Икона Божией Матери Казанская (Нижнеломовская)
Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Нижнеломовской, явилась в 1643 году близ города Нижнего Ломова Пензенской губернии. 8 (21) июля некий казак Андрей Михайлов сын Набоков увидел Казанскую икону Божией Матери, стоявшую на пне возле источника, и доложил об этом воеводе. Однако тот не поверил в чудесное явление иконы в диком болотистом месте, за что и был наказан тяжелой болезнью сына. Осознав свой грех, воевода вместе со священнослужителями города отправился крестным ходом в глухомань, где на месте явления святого образа был совершен молебен. Заступлением Царицы Небесной сын воеводы чудесным образом исцелился.
Позже последовали и другие чудеса, после чего горожане окончательно уверились в том, что икона чудотворная. В 1644 году на месте явления поставили деревянную часовню, куда был помещен чудотворный образ, а в 1648 году, по ходатайству местного населения на этом месте был возведен храм. Позднее при церкви был устроен монастырь. Мужской Казанско-Богородицкий монастырь стал широко известен в России и просуществовал до 30-х годов ХХ столетия.
В 1709 году в Казанском монастыре произошел пожар, уничтоживший все деревянные постройки, но чудотворная икона Божией Матери была спасена. В главном, Казанском соборе вновь отстроенного, уже каменного, монастыря, в нижнем ярусе пятиярусного иконостаса, по левую сторону от царских врат и была помещена чудотворная Казанская икона Божией Матери. Образ древней живописи сиял золотым окладом, серебряной короной, усыпанной 84 крупными и мелкими бриллиантами. На клеймах по сторонам иконы были помещены изображения, указывавшие на явленные Пресвятой Богородицей чудеса.
Чудотворный Нижнеломовский образ почитался не только в Пензенской, но и в Тамбовской и Саратовской губерниях, куда часто и надолго брали икону.
После страшных богоборческих лет начала XX столетия от некогда богатого, знаменитого далеко за пределами своей губернии монастыря остались лишь руины архимандритского корпуса. Считалась безвозвратно утраченной и чудотворная Казанская икона Божией Матери. Сохранялась лишь литографическая копия чудотворного образа. Следы иконы затерялись в те годы, когда новая власть в период свирепствовавшего в 20-е годы по всей стране голода принялась разорять и уничтожать монастыри и храмы по всей России.
Но надежда православных людей на возвращение святыни никогда не покидала их сердец. И вот 26 апреля 2008 года, в Страстную Субботу, в самый канун Святой Пасхи, чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы снова занял свое место во вновь построенном храме, освященном в его честь, Казанского Богородицкого мужского монастыря. Оказывается, в течение семидесяти лет икону, спасая от поругания, благоговейно хранили в семье расстрелянного в 30-е годы местного иконописца А.И. Климова.
Ныне чудотворный Нижнеломовский Казанский образ Божией Матери является главной православной святыней Пензенской области.
Почитание святыни в Нижнеломовском Казанско-Богородицком мужском монастыре
В 1856 году доброхотными жертвователями града Нижнего Ломова на иконе была устроена золотая риза с серебряной короной, убранной бриллиантами. На челе и раменах Пресвятой Богородицы было три звезды с бриллиантами — во образ Приснодевства Божией Матери. В 1859 году для иконы был устроен серебряный киот с полукруглым верхом, украшенный драгоценными камнями. Внизу киота имелась накладная серебряная надпись: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Вес киота составлял 16,5 фунта и 4 золотника (почти 6 килограммов).
Чудотворная Казанская икона Божией Матери часто и на долгое время бралась в города и селения Пензенской епархии. На это время в иконостас помещался список сей иконы. Серебряная позолоченная риза с серебряной короной, убранная драгоценными камнями, была устроена в 1837 году. Список был того же размера, что и сама чудотворная икона. Серебряный киот, внутри вызолоченный, весом в 3,5 фунта (1,4кг), также украшенный драгоценными камнями, имел внизу на финифти надпись: «Казанская».
Казанский образ Божией Матери до 1700 года назывался явленным (Летопись монастыря, листы 29 и 27), а с сего года, вследствие прошения граждан Верхне¬го и Нижнего Ломова, по Грамоте Царя Петра I, стал именоваться не только яв¬ленным, но и чудотворным и многоцелеб¬ным образом, что свидетельствует о много¬численных чудесах и исцелениях, от иконы совершавшихся.
Запись чудес уже в первые годы яв¬ления иконы велась в монастырской Ле¬тописи. Первым чудом, совершившимся от чудотворной Казанской иконы Божией Матери, было исцеление от болезни сына воеводы града Нижнего Ломова Ивана Косагова Григория (Летопись монастыря и «История Российской иерархии», т. 5, изд. 1813 г.) Сохранился письменный до¬кумент, приложенный к Летописи неизвес¬тным лицом иноческого чина, составленный в XVIII столетии. В сем документе ука-зываются следующие два чуда, совершив¬шиеся от святой иконы в год ее явления: 1) города Нижнего Ломова, Пешей сло¬боды казак Владимир Карпов, страдавший 6 лет, исцелен пред явленною иконою от черного недуга; 2) той же слободы казака Афанасия Иванова дочь Елена, не владев¬шая руками и ногами 30 лет, чудесно исце¬лена пред сим же явленным образом.
Из Летописи монастыря известны сле¬дующие чудеса от святой иконы.
Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо:
«Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».
Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».