н.Ф.Гейден пожелал, чтобы пожертвованную икону ежегодно переносили крестным ходом из Топловского монастыря на Казанское подворье в Феодосии, где бы она оставалась с 17 по 22 октября (ст.ст.) включительно. Разрешение Святейшего Синода было получено, и первый крестный ход состоялся в том же 1890 году!
Сейчас, когда традиция крестных ходов утрачена и восстанавливается с большим трудом, небезынтересно узнать, каким образом они осуществлялись в те давние годы.
Торжественное перенесение иконы Богородицы в Феодосию совершалось по утвержденному местным архипастырем церковному церемониалу. Утром 12 октября (ст.ст.) в монастырской церкви св. Параскевы совершалась Божественная литургия и молебен, после чего шествие иконы под колокольный звон, пение пасхального канона и стихир Пасхи двигалось к селу Кишлав (ныне с.Курское Белогорского р-на). У входа в Кишлав икону встречали с колокольным звоном, иконами и хоругвями и вносили в местную церковь. Здесь совершалось всенощное бдение в честь Казанской иконы Богоматери, с чтением акафиста. Наутро совершалась литургия с молебном, после чего крестный ход двигался далее.
Маршрут был таков : из Кишлава в село Салы (ныне Грушевка), далее Старый Крым-Изюмовка-Насыпкой (ныне с. Насыпное). Во всех этих местах икону встречали, совершали перед ней Богослужение и провожали также как в Кишлаве. 16 октября икона прибывала в Феодосию, на Казанское подворье Топловского монастыря. Утром 17 октября, под колокольный звон всех храмов Феодосии, икону переносили по Казанской улице в Александро-Невский собор.Навстречу ей из собора выходил крестный ход с хоругвями и Знаменской иконой Богоматери-покровительницы Феодосии, спасшей город 1 января 1878г., когда турецкий броненосец начал бомбардировку. Оба хода и обе святыни встречались у городского фонтана и вместе шествовали в собор, где совершалась Божественная литургия и положенный на 17 октября молебен. После обедни икона переносилась обратно на монастырское подворье и оставалась там до 26 октября включительно.
В этот же день выступали с иконой в обратный путь. В торжественном перенесении Казанской иконы из монастыря в Феодосию и обратно принимали участие не только все живущие на пути следования крестного хода. но и множество людей. специально для этого приехавших. Когда икона вносилась в село или город, местные жители праздновали это как значительный праздник. В эти дни никто не работал, не было занятий в школах, все выходили в праздничных одеждах далеко за село, чтобы встретить святое изображение Пречистой Девы. В такие моменты подъем веры в народе был необычайный, и Заступница по вере этой посылала многим больным исцеления.
Еще более торжественный вид имел крестный ход в Феодосии. В нем, помимо населения, принимали участие войска местного полка, стоявшие рядами по улицам, где шел ход. По просьбе начальства икона вносилась, кроме собора, и в другие церкви-тюремную, полковую и др., по просьбам отдельных лиц заносилась и в частные дома, что было счастьем для хозяев. Пожертвованная благочестивым графом Гейденом Казанская икона Божией Матери, будучи долгие годы только семейной святыней, очень быстро стала святыней не только для Топловского монастыря, но и для целого края.
Топловский монастырь имел четыре подворья, два из них – в Симферополе и Феодосии- были освящены во имя иконы Казанской Божией Матери и именовались Казанскими. Такое же название было дано впоследствии и улицам, где располагались подворья. Улицу Казанскую в Феодосии в свое время переименовали в ул. Карла Маркса. В 1993 г. феодосийские верующие добились. чтобы улице было возвращено ее прежнее название. А вот симферопольская улица всегда именовалась Казанской, но сейчас только очень немногие жители знают историю ее названия.
Обретенная в конце XIV в. икона Божией Матери Казанская была в 1904 г. украдена из Благовещанского собора г. Казани и бесследно исчезла. Казань была безутешна. Казанская икона из Топловского монастыря разделила судьбу своего прообраза. Акт Комиссии по отделению церкви от государства от 22 марта 1921 г., в котором было описано и учтено имущество Топловского монастыря, сообщает, что «Всему имуществу монастыря составлена подробная опись, и кроме того отдельно составлена в 3-х экземплярах опись богослужебного имущества. Среди последнего никаких предметов, представляющих особую историческую и художественную ценность, не оказалось… иконы во всех церквях местной живописи, монастырской мастерской». Следовательно, в 1921 году иконы в монастыре уже не было. В 1919 г. монастырь был ограблен частями Красной Армии. Тогда из ризницы были «изъяты» серебряные кресты, чаши, дарохранительницы, изорваны книги и уничтожен архив. Конечно же, Казанская икона должна была быть похищена в первую очередь-естественно, что святотатцев прельстило сияние жемчуга и блеск драгоценных камней. Святость иконы не представляла для грабителей никакой ценности, имело значение только одно- ее материальная стоимость. Вполне понятно, что они были осведомлены о монастырском сокровище- об этой иконе знал весь Крым.
В 2004 году состоялся первый крестный ход после 88-летнего перерыва. Желающие принять участие в крестном ходе паломники приезжают заранее. 31 октября в 17 часов в обители совершается вечернее бдение.
1 ноября: в 5 часов утра служится Божественная литургия. Потом для всех участников крестного хода трапеза. В 9-30 священники перед Казанской иконой Божией Матери совершают молебен. Затем, обойдя обитель, крестный ход через монастырские ворота спускается на трассу. Первая остановка будет сделана в с.Курское. Где радушно с цветами и караваем верующие села встречают Казанскую икону Божией Матери. Следующая остановка –с. Грушевка, в храме в честь иконы Божией Матери Знамение. Где всех участников крестного хода напоят горячим чаем и совершат акафист с молебном. Далее самый сложный переход –до Старого Крыма. По прибытии в храм Успения Богородицы всех ждет горячий ужин и в 17-00 начинается вечерняя служба. По окончании службы- размещение участников на ночлег.
2 ноября: В 7-00 служится Божественная литургия, по окончании- трапеза. В 10-00 выход крестного хода.
Через с.Изюмовка заходим в с. Первомайское в храм в честь св.Иоанна Крестителя. Здесь вас ждет горячий чай и совершается молебен.
Следующая остановка: с. Насыпное , храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Ужин. Вечерняя служба. Ночлег.
3 ноября: 9-00 Божественная литургия. Трапеза. В 13-00- выход. В 15-00 крестный ход встречают в Феодосии у Крестопоклонного Креста жители Феодосии и священство.
4 ноября: 9-00 – Божественная литургия в Казанском соборе г.Феодосия.