Икона Божией Матери «Красностокская»

Чтимая в русской православной благочестивой семье князей Урусовых (сохранивших в своем доме до сих пор старинного письма копию Красностокской иконы Божией Матери); подлинная чудотворная икона Красностокская передавалась из рода в род и (по женской линии) со временем перешла (как дар или как благословение) в дом Тышко (Тышкевичей).
Супруга Тышко (Тышкевича) Евфросиния помещает ее в божницу своей спальни. По уходе мужа на войну против шведов благочестивая жена украшает свой родовой, чтимый образ восемью венками, теплит пред ним лампаду и в минуты грусти и скорби горячо молится за своего супруга.

Здесь, может быть и не в первый раз, во время молитвы обнаружилась чудотворная сила святой иконы: лампада пред иконой в день Богородичного праздника 21 ноября зажглась сама собой. Как бы для большего уверения в присущей святой иконе чудодейственной силе чудо это повторилось еще три раза: 29 ноября, 3 и 5 декабря. Пораженная и радостно удивленная этим, Евфросиния вынимает из божницы святую икону, снимает украшавшие ее восемь венков и переносит все это вместе с теплящейся лампадой в гостиную, куда призывает для поклонения святой иконе всех своих дворовых людей. Здесь глазам присутствующих открылось новое чудо: розы семи совершенно сухих уже венков вновь зацвели (восьмой венок остался засохшим). (До сих пор хранятся в монастыре портреты Тышкевичей. На одном из этих портретов Евфросиния Тышкевич изображена со святой иконой, украшенной венками из роз, и икона эта небольшая, православного письма, как раз та подлинная чудотворная икона, которая теперь стоит на святом престоле в алтаре великой церкви).

Вернувшийся после похода на шведов целым и невредимым Феликс Абрамович Тышко (Тышкевич) в благодарность за помощь ему Царицы Небесной и в знак благоговения к чудесам святой иконы украшает ее и помещает в деревянном храме своего имения «Табенщина», или «Кривой Сток». (Некоторые исследователи древностей нашего края, как например, генерал-лейтенант Н. И. Воронов, написавший даже книгу «Воспоминания по Западному краю», не без оснований полагают, что этот деревянный храм, в котором поместили святую икону, до унии был православным). В память чуда с розами, расцветшими на святом образе Богородицы, фольварок Тышкевича «Табенщина», или «Кривой Сток», получил название «Ружаны Сток».

Вера в чудотворную силу святой иконы настолько укрепилась в семье Тышко (Тышкевичей) после описанных выше чудес, что сам Тышкевич брал ее с собой, не без согласия жены своей, конечно, как небесную заступницу, в дорогу во время частых своих военных походов. Это было тем более удобно, что сама святая икона представляла из себя складень (обычное устройство для православных икон), к краям которого на створках были прикреплены еще две другие иконы, которыми образ Богородицы мог удобно прикрываться. (Складень этот с большими медными завесами до сих пор хранится в монастыре. Теперь святая икона из складня вынута и вделана в небольшой дубовый киот).

Чтобы не оставить фольварок «Кривой Сток» (Ружанысток) без покрова Пресвятой Богородицы во время отсутствия там Ее чудотворной иконы, Евфросиния Тышкевич заказала одному художнику-протестанту (немцу), жившему в Гродно, списать копию-снимок с чудотворной иконы. Художник нарисовал несколько копий, но не совсем удачно (вероятно, отчасти потому, что трудно было срисовать темный лик иконы с едва заметными чертами лица). Евфросиния Тышкевич из этих нескольких икон выбрала одну, наиболее ей понравившуюся, написанную на полотне (подлинная чудотворная икона написана, как и вообще пишутся более дорогие православные иконы, на кипарисовой доске). Эта копия чудотворной иконы, написанная протестантом, и была помещена в Ружаностокском храме. К ней впоследствии была сделана риза, которая потом возобновлялась, о чем свидетельствует и надпись на оборотной стороне иконы. Что всего важнее, надпись эта сделана на славянском языке и ясно указывает на православие устроительницы ее Евфросинии Тышкевич (католичка ведь сделала бы надпись на латинском или польском языках). Вот как рассказывает об этой надписи в своей книге «Воспоминания по Западному краю» генерал-лейтенант Н. И. Воронов: «При рассмотрении святой иконы членами Церковного Комитета в присутствии декана Высоцкого, одного приглашенного католика, первое, что бросилось всем в глаза, это серебряная планочка, или скорее можно назвать дощечкой, более вершка шириною, положенная во всю длину иконы, видимо, с намерением закрыть сделанные надписи на образе; надписи можно было прочесть, хотя с трудом и то при помощи увеличительного стекла: гласило следующее: “возобновлена риза Тышкевичей... урожденная Сологуб”... далее “княж” или “кня”, еще можно прочесть слово “овой”, далее невозможно; тогда по догадкам мы предположили: не “Урусовой” ли. Еще было написано по-славянски, но трудно прочитать, буквы некоторые выпали, остались пустые места» (стр. 203). Н. И. Воронов видел эту надпись на святой иконе в 1867 году, в конце августа месяца. Если много времени спустя по явлении подлинной Красностокской иконы Божией Матери, которое было в 1658 году, ксендзы не могли даже на копии святой иконы уничтожить славянскую надпись (а славянского языка ксендзы не любят и не выносят), то что сказать о тех временах, когда явилась подлинная чудотворная икона Красностокская; тогда, без сомнения, как в крае нашем, так и в семье Тышкевичей ярко еще сиял свет православия.

