Икона Божией Матери Влахернская

7 / 20 Июля

Влахерн­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ре­те­на в Иеру­са­ли­ме им­пе­ра­три­цей Ев­до­ки­ей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Юве­на­лия, Пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го (па­мять 2 июля), и пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 20 ян­ва­ря). Свя­тая ико­на бы­ла по­сла­на в Кон­стан­ти­но­поль, где им­пе­ра­три­ца Пульхе­рия по­ста­ви­ла ее в церк­ви Влахерн­ской, там же хра­ни­лась чест­ная ри­за Бо­го­ро­ди­цы (празд­но­ва­ние 2 июля).

Эту свя­тую ико­ну на­зы­ва­ют еще Оди­гит­ри­ей, то есть Пу­те­во­ди­тель­ни­цей. Имен­но с этой ико­ной Пат­ри­арх Сер­гий (610–631) об­хо­дил в 626 го­ду сте­ны Кон­стан­ти­но­по­ля с мо­леб­на­ми при оса­де сто­ли­цы ава­ра­ми. В па­мять этой и дру­гих по­бед, одер­жан­ных бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Пре­свя­той Де­вы, