Икона Божией Матери «Эфесская»

В житии преподобной Евфросинии XVI века повествуется о том, как, основав девическую обитель «у церкви Спаса», неподалеку от нее она воздвигла каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Это произошло около 1155 года. Именно для Богородицкого храма пожелала преподобная испросить в Византии древний Эфесский образ Божией Матери, написанный, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой († 84) при жизни Богоматери.

Помолившись усердно Господу, преподобная Евфросиния послала раба Божия Михаила в Константинополь к благочестивому императору Мануилу Комнину и Святейшему Патриарху Луке Хрисовергу «с дарами бесценными», чтобы испросить у них Эфесскую икону Пресвятой Богородицы. По повелению императора икону Божией Матери доставили из Эфеса в Царьград, после чего Патриарх Лука собрал в Святой Софии собор епископов, благословил Михаила, вручил ему икону и отправил с миром, дав грамоту, в которой выражалась похвала рабе Христовой преподобной Евфросиниии давалось ей патриаршее благословение.
Так просьба святой была исполнена. Согласно древнему преданию, по пути из Царьграда в Полоцк чудотворную икону едва ли не на год задержали у себя жители Корсуни (Херсонеса), не желавшие расставаться с путешествующей через их город святыней, отчего икона получила свое второе название – Корсунская.

Прибывший в Полоцк чудотворный образ преподобная Евфросиния встретила с радостью и глубоким благоговением. Она богато украсила его драгоценными камнями и поставила в храме Богородицкого мужского монастыря, вверив обитель заступничеству Пречистой Девы. Преподобная заповедала еженедельно по вторникам совершать с Эфесской иконой Божией Матери крестные ходы по всем городским церквам (по преданию, чудотворный образ был принесен в Полоцк именно во вторник). Этот благочестивый обычай, свидетельствовавший о высоком чествовании Эфесской иконы в Полоцкой земле, существовал до тех пор, пока образ находился в Богородицком монастыре.

В 1239 году Эфесская икона Пресвятой Богородицы была подарена Полоцкой княжне Александре (внучатой племяннице преподобной Евфросинии) как благословение на брак с великим князем Александром Невским. Венчание княжеской четы совершалось в Богородицком соборе города Торопца на Псковщине (ныне – Тверская область). Здесь и была оставлена икона Божией Матери, привезенная княжной Александрой из Полоцка.
С именем и покровительством Эфесской (Корсунской) Одигитрии, получившей уже в XVII веке название Торопецкой, связана вся дальнейшая история этого города, вплоть до начала XX века. Некоторое время в Торопце отчасти сохранялись древние традиции почитания образа: икону обносили по всем городским церквам, только это были уже не еженедельные торжественные крестные ходы, а ежегодное празднование, совершавшееся по вторникам Светлой Пасхальной Седмицы. Известно, что собор Торопца, в котором находилась Эфесская икона, издревле был посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу. По преданию, в годы Ливонской войны (1563–1579) торопчане, ожидая посещения города царем Иоанном Грозным, из опасения потерять свою святыню сделали точный список иконы – «в меру и подобие».

На новый образ надели серебряный оклад и украшения, снятые с чудотворной Одигитрии, и поместили список в иконостасе. Древняя же икона без всяких украшений была «отнесена за престол». Опасения торопчан, однако, оказались напрасными: царь Иоанн Грозный так и не дошел до города, а чудотворный образ и его список остались главным украшением Торопецкого собора вплоть до революционных событий скорбного XX века.
На Псковской земле Эфесская икона прославилась многими чудесами. В летописях засвидетельствована помощь Пресвятой Богородицы жителям Торопца во время польско-литовского нашествия в 1611 году. Дивный образ Божией Матери и впоследствии не раз спасал город от бед и напастей: во время вторжения французов в 1812 году, эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов.

Новый собор в Торопце в честь Корсунской иконы был освящен лишь в 1804 году. На протяжении всего XIX века древняя Одигитрия и сделанный с нее список находились в его иконостасе (по правую сторону от южных дверей, в выносном резном киоте, – Полоцкий чудотворный образ, а слева – его Торопецкий список XVI века).

В 1921 году, с приходом к власти большевиков, чудотворная Эфесская икона Божией Матери была изъята из Торопецкого Корсунско-Богородицкого собора. Сначала ее поместили в местном краеведческом музее, а в 1936 году вывезли в Ленинград и передали в Государственный Русский музей. В 2009 году Министерство культуры Российской Федерации приняло решение о временной передаче Эфесской иконы Пресвятой Богородицы из Государственного Русского музея в церковь святого благоверного князя Александра Невского, расположенную в коттеджном поселке «Княжье озеро» Истринского района Московской области. Святой образ, являясь по-прежнему достоянием музея, согласно постановлению Минкультуры, экспонируется в подмосковном храме и по настоящее время.

Сведения о списке Эфесского образа Пресвятой Богородицы XVI века крайне незначительны. Сохранились краткие документальные свидетельства о том, что еще в начале XX века в Корсунско-Богородицком соборе Торопца находилась древняя копия чудотворной Эфесской иконы. Ее судьба после революции неизвестна. По словам последнего владельца иконы, Эфесский образ Божией Матери был спасен в годы лихолетья одной из прихожанок церкви во Пскове или недалеко от этого города.

До 2004 года святой образ находился в руках реставраторов и коллекционеров. Впоследствии по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, икона была перенесена в реставрационные мастерские Национального художественного музея Беларуси.

Исследования показали, что данная икона является списком XVI века, сделанным с Полоцкого чудотворного образа XII века. Очевидно, что этот список был двухсторонним и выносным, как и оригинал из Русского музея. С обратной стороны списка находился образ святителя Николая Чудотворца, который со временем был утрачен. Однако, несмотря ни на какие испытания (пожар, войны, гонения XX века), по Божию Промыслу святой образ Пречистой Девы XVI века пришел к родному граду преподобной Евфросинии.
26 мая 2010 года список с древнего Эфесского образа был привезен в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Икона Божией Матери была передана в дар монастырю митрополитом Минским и Слуцким Филаретом к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

В Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря находится еще один список с Эфесского образа, пребывающего ныне в «Княжьем озере». Он был сделан в 1992 году к юбилею 1000-летия Полоцкой епархии петербургским иконописцем Н. Г. Богдановым с благословения митрополита Минского и Слуцкого Филарета. В том же году, в канун юбилейных торжеств, этот список древней Эфесской иконы Божией Матери был доставлен в Полоцк.

Источники:

1. Акафист преподобней матери нашей Евфросинии, игумении и княжне Полотской. Полоцк, 2010.

 2. Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.

 3. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

 4. Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полотская. Житие, чудеса, служба с акафистом. Минск, 2006.

 5. Рыбакова, С. Чудеса и судьбы икон Божией Матери в XX веке. М., 2008.

 6. Сапунов, А. П. Древние иконы Божией Матери в Полоцкой епархии. Витебск, 1888.

7. Шалина, И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: исторические имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 2006.

.