Икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
Образ Божией Матери «Отрада и Утешение» связан с афонским Ватопедским монастырем. На этом месте в 395 году был обретен чудесно спасшийся после морской бури сын императора Феодосия Великого Аркадий. Царевич, спавший в тени куста, рассказал, что его спасло заступничество Богоматери, к Которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма установили икону Пресвятой Богородицы и назвали образ «Отрада».
Спустя годы к названию иконы добавилось еще одно слово – «Утешение», что было связано с чудесным спасением обители от разбойников. В 807 году Матерь Божия явилась игумену монастыря и повелела, чтобы в тот день не открывали монастырских ворот, а взошли на стены и разогнали разбойников. Настоятель заметил, что на иконе лики Богоматери и Младенца ожили. Младенец произнес: «Нет, Мати моя, путь они будут наказаны».
Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила свои слова. Братия монастыря заметили, что лики Богоматери и Христа изменили свое положение на иконе. С того времени «Ватопедская» икона получила название «Отрада и Утешение».
Положение ликов и рук осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения. На левой руке Богоматери, как на престоле, восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа – величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Царица Небесная склонилась к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами. Этот образ представляет Христа как грозного Судию, «сменяющего праведный гнев на милость» благодаря заступничеству Царицы Небесной, как поется в акафисте: «Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая».
Икона, именуемая «Отрада и Утешение», являлась главной святыней Новодевичьего Воскресенского монастыря, основанного в 1849 г. в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Николая I. Первой настоятельницей обители была назначена игумения Феофания (Готовцева), ученица Новоезерского старца Феофана (Соколова), которая пользовалась советами многих духовных лиц, в том числе Игнатия Брянчанинова, Георгия Затворника и др.
Из истории монастыря известно, что в 1850 году возрождаемую обитель посетил иеромонах Серафим (Веснин), автор «Писем Святогорца». Через два года, благословляя настоятельницу и сестер на труды по возрождению обители, он прислал в обитель список с чудотворной афонской иконы «Отрада и Утешение». В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона. Празднование в честь иконы и по сей день торжественно отмечается в обители 3 февраля (21 января по ст. ст.).
После революции Новодевичий монастырь был закрыт, разграблен и разрушен, монахини разогнаны.
В 90-х годы жители Тамбова передали в дар в Успенский Вышенский монастырь икону, именуемую «Отрада и Утешение». Икона хранилась в келье настоятельницы монастыря игумении Нонны до восстановления Казанского собора. После освящения собора поклониться святому образу смогли многие богомольцы. Однако никто не задумывался о том, что эта икона может иметь свою историю и является главной святыней возрожденного в 1996 году Новодевичьего монастыря.
Когда старший клирик Вышенского монастыря игумен Пимен решил отреставрировать старый киот, достав икону, с обратной стороны он прочитал надпись: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоея Пречистыя Матери, да будет благословение Святой Афонской Горы и Старцев Руской Понтелеймоновой обители на месте идеже волею Августейшаго монарха Николая I-го по благоволению свыше воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего Пресвятаго Лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи излиется милость и спасение Твое в роды и роды на Царствующий Град и всю Россию. Празднуется сей иконе Генваря 21-го».
Прочитав надпись, игумен Пимен понял, что эта икона – главная святыня Новодевичьего Воскресенского монастыря Санкт-Петербурга, о чем поставил в известность настоятельницу Вышенского монастыря игумению Веру. Было принято решение обратиться за благословением к правящему епискому Скопинскому и Шацкому Владимиру, чтобы сообщить о найденной святыне настоятельнице Новодевичьего монастыря игумении Софии.
Точный список с чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» была подарена Новодевичьему монастырю настоятелем Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом во время его посещения 16 ноября 2010 года. Икона находится в Афонском храме монастыря.
«Не случайно то, что сейчас эта икона прибыла к вам. Ничего нет случайного в этом мире. Один из духовников Святой Горы был здесь, и здесь теперь присутствует Богородица в ином образе и снова связывает духовно этот монастырь со Святой Горой. Связь этой обители со Святой Горой – это живое общение через святоотеческую традицию. Молимся смиренно, чтобы Ее молитвами эта обитель стала настоящим истинным духовным центром, духовным оазисом, как колодец Иакова, откуда люди пили воду. И чтобы у этого колодца люди нашли Христа, как нашла Его самарянка, и как Христос сказал самарянке: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4.14).» - сказал архимандрит Ефрем, передавая икону.
Тропарь
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак
глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ Радуйся, Невесто Неневестная.