Обретение мощей святителя Варсонофия Тверского, Казанского чудотворца

4 / 17 Октября

Об­ре­те­ние мо­щей свя­ти­те­ля Гу­рия, ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го († 1563), и Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го († 1576), про­изо­шло в Ка­за­ни в 1595 го­ду. При стро­и­тель­стве но­вой ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном свя­ти­те­лем Вар­со­но­фи­ем, у ал­тар­ной сте­ны преж­не­го де­ре­вян­но­го хра­ма бы­ли вы­ко­па­ны гро­бы с те­ла­ми свя­ти­те­лей. Необыч­ность ви­да нетлен­ных гро­бов ис­пол­ни­ла свя­ти­те­ля Ер­мо­ге­на (па­мять 17 фев­ра­ля) бла­го­го­вей­ным дерз­но­ве­ни­ем от­крыть гро­бы при боль­шом сте­че­нии на­ро­да. Сам свя­ти­тель Ер­мо­ген так опи­сы­ва­ет это со­бы­тие: «Ви­де­хом ди­во, его же не на­де­я­хом­ся. Ра­ка бо свя­та­го бе пол­на бла­го­ухан­на ми­ра, как чи­стой во­ды, мо­щи же свя­та­го Гу­рия ввер­ху ми­ра яко гу­ба но­ша­ху­ся. Нетле­ни­ем бо ода­ри Бог чест­ное и мно­го­труд­ное его те­ло, яко и ныне зрит­ся все­ми. Ток­мо ма­ло верх­ния гу­бы тле­ние кос­ну­ся, про­чие же его уды це­лы бы­ша, ни­чем же невре­ди­мы. Ося­за­хом же и по­гре­баль­ные ри­зы его и бя­ху креп­ки зе­ло. По­том же от­крых­ом ра­ку пре­по­доб­на­го Вар­со­но­фия и ви­де­хом: мно­гим нетле­ни­ем по­чте­ни от Бо­га мо­щи свя­та­го Вар­со­но­фия. К но­гам пре­по­доб­на­го тле­ние кос­ну­ся, но оба­че не ток­мо ко­сти не раз­ру­ше­ны, но креп­ки бя­ху зе­ло и ни­ка­ко­же сла­бо­сти в со­ста­ве иму­ще, яко же и Гу­рию свя­ти­те­лю. И по­гре­баль­ныя ри­зы та­кож­де, яко и Гу­рию пре­по­доб­но­му, но­вых креп­чае». Мно­гие боль­ные ис­це­ли­лись, по­ма­зав­шись свя­тым ми­ром, ис­те­кав­шим от мо­щей свя­ти­те­ля Гу­рия.

В Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 4 ок­тяб­ря ска­за­но: «Гу­рий по­до­би­ем сед, бра­да, аки Ва­си­лия Ке­са­рий­ско­го, в шап­ке, в омо­фо­ре, в ру­ках Еван­ге­лие, ри­за свя­ти­тель­ская. Вар­со­но­фий по­до­би­ем над­сед, бра­да, аки Гу­ри­е­ва, на ко­нец раз­дво­и­лась, в шап­ке, ри­за свя­ти­тель­ская, омо­фор и Еван­ге­лие».

В со­от­вет­ствии с до­кла­дом ар­хи­епи­ско­па Че­бок­сар­ско­го и Чу­ваш­ско­го Ве­ни­а­ми­на (Но­виц­ко­го; † 14 ок­тяб­ря 1976) свя­тей­ший пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Пи­мен бла­го­сло­вил тво­рить в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле 4 ок­тяб­ря со­бор­ную па­мять всем Ка­зан­ским свя­ти­те­лям.