Икона Божией Матери Казанская (Нижнеломовская)

8 / 21 Июля

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Ниж­не­ло­мов­ской, яви­лась в 1643 го­ду близ го­ро­да Ниж­не­го Ло­мо­ва Пен­зен­ской гу­бер­нии. 8 (21) июля некий ка­зак Ан­дрей Ми­хай­лов сын На­бо­ков уви­дел Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, сто­яв­шую на пне воз­ле ис­точ­ни­ка, и до­ло­жил об этом во­е­во­де. Од­на­ко тот не по­ве­рил в чу­дес­ное яв­ле­ние ико­ны в ди­ком бо­ло­ти­стом ме­сте, за что и был на­ка­зан тя­же­лой бо­лез­нью сы­на. Осо­знав свой грех, во­е­во­да вме­сте со свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми го­ро­да от­пра­вил­ся крест­ным хо­дом в глу­хо­мань, где на ме­сте яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за был со­вер­шен мо­ле­бен. За­ступ­ле­ни­ем Ца­ри­цы Небес­ной сын во­е­во­ды чу­дес­ным об­ра­зом ис­це­лил­ся.

Поз­же по­сле­до­ва­ли и дру­гие чу­де­са, по­сле че­го го­ро­жане окон­ча­тель­но уве­ри­лись в том, что ико­на чу­до­твор­ная. В 1644 го­ду на ме­сте яв­ле­ния по­ста­ви­ли де­ре­вян­ную ча­сов­ню, ку­да был по­ме­щен чу­до­твор­ный об­раз, а в 1648 го­ду, по хо­да­тай­ству мест­но­го на­се­ле­ния на этом ме­сте был воз­ве­ден храм. Позд­нее при церк­ви был устро­ен мо­на­стырь. Муж­ской Ка­зан­ско-Бо­го­ро­диц­кий мо­на­стырь стал ши­ро­ко из­ве­стен в Рос­сии и про­су­ще­ство­вал до 30-х го­дов ХХ сто­ле­тия.

В 1709 го­ду в Ка­зан­ском мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, уни­что­жив­ший все де­ре­вян­ные по­строй­ки, но чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла спа­се­на. В глав­ном, Ка­зан­ском со­бо­ре вновь от­стро­ен­но­го, уже ка­мен­но­го, мо­на­сты­ря, в ниж­нем яру­се пя­ти­ярус­но­го ико­но­ста­са, по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат и бы­ла по­ме­ще­на чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Об­раз древ­ней жи­во­пи­си си­ял зо­ло­тым окла­дом, се­реб­ря­ной ко­ро­ной, усы­пан­ной 84 круп­ны­ми и мел­ки­ми брил­ли­ан­та­ми. На клей­мах по сто­ро­нам ико­ны бы­ли по­ме­ще­ны изо­бра­же­ния, ука­зы­вав­шие на яв­лен­ные Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей чу­де­са.

Чу­до­твор­ный Ниж­не­ло­мов­ский об­раз по­чи­тал­ся не толь­ко в Пен­зен­ской, но и в Там­бов­ской и Са­ра­тов­ской гу­бер­ни­ях, ку­да ча­сто и на­дол­го бра­ли ико­ну.

По­сле страш­ных бо­го­бор­че­ских лет на­ча­ла XX сто­ле­тия от неко­гда бо­га­то­го, зна­ме­ни­то­го да­ле­ко за пре­де­ла­ми сво­ей гу­бер­нии мо­на­сты­ря оста­лись лишь ру­и­ны ар­хи­манд­рит­ско­го кор­пу­са. Счи­та­лась без­воз­врат­но утра­чен­ной и чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Со­хра­ня­лась лишь ли­то­гра­фи­че­ская ко­пия чу­до­твор­но­го об­ра­за. Сле­ды ико­ны за­те­ря­лись в те го­ды, ко­гда но­вая власть в пе­ри­од сви­реп­ство­вав­ше­го в 20-е го­ды по всей стране го­ло­да при­ня­лась разо­рять и уни­что­жать мо­на­сты­ри и хра­мы по всей Рос­сии.

Но на­деж­да пра­во­слав­ных лю­дей на воз­вра­ще­ние свя­ты­ни ни­ко­гда не по­ки­да­ла их сер­дец. И вот 26 ап­ре­ля 2008 го­да, в Страст­ную Суб­бо­ту, в са­мый ка­нун Свя­той Пас­хи, чу­до­твор­ный Ка­зан­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы сно­ва за­нял свое ме­сто во вновь по­стро­ен­ном хра­ме, освя­щен­ном в его честь, Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря. Ока­зы­ва­ет­ся, в те­че­ние се­ми­де­ся­ти лет ико­ну, спа­сая от по­ру­га­ния, бла­го­го­вей­но хра­ни­ли в се­мье рас­стре­лян­но­го в 30-е го­ды мест­но­го ико­но­пис­ца А.И. Кли­мо­ва.

Ныне чу­до­твор­ный Ниж­не­ло­мов­ский Ка­зан­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной пра­во­слав­ной свя­ты­ней Пен­зен­ской об­ла­сти.

Почитание святыни в Нижнеломовском Казанско-Богородицком мужском монастыре

В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви - чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров.

В 1856 году доброхотными жертвователями града Нижнего Ломова на иконе была устроена золотая риза с серебряной короной, убранной бриллиантами. На челе и раменах Пресвятой Богородицы было три звезды с бриллиантами — во образ Приснодевства Божией Матери. В 1859 году для иконы был устроен серебряный киот с полукруглым верхом, украшенный драгоценными камнями. Внизу киота имелась накладная серебряная надпись: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Вес киота составлял 16,5 фунта и 4 золотника (почти 6 килограммов).

Чудотворная Казанская икона Божией Матери часто и на долгое время бралась в города и селения Пензенской епархии. На это время в иконостас помещался список сей иконы. Серебряная позолоченная риза с серебряной короной, убранная драгоценными камнями, была устроена в 1837 году. Список был того же размера, что и сама чудотворная икона. Серебряный киот, внутри вызолоченный, весом в 3,5 фунта (1,4кг), также украшенный драгоценными камнями, имел внизу на финифти надпись: «Казанская».

Казанский образ Божией Матери до 1700 года назывался явленным (Летопись монастыря, листы 29 и 27), а с сего года, вследствие прошения граждан Верхне¬го и Нижнего Ломова, по Грамоте Царя Петра I, стал именоваться не только яв¬ленным, но и чудотворным и многоцелеб¬ным образом, что свидетельствует о много¬численных чудесах и исцелениях, от иконы совершавшихся.
Запись чудес уже в первые годы яв¬ления иконы велась в монастырской Ле¬тописи. Первым чудом, совершившимся от чудотворной Казанской иконы Божией Матери, было исцеление от болезни сына воеводы града Нижнего Ломова Ивана Косагова Григория (Летопись монастыря и «История Российской иерархии», т. 5, изд. 1813 г.) Сохранился письменный до¬кумент, приложенный к Летописи неизвес¬тным лицом иноческого чина, составленный в XVIII столетии. В сем документе ука-зываются следующие два чуда, совершив¬шиеся от святой иконы в год ее явления: 1) города Нижнего Ломова, Пешей сло¬боды казак Владимир Карпов, страдавший 6 лет, исцелен пред явленною иконою от черного недуга; 2) той же слободы казака Афанасия Иванова дочь Елена, не владев¬шая руками и ногами 30 лет, чудесно исце¬лена пред сим же явленным образом.
Из Летописи монастыря известны сле¬дующие чудеса от святой иконы.
Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо:


«Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».

Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».