Икона Божией Матери Нямецкая

26 Июня / 9 Июля

Чу­до­твор­ная Ня­мец­кая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри в 1401 го­ду бы­ла по­жерт­во­ва­на Ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном Па­лео­ло­гом Яс­ско­му мит­ро­по­ли­ту Иоси­фу. Свя­тая ико­на, пе­ре­дан­ная им в Воз­не­сен­ский Ня­мец­кий мо­на­стырь (ос­но­ван в XIV ве­ке), про­сла­ви­лась здесь мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. В 1497 го­ду ста­ра­ни­я­ми мол­дав­ско­го гос­по­да­ря свя­то­го Сте­фа­на Ве­ли­ко­го в оби­те­ли был воз­ве­ден ве­ли­че­ствен­ный храм в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня, став­ший ар­хи­тек­тур­ным об­раз­цом для мно­гих церк­вей Мол­до­вы. В этом мо­на­сты­ре впо­след­ствии под­ви­за­лись и про­сла­ви­лись мно­гие по­движ­ни­ки Рус­ской Церк­ви во гла­ве с ве­ли­ким стар­цем схи­ар­хи­манд­ри­том Па­и­си­ем Ве­лич­ков­ским (1722–1794).

Боль­шим по­чи­та­ни­ем поль­зо­вал­ся чу­до­твор­ный Ня­мец­кий об­раз в оби­те­ли – каж­дая мо­на­стыр­ская служ­ба за­кан­чи­ва­лась пе­ред ним. По мо­лит­вам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це пе­ред Ее свя­той ико­ной по­лу­ча­ли уте­ше­ние ино­ки и па­лом­ни­ки оби­те­ли.

Спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за позд­нее был по­жерт­во­ван неким мол­дав­ским кня­зем по­ме­щи­ку Черт­ко­ву, од­но­му из вла­дель­цев сло­бо­ды Ми­хай­лов­ки Бо­гу­чар­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии. В 1846 го­ду об­раз крест­ным хо­дом пе­ре­нес­ли в Ми­хай­лов­скую цер­ковь в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва. На иконе, на­пи­сан­ной на по­лотне древним ис­кус­ным пи­са­ни­ем и по­ме­щен­ной в по­зо­ло­чен­ную с се­реб­ром ри­зу, бы­ла над­пись на мол­дав­ском язы­ке. Пе­ре­вод на об­рат­ной сто­роне об­ра­за гла­сил: «До­сто­вер­ное изо­бра­же­ние чу­до­твор­ныя ико­ны Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рое на­хо­дит­ся во свя­том мо­на­сты­ре, име­ну­е­мом Ня­мец­ким (Нам­цу­лы), на зем­ле Мол­дав­ской; при­сла­но от бла­го­че­сти­вей­ше­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка Па­лео­ло­га Алек­сан­дру, во­е­во­де стра­ны Мол­дав­ской, в 6907 (1399) го­ду».

Дру­гой за­ме­ча­тель­ный спи­сок, оклад для ко­то­ро­го из­го­то­вил луч­ший в те вре­ме­на ху­дож­ник по ме­тал­лу Ф.А. Вер­хов­цев, был сде­лан с чу­до­твор­ной ико­ны для но­во­об­ра­зо­ван­но­го Но­во-Ня­мец­ко­го мо­на­сты­ря. 10 ок­тяб­ря 1864 го­да спи­сок свя­ты­ни был встре­чен в оби­те­ли сло­ва­ми: «В оби­тель на­шу Но­во-Ня­мец­кую при­хо­дит Са­ма Ца­ри­ца и Спа­си­тель­ни­ца ро­да хри­сти­ан­ско­го. На­ша На­деж­да и на­ша За­ступ­ни­ца. При­па­дем к Бо­го­ро­ди­це и воз­не­сем к Ней с со­кру­шен­ным серд­цем свои мо­лит­вы». От этой ико­ны так­же про­изо­шли мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния, сви­де­тель­ства о ко­то­рых хра­нят­ся в цен­траль­ном ар­хи­ве г. Ки­ши­не­ва.

В на­сто­я­щее вре­мя чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­вле­кая к се­бе на по­кло­не­ние ты­ся­чи па­лом­ни­ков, пре­бы­ва­ет в ру­мын­ском Ня­мец­ком мо­на­сты­ре.

Почитание святыни в Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском мужском монастыре Кишиневской епархии

Ново-Нямецкая икона Божией Матери является списком с Нямецкой иконы. О Нямецкой иконе известно, что в 1401 году Византийский император Иоанн Палеолог пожертвовал икону Божией Матери Ясскому митрополиту Иосифу, который эту святую икону передал в Нямецкую обитель. Здесь она прославилась чудотворениями и известна доныне как чудотворная Нямецкая икона Божией Матери. Перед этим святым образом заканчивались все службы в Нямецкой Лавре. А в трудную минуту иноки перед ней находили утешение.

Многие и многие известные и выдающиеся личности молились перед иконой, удостоившись прикоснуться к величайшей древней святыне. Преподобный Паисий Величковский еще до своего отшествия на Афон, будучи в иноческом чине Платоном, приходил в Нямц поклониться Божией Матери. Приезжал сюда и светлейший князь Григорий Потемкин, а с ним и святитель Амвросий Полтавский, который перед этой иконой возвел старца Паисия в сан архимандрита.

