Икона Божией Матери Новодворская
Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским
После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь.
Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворной иконе, был свидетелем тому, что епископ Целерский Никодим после Литургии 16 августа оглашал перед собравшимися верующими эти чудеса.
Впоследствии чудотворный Новодворский образ Пресвятой Богородицы пребывал в Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре, который был закрыт в конце 50-х годов XX столетия. Сам первообраз святой иконы в годы лихолетия был утерян.
Одним из иноков упраздненного монастыря список с чудотворного образа был перенесен в г. Нежин, а в 1997 году он был передан в местную Крестовоздвиженскую церковь. В 2000 году Новодворская икона Божией Матери была помещена в киот, каждое воскресенье перед чудотворным образом служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
Другие списки с чудотворной Новодворской иконы Божией Матери находились в Каменском Успенском женском монастыре Новозыбковского уезда Черниговской губернии и в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре.
В 2004 году во время посещения Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря президентами России, Украины и Беларуси, список с чудотворной иконы, написанный в XVIII в., был передан в дар обители.
Новодворская икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богоматери с Божественным Младенцем на Ее левой руке, главы Которых украшены венцами.
Почитание святыни в Курском Свято-Троицком женском монастыре
Сохранилось устное предание о чуде, бывшем от списка с этой иконы. Первоначально образ находился в нижней Смоленской церкви. Однажды в монастырь явилась странница, которая, увидев эту икону, приблизилась к ней со слезами, и Царица Небесная явила дивное знамение Своей милости. Святая икона опустилась по стене к молившейся со своего места. Все присутствовавшие сестры, пораженные чудом, окружили странницу, которая тогда же получила исцеление от своей болезни и рассказала следующее. Много лет она была больна и потеряла уже надежду на выздоровление, но однажды в сонном видении она увидела икону Богоматери. Божия Матерь, как бы живая, обещала ей полное исцеление, если она разыщет Её чудотворный образ, который та видела во сне. Тогда же, получив облегчение от недуга, женщина долго странствовала, разыскивая виденную икону Богоматери. Наконец нашла её здесь и получила обещанное полное исцеление. После этого чуда святая икона перенесена была в верхнюю церковь Святой Троицы и поставлена на правой стороне. В 1836 г. по ходатайству игуменьи Тавифы к архиепископу Илиодору, с разрешения Святейшего Синода, к западной стене Троицкой церкви был пристроен каменный одноэтажный теплый храм. Престол в новом храме был освящен в честь иконы Божией Матери «Новодворской». Святую икону решено было перенести в новый храм и поставить на правой стороне за клиросом, где она находилась до закрытия обители.
После революции в 1923 г. монастырь закрыли, а чудотворную икону перенесли в Сергиево-Казанский кафедральный собор.
До открытия монастыря в 1994 г. дожила последняя из старых монастырских матушек монахиня Сергия (Сухочева), которая служила алтарницей в Сергиево-Казанском соборе. Благодаря ее стараниям чудотворную икону возвратили в обитель, а матушка Сергия стала одной из первых насельниц возрождающегося монастыря.