Преставление основателя обители преподобного Зосимы (Верховского)

24 Октября / 6 Ноября

Почитание Зосимы началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм. После расширения храма в 1855 г. 2 приделами «в промежутке между главным и правым устроена усыпальница над могилою основателя пустыни старца Зосимы, дабы все усердствующие невозбранно могли туда входить». 

В начале 80-х гг. XIX в. состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в 1886 г.: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что всё тело старца цело, а ступни ног предались тлению». 

В 30-х гг. XX в. Троицкий храм был обращён в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп Зосимы, неизвестно. 25 декабря 1999 г. в возрождённой обители были проведены работы по обретению могилы Зосимы. «В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы». К 2009 г. местонахождение мощей неизвестно.

Почитался колодец, выкопанный на месте сгоревшей кельи старца (сначала над ним стояла каменная часовня, после расширения Троицкого храма пришлось устроить специальный проход к колодцу под юго-западным углом церковной стены), а также т. н. Отчин колодец, который выкопал преподобный близ лесной кельи. К середине XIX в. «пошли частые исцеления от того колодца, многим снился во сне. Одна женщина ближнего селения, умывшись этой водою, исцелилась от рака на лице». У колодца поставили крест, в 1910 г. построили каменную часовню на месте кельи старца. Все паломники, приезжавшие в Зосимову пустынь, посещали Отчин колодец и умывались водой из него. В 2006 г. возрождённая обитель начала традицию крестных ходов к Отчину колодцу 23 июля, в день прославления Зосимы, или в ближайшее воскресенье. 

Житие преподобеного оказало влияние на образ старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Организовав скит в горах Калифорнии (США), иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) перевели Житие старца на английский язык, и в издательстве братства прп. Германа Аляскинского оно вышло в свет в 1979 и 1990 гг.

Канонизация Зосимы в лике местночтимых святых Московской епархии была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II 11 октября 1999 г. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) праздник прославления был отложен до лета и состоялся 23 июля 2000 г. К празднику были написаны 2 иконы Зосимы и издано «Житие прп. Зосимы (Верховского)» (Наро-Фоминск, 2000). К лику общецерковных святых старец и прп. Василиск причислены на Архиерейском Соборе РПЦ 8 октября 2004 г. Брянская епархия наряду с Московской включила Зосиму в Собор своих святых.


Тропарь, глас 8

Любовию Христовою уязвился еси, преподобне, вся красная мира отринув, подвигом безмолвия подвизався, добродетели Божественныя стяжал еси; премудрости Божия причастниче, отче наш Зосимо, моли Христа Бога и Пречистую Деву Богородицу спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

Избранниче Божий и старче премудрый, наставниче наш Зосимо, от юности постническою стезею шедый, во одежду кротости и терпения облеклся еси, темже дар Святаго Духа улучив, многие души Христу уневестил еси. Ныне в сонме преподобных на Небесех ликуеши, моляся непрестанно о чтущих святую память твою.