После основания Ново-Нямецкого монастыря насельники обители, выходцы из Нямецкой Лавры, пожелали иметь такой же образ. Когда иеросхимонах Андроник перешел из Нямуцкой Лавры в Бессарабию он с собой имели список с древнего Византийского образа. В 1864 г. в Санкт-Петербурге в мастерской Сергея Верховцева изготовлен дивный образ иконы Ново-Нямецкая в серебрянном золоченом окладе с драгоценными каменьями. Крестным ходом на корабле вокруг всей Европы, из Петербурга в Одесский порт, прибыла икона 10 октября (23 октября н.ст.) 1864 г. в новую Нямецкую обитель.

«Се приходит Мать наша в новоустроенную обитель, которая именуется Ново-Нямецкою... Приходит!.. Кто приходит? Царица Спасительница рода христианского. Неподвижимое утверждение… Неложная Заступница… страх и трепет тех, кто не верует и не поклоняется Ей. Припадем к Богородице во умилении и сокрушении сердца и вознесем немолчный глас.» Такие слова были сказаны при встрече иконы. После сего прочитана была молитва ко Пресвятой Богородице, а затем акафист, и икона была принесена руками иеромонахов в церковь св. Николая и установлена в приготовленный для неё особый киот на левой стороне храма, около славянского клироса. На следующий день, после отслуженного накануне всенощного бдения, святая икона была освящена благочинным монастырей, ректором Кишиневской духовной семинарии архимандритом Варлаамом, после чего совершен был крестный ход с иконой на какую-то горку, где совершено было и водосвятие, а оттуда икона была принесена обратно в церковь. На память о сем событии собор братии Ново-Нямецкого монастыря постановил 11 октября праздновать ежегодно, что и соблюдается.

Эта икона прославилась многими чудесами. Сведения о них можно найти и в центральном архиве города Кишинева. Первое чудо было совершено 20 апреля 1867 года. «Купец Родион Чауш из города Тирасполя привез свою супругу в Ново-Нямецкий монастырь, после того как она заболела. Над ней читались молитвы и был отслужен молебен ко Пресвятой Богородице, и больная выздоровела».

В 1868 году одна женщина Евдокия, супруга Иоанна Черниша из села Борисовка Бендерского уезда сильно заболела и не могла ходить. Расслабленную привезли в монастырь. После прочтения некоторых молитв и помазания маслом от иконы Божией Матери в скором времени она выздоровела и даже пошла домой на своих ногах. 16 мая 1876 года у Иосифа, жителя села Урсой, сына Николая Васиана, украли пару лошадей. Он пошел их искать, а свою супругу отправил в монастырь помолиться, чтобы их нашли. Собор отцов молился перед чудотворным образом. А 18 мая они были найдены полицией в городе Тирасполе. За оказанную милость супруга поблагодарила Бога. А иноки обители служили благодарственный молебен перед чудотворным образом.

11 января 1878 года девица Мария, дочь Марии Бураковой из города Григориополя, тяжело заболела. Она ничего не могла делать: ни спать, ни сидеть, ни слышать, ни говорить. Мать, увидев несчастную, привезла ее в монастырь. 20 января она всю службу глубоко молилась и верила, что Царица Небесная исцелит ее отроковицу. После того, как один иеромонах помазал несчастную святым маслом от иконы Богородицы и положил на нее одежду, которую до этого приложили к чудотворной иконе, ей стало легче. В начале февраля она уже начала ходить, а 5 февраля, исповедавшись и причастившись, она ушла домой совсем здоровой.

В 1880 году в монастырь привезли Иоанна Дубаларь из села Заим Каушанского уезда, который был сумасшедшим и постоянно кричал. После того как над ним были прочитаны разные молитвы перед святым образом и помазали его елеем от чудотворной иконы, больной выздоровел.

Здесь описаны только некоторые случаи исцеления из 45 чудес описанных иеросхимонахом Андроником, происходящих перед чудотворным образом с 1867 по 1892 годов.

В 1940 г. в Бессарабию пришла советская власть. Имущество монастыря было описано и оценено. Стоимость иконы Матери Божией определили в 140.000 руб. Братья собрали самые ценные облачения и утварь, погрузили на телеги; икону установили стоя. На трех возах двенадцать монахов отправились в соседнюю Румынию, надеясь там уберечь святыни от поругания. Остановились под покровительством монастыря Кэлдэрушаны, недалеко от Бухареста, и дали обет, что пока будут живы, привезут икону обратно. Однако в ожидании конца безбожной власти прошло время и все они с миром упокоились на кладбище Кэлдэрушанского монастыря. Нынешний настоятель архимандрит Лаврентий поминает их как своих наставников, с которыми возрастал духовно. Драгоценные облачения выставлены в монастырском музее, а Икона славится чудотворениями и съезжается к ней на поклонение православный народ со всей Румынии.

В Кицканах остался список иконы Богородицы писанный маслом на холсте; скромно выполненная икона осталась в стороне от внимания безбожных грабителей, и служила братьям для поклонения до самого закрытия монастыря в 1962 г. После возрождения обители в 1990 г. искали и долго не могли найти этот список. Один из иеромонахов отправился в соседнее село, где пребывал на покое бывший насельник монастыря игумен Вадим (Тритяченко), чтобы причастить старца, и у него обнаружил свернутый холст. Это была икона Божией Матери. От времени и забвения холст потемнел и образ был почти неузнаваем, однако после возвращения в обитель, через 2-3 года заметили, что стали яснее проступать лики Спасителя и его Пречистой Матери. Чудесным образом Икона начала обновляться.

В Кицканах хранится её список на холсте и Божия Матерь, небесная Игуменья, не оставляет свою обитель и всех с верою к Ней притекающих.