Чтимый список Валаамской иконы Божией Матери

Первое воскресенье после дня празднования прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев - 28 июня/11 июля
Образ Богоматери, именуемый Валаамским, имеет сравнительно небольшую историю в плане иконографическом. Икона была написана в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (в миру – Алексей Константинов, 1851–1901 гг.), уроженцем Рыбинского уезда Ярославской губернии. В Валаамскую обитель он поступил в 1875 году. При пострижении в монашество 12 мая 1884 года был принят во внимание его дар живописца - его нарекли Алипием, в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского. Иеромонах Алипий вместе с другими монастырскими живописцами, в том числе иеромонахом Лукой (Богдановым), украшал храмы монастыря, написав иконы для пятиярусного иконостаса Спасо-Преображенского собора. Отец Алипий писал иконы в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов. Каждую икону или стенопись он долго и благоговейно обдумывал. Никогда не начинал писать икону, пока не чувствовал действие благодати Божией.

Высота духовной жизни отражалась на иконах мастера. Светоносную иконопись отца Алипия называли на Валааме ≪духовным прозиранием небесно-вечной красоты≫. Чудотворную икону Божией Матери, именуемую Валаамская, иеромонах Алипий написал в 1878 году. Он создавал образ Игумении ≪Северного Афона≫ в то время, когда в церкви читали акафист Пресвятой Богородице. ≪Первостатейному художнику и иконописцу≫, ≪валаамскому Рафаэлю≫, как называли его современники, было всего 26 лет. Манеру живописи иеромонаха Алипия отличает светлый, пастельных тонов колорит. Цвета свежие, яркие, такие же, как и цвета валаамской природы, что объясняется, по-видимому, своеобразными климатическими условиями, характерными только для Валаама. Интересна судьба Валаамской иконы Божией Матери. Сначала образ находился в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. При построении нового Спасо-Преображенского собора (1890 г.) образ был перенесен в церковь Успения Божией Матери, где до освящения собора совершались службы. Впоследствии образ был убран в кладовую ризницы в упраздненной церкви святителя Николая. Икона чудесным образом была обретена в 1897 году по указанию Самой Царицы Небесной. С этих пор началось почитание иконы братией обители и богомольцами, когда по молитвам перед образом Божией Матери получила чудесное исцеление от тяжкого недуга одна из благочестивых верующих.

Жительница Петербурга, Наталья Андреевна Андреева, много лет страдала ревматизмом рук и ног. В 1887 году, по указанию, данному ей в сонном видении Божией Матерью, она отправилась на поклонение преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. В церкви Успения Божией Матери она увидела икону Пресвятой Богородицы, явленную ей во сне. Получив облегчение в болезни после молитв к преподобным, раба Божия Наталья дала обещание вновь приехать на Валаам. Прошло девять лет, и в 1896 году, в сонном видении ей вновь явилась Божия Матерь – с укором за невыполнение данного ею обещания. Наталья тут же отправилась на Валаам, но в церкви Успения уже не нашла той иконы. Никто из братии не мог указать, где она находится. Ризничный отец Пафнутий предположил, что образ отправлен на Петербургское подворье монастыря. Не найдя иконы в Петербурге, Наталья в 1897 году, к празднику святых апостолов Петра и Павла, вновь приехала на Валаам. Во сне ей было указано, что икона находится в ризнице церкви святителя Николая Чудотворца, тогда же она увидела торжественное перенесение образа. Свой сон Наталья рассказала отцу Пафнутию, и он обрел икону на том самом месте, которое было указано Наталье. Валаамская икона была перенесена в нижний храм преподобных Сергия и Германа. По просьбе Натальи перед иконой был отслужен молебен. Через неделю она смогла ходить без палки, а к Пасхе, милостью Божией, была совершенно здорова.

В 1899 году игумен Валаамского монастыря Гавриил устроил в иконе ковчежец с частицей Ризы Божией Матери. Икона пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 году к Финляндии, до марта 1940 года, когда после присоединения территории Карельского перешейка и северной Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в основанный ими на территории Финляндии монастырь, названный впоследствии Новый Валаам. Здесь, в Преображенском соборе, за левым клиросом, Валаамская икона Божией Матери пребывает и по сей день.

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, написанный валаамскими иконописцами в 1900 году. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем, очевидно, еще до его закрытия в 1932 году, был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи благодатных исцелений.

9 июля 1992 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. Через четыре года, накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. В 1997 году, через сто лет после обретения чудотворного образа, на основании глубокого и непрекращающегося его почитания верующими, Его Святейшество благословил совершать празднование Валаамской иконы Божией Матери в первое воскресенье после дня празднования прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

10 июля 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 году была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название ≪Валаамская≫.

Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления, свидетельствующие о том,что ни одна из наших искренних молитв, возносимых перед святым образом усердной Заступницы и Небесной Ходатаицы, не остается неуслышанной.