Чудотворная икона святителя Николая , архиепископа Мир Ликийского, чудотворца
9 / 22 Мая
6 / 19 Декабря
Образ сей написан в начале XVII века по наклеенному на доске холсту в 5,5 вершков длиной и в 4,5 шириной (24,5х20 см). По сторонам от поясного образа Святителя Николая на полях изображены двое святых небольшого роста – страстотерпцы Борис и Глеб.
Около 1675 года Никольский монастырь в одночасье сгорел дотла. Когда монахи стали осматривать пепелище, среди золы они нашли неповрежденным один образ – небесного покровителя обители Николая Угодника. Обгорела только задняя сторона деки, а лик Чудотворца остался невредим. Это чудо скоро приобрело известность, на Николо-Малицу стали приходить богомольцы. Многие крестьяне окрестных селений и жители Твери всех сословий приняли активное участие в строительстве монастыря: «Как воды с гор, потекли в монастырь подаяния и приношения православных христиан». Однако среди всех благотворителей по-особому выделялся стольник Григорий Дмитриевич Овцын. Усердие его позволило монастырю начать каменное строительство. Во славу Божию были возведены двустолпный пяти¬главый Спасский собор, одноглавая Никольская церковь с Одигитриевским приделом и шатровой колокольней. Настоятельский корпус, братские кельи и службы заново срубили из дерева.
С тех пор сохранилось в монастыре предание, будто некий игумен, опасаясь, что обитель вновь оскудеет, запретил братии по ночам возжигать пред образом Николая Чудотворца лампаду. Ему хотелось сэкономить расход масла и уберечь обитель от пожара. Но однажды к игумену явился Святитель Николай и заверил его, что не оставит обитель без покровительства. С того времени и горели в Малицком монастыре пред образом Святителя Николая две неугасимые лампады – одна в церкви, другая – в часовне.
В дни коронационных торжеств 1742 года по случаю восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны действительная статс-дама ее величества, графиня Мавра Егоровна Шувалова, следуя из Петербурга в Москву и будучи беременной, сильно захворала. Она была вынуждена остановиться в Малицкой слободе. Прибывший из Твери доктор нашел состояние графини очень тяжёлым, опасаясь за жизнь младенца в утробе матери. Набожная хозяйка дома, в котором находилась сановитая гостья, решилась сказать ей о чудотворном образе Николая Мирликийского в Малицком монастыре. По желанию графини принесли эту икону и отслужили угоднику Христову молебен. Горячо молилась Мавра Егоровна и по вере своей получила облегчение, позволившее ей благополучно добраться до первопрестольного града. В Москве графиня в скором времени разрешилась от бремени, назвав новорожденного сына Николаем, крёстной матерью которого стала подруга графини императрица Елизавета Петровна.
Лежа на смертном одре, графиня дала обет Господу по выздоровлении перестроить деревянную Малицкую обитель в камне. Счастливый отец, граф Петр Иванович Шувалов, с большим желанием откликнулся на благочестивое движение души своей супруги. Влиятельнейший государственный деятель того времени, президент Военной коллегии, он прежде всего был православным русским человеком. И первым даром монастырю стала украшающая икону Святителя "золотая риза с драгоценными камнями (вес – девяносто семь золотников)". В доме графа до той поры хранилась святыня всего Шуваловского рода серебряный позлащенный ковчег со ста частицами святых мощей, в том числе Николая Чудотворца. Она также была передана Малицкой обители.
С 1751 года в Николо-Малицком монастыре на средства графа Шувалова возводится комплекс новых каменных построек в стиле барокко. По плану реконструкции обитель приняла правильную прямоугольную форму. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом Николая Мирликийского и ризницей.
В годы правления Александра II Освободителя (1855-1881 г.г.) по стране прошли эпидемии холеры и тифа. Эти страшные болезни собирали по России гибельную жатву и люди не знали, как от них уберечься. Тверской край также подвергся страшным бедствиям. Жители Твери и окрестных деревень толпами стекались в Малицы просить заступничества Святителя Николая Чудотворца. Те, кто приходил в обитель с мольбой о помощи, не только сами не пострадали, но и домашние их были не тронуты смертельными болезнями.
Замечательной традицией того времени явился учрежденный в 1863 году в память избавления Твери от эпидемий и пожаров крестный ход с образом Святителя из Никольской обители к Кафедральному Спасо-Преображенскому собору, где икона пребывала до 21 мая. В день памяти святого торжественная процессия с сотнями хоругвей доставляла икону обратно в монастырь.
В дни, когда икона Святителя Николая находилась в Твери, ее по просьбам горожан носили по домам. Хозяева домов служили пред образом Николая Угодника молебны, проводили водоосвящения, давали больным коснуться чудотворного образа и попросить исцеления. Икона была доступна каждому, кто чтил Святителя Николая. Люди получали помощь, и слава о чудотворном образе Малицкой обители распространялась.
После Октябрьского переворота 1917 года начались притеснения, а в 20-е годы последовало расхищение и уничтожение монастыря. В Тверском архиве сохранилось последнее документальное упоминание о Малицком чудотворном образе Святителя Николая от 12 мая 1929 года.
Это было прошение Николо-Малицкого церковного совета к Тверскому губернскому административному отделу разрешить 22 мая перенести крестным ходом икону Николая Чудотворца из монастыря в церковь Вознесения, что за р. Волгой. Там она должна была находиться для поклонения верующих до 14 июля, а затем вновь вернуть в обитель. Авторы прошения ссылались на «столетнюю» практику и наивно полагали, что им разрешат провести крестный ход. Но прошение осталось без ответа, никаких распоряжений церковный совет не получил.
До сих пор не удалось документально установить дату закрытия Малицкого монастыря. В массовом порядке монастыри, за редким исключением, были закрыты и уничтожены по всей стране в 1929-30 г.г.
После окончания Великой Отечественной войны верующие люди, тайно сохранившие чудотворную икону Святителя, передали её в тверской храм Белая Троица, единственный действующий на тот момент в Калинине. Там святыня находилась долгие годы, в киоте, рядом с мощами святого Макария Калязинского, продолжая исцелять от недугов просящих и дожидаясь своего исторического возвращения на священную монастырскую землю.
Главным событием в современной истории обители можно считать возвращение под монастырские своды старинной иконы Святителя Николая, чудом спасённой во время пожара и исцелившей умирающую графиню Шувалову. Это радостное событие произошло летом 2010 года. Невероятно, но из всех святынь древнего монастыря, уничтоженных и утраченных в советские годы, необъяснимым чудесным образом сохранилась только эта икона великого заступника Николаевской обители.