Частица Ризы Пресвятой Богородицы.
Французский город Шартр уже с IV века, является местом, где Пресвятую Богородицу почитают с особой любовью. История связывает это с тем, что в это время, в городе появляется чудотворный скульптурный образ Божией Матери, носящей под сердцем Спасителя Мира, именуемый из-за потемневшего цвета дерева — «Черная Мария». Такая любовь горожан к Пресвятой Деве, очевидно, привела в город и другую святыню, связанную с Матерью Господа Иисуса Христа – Ее Плат, который, по преданию, покрывал Ее в ночь Рождества Спасителя. Первым, известным нам, литературным источником, повествующим историю Святыни, является «Слово на перенесение честной ризы Богородицы во Влахернах», Феодора Синкеллы, — скевофилака и пресвитера собора Св. Софии. Труд этот он написал во время аварского нападения 617 г. Он повествует о двух братьях – патрициях – Галвие и Кандите, которые, паломничая на Святую Землю, остановились на ночлег, у одной благочестивой женщины. В ее доме, они увидели ковчег, перед которым неугасимо горела лампада. Хозяйка поведала им, что в этом ковчеге находится великая Святыня – Риза Пресвятой Богородицы. Эту одежду Божия Матерь особо хранила всю жизнь, помня о том, что в ней Она была в ночь Рождества Спасителя. Хранительница Святыни рассказала семейное предание о том, что ее прародительница, присутствовала при погребении Божией Матери и Сама Пресвятая Богородица отдала ей это покрывало. Братья решили хитростью похитить Святыню и, заказав в Иерусалиме точно такой же ковчег, на обратном пути, подменили его. Так Плат, или Покров Пресвятой Богородицы, оказывается в Константинополе. В 469 году он передается в строящейся во Влахерне храм. В IX веке Византийская императрица Ирина ищет сближение с Карлом Великим для того, чтобы соединить Второй Рим – Константинополь и образовавшуюся в IX веке Западную империю Карла в единое целое. С этой целью ведутся активные переговоры, в том числе и о заключении династического брака между правителями Востока и Запада. В знак своего особого расположения императрица Ирина, передает Святыню, в дар императору Карлу Великому. В 876 г. Внук Карла Великого – Карл II — по прозвищу Лысый — дарит святыню городу Шартру. Плат Пресвятой Богородицы, сразу привлекает в город множество паломников. Исторические хроники города повествуют нам о двух великих чудесах происшедших от Плата, по молитвам и заступничеству Пресвятой Богородицы. В 911 г., когда на плохо укрепленный город наступал отряд норманнов – язычников беспощадно разрушавших города Европы, епископ Гантельм , и горожане с молитвой о заступничестве, вывесили Плат на стены города и, Пречистая, подобно тому, как это было в Константинополе, заступается за город. Происходит чудо – свирепые «люди с Севера» обращаются в бегство, и больше никогда не нападают на город. Предводитель отряда норманнов, принимает Христианство. Второе чудо, связанное с историей города Шартра, происходит в 1194 году, когда романский собор IХ века был практически уничтожен пожаром, который бушевал три дня. Горожане в отчаянии смотрели, как пламя пожирало собор и рушило его своды. Три дня пламя не стихало, и город скорбел о потери почитаемой и любимой Святыни. Великим чудом было, кода из под развалин, выбрались трое живых клириков храма, которые в момент, когда пламя охватило храм, уже не имея возможности выйти наружу, схватили Плат и схоронились с ним в подземной церкви. Кругом бушевал огонь, но Святыню и людей сохраняющих ее, он не коснулся. Это чудо побудило горожан построить новый храм – такой, какого не было прежде. Строят его «Всем миром». Известно, что участие в строительстве храма в ту пору, согласно исторической хронике, благословлялось как важнейшее общеевропейское христианское дело. Большой вклад в строительство делает Людовик IX , который присутствует при освящении Шартрского кафедрального храма в 1260 году. Собор этот, является классическим образцом «чистой» готики и первым в истории Франции готическим собором, посвященным Пресвятой Богородице. Во время Французской революции, чтобы спасти Святыню ее разделяют на несколько частей. Рискуя своей жизнью, благочестивые прихожане, сохраняют ее у себя, от революционного террора. В 1819 году, самый крупный из этих фрагментов возвращается в храм. А в 1827 г проводится экспертиза, которая устанавливает, что это полотно около 2х метров длинной и 46 см шириной, практически выцветшее от времени. Возраст ткани датируется первым веками и соответствует технологии Палестинского ткачества I в. «Во время проведения исследования, — говорится в акте экспертизы, — не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань» В настоящий момент, часть Ризы Божией Матери, находятся в разных местах. Небольшая часть находится в Успенском соборе Московского Кремля, в Латеранском соборе во имя св. Иоанна Крестителя в Риме, но основное полотно в соборе Божией Матери в Шартре.