Долго странствовала взятая Тышкевичем с собой в поход подлинная чудотворная икона Красностокской Божией Матери. Была святая икона в это время на Подлясье, попала однажды вместе с обозом Тышкевича и в плен к шведам. В католических книгах, которые читались составителем настоящего описания, так говорится об этом: «Того же 1659 года, когда неприятельское войско вторглось в пределы Подлясья, Тышкевич, видя ясно свою небезопасность, вынужден был уезжать, но отъезд его был несчастлив. Когда он уходил, ночью, в дни молодого месяца, отряд неприятельского войска напал на него, взял все его возы, в одном из которых был сложен и образ Пресвятой Девы Марии Богородицы; едва сам (Тышкевич) с женой своей успел уйти... Когда неприятели бросились грабить возы Тышкевича, наткнулись на образ Пресвятой Богородицы и начали его открывать (так как перед этим он был заперт (замкнен) дверками); тотчас тому, кто первый бросился открывать образ, скрючило (скорчило) руки... Тогда один безумец, поднявши саблю, хотел разрубить образ Пресвятой Богородицы, но, промахнувшись, так тяжело себя ранил, что упал на землю в глубоком обмороке». Есть предание, что шведы, узнав чудотворную силу святой иконы, бросили ее в колодец, откуда она потом была извлечена.

Только в 1660 году Тышкевич отыскал и вернул себе образ Пресвятой Девы Марии, а в один из следующих годов чудотворная икона Красностокская (русский православный складень) в день Успения Пресвятой Богородицы была привезена Тышкевичем в Красносток (Ружанысток) для постоянного в нем пребывания.

Теперь в Красностоке (Ружаностоке) оказались две иконы: подлинная чудотворная и ее копия-снимок.

Нужно сказать, что то благоговейное чествование, которое воздавалось подлинной чудотворной иконе Божией Матери, явленной в Красностоке (Ружаностоке), ее почитатели перенесли и на копию-снимок. Когда подлинная святая чудотворная икона вместе с Тышкевичем странствовала, переходя с места на место, Евфросиния Тышкевич и ее близкие усердно молились пред копией святой иконы; Царица Небесная принимала эти молитвы, милость Ее подавалась по вере и тем, которые славили Ее, взирая на копию чудотворной иконы Красностокской.

Слух о новоявленной чудотворной иконе разнесся далеко вокруг Красностока. Народ во множестве стал стекаться в храм Красностокский для молитвы. Простые верующие люди одинаково чтили обе святые иконы (как и теперь чтут), не полагая между ними разницы.

Но не так относились к ним католические ксендзы. Сердце их, видимо, больше лежало к святой копии чудотворной иконы, чем к ее подлиннику, который они тщательно скрывали от народа. (Подлинная чудотворная икона, как русский православный складень, не была даже занесена в список икон, находящихся в Ружаностокском храме, между тем как копия святой иконы в этом списке-визите, который теперь находится в делах монастырских, ясно упомянута).

Известно, что впоследствии, уже довольно долго спустя после явления чудотворной иконы, были допущены в Красносток католические монахи-доминиканы. Для житья их был выстроен при храме каменный дом, а для пропитания их дано было им во владение 29 дымов деревни Сток.

Ксендзам-доминиканам не по душе было, что подлинная чудотворная икона Красностокская письма и происхождения православного. Не нравилось им также и то, что народ одинаково чтит обе иконы, и вот они в дело Божие вносят свои мудрования и слабости человеческие. Подлинную чудотворную икону Красностокскую они сначала редко показывают народу, а потом и совсем скрывают ее, помещают в своем доме, где в одной из комнат на первом этаже устраивают алтарик (этот алтарик многие видели еще шесть лет тому назад), а в самом храме оставляют одну копию святой иконы, почитать которую и убеждают богомольцев.

В 1662 году Епископом Виленским Георгием (Белозором) было устроено торжественное признание («бенедикция» – благословение) чудотворности копии святой Красностокской иконы Богоматери. (Возможно, что подлинной святой чудотворной иконы в это время не было в Красностоке (Ружаностоке), а находилась она в походе, вместе с войском Тышкевича. В той же польской книжке «Чудотворный образ Богородицы в Ружаностоке», в которой рассказано о пленении святой иконы шведами, говорится и о том, что только в 1660 году Тышкевич возвратил чудотворную подлинную икону Красностокскую от шведов и что доставлена была святая икона в Красносток (Ружанысток) уже много позднее 1660 года, тогда именно, когда кончилась и совсем затихла война со шведами).

Как ни старались католики возвысить чудотворную копию святой иконы в ущерб подлиннику ее (как будто не одна и та же Пречистая Матерь Господа Иисуса Христа была изображена на обеих святых иконах), но чудотворность подлинной святой иконы Красностокской говорила сама за себя.

Не угодно было Царице Небесной, Пресвятой Богородице, небрежное отношение католических ксендзов к Ее подлинной чудотворной иконе. В 1867 году, после усмирения польского мятежа, храм Красностокский и здания доминиканских монахов по воле Божией и Царицы Небесной перешли к православным, перешли вместе с ними и обе чудотворные иконы: подлинная Красностокская и ее копия-снимок.

Ксендзы желали было увезти святую подлинную чудотворную икону Богоматери, помещавшуюся у них в комнате, но это, видимо, неугодно было Пресвятой Богородице. Старожилы-крестьяне так рассказывают об этом, ручаясь за достоверность рассказа: «Когда принимались в Церковный Комитет в 1867 году здания и иконы бывшего Ружаностокского костела, то ксендз, желая скрыть подлинную чудотворную икону Красностокскую, завернул ее в разный хлам. Крестьянин, присутствующий при передаче имущества, указал священнику на скрытую икону, которая была извлечена из-под хлама и отдана православным». Впоследствии крестьяне же сами, как говорят, указывали священнику, что подлинная чудотворная икона именно та, которую желали увезти ксендзы. Так все старания ксендзов заставить народ забыть подлинную чудотворную икону и почитать только копию ее не имели успеха. Душа народная не могла забыть икону Владычицы, и сказание о ее явлении и чудесах, передаваясь из уст в уста, живо сохранилось в памяти народной до наших дней.

Православные, почитая копию святой чудотворной иконы, отдали, однако, должное и подлиннику ее, нарочно забытому католиками. Из каплицы святая икона была перенесена в главный храм и поставлена на святом престоле, где остается и до сих пор. В великие праздники эта святая икона выносится на средину храма для народного поклонения. На украшение подлинной чудотворной иконы Красностокской многие православные жертвовали как деньги, так и драгоценные камни. Еще недавно наш Владыка, Преосвященнейший Михаил, Епископ Гродненский и Брестский, пожертвовал на украшение ризы подлинной Красностокской иконы Богоматери почти все те драгоценные камни, которыми теперь эта святая икона осыпана.

Копия же святой чудотворной иконы, чтимая одинаково с подлинником ее, остается в храме на колонне, за левым клиросом, и ей поклоняются благочестивые христиане, получая по вере своей от Пресвятой Богородицы помощь в своих нуждах, о чем ясно свидетельствуют привешенные по краям иконы жертвы в виде серебряных сердец, рук, ног…


Красностокского монастыря священник Николай Семеняко
По изданию: Николай Семеняко, свящ. Святыни Красностокского монастыря. [Гродно], [190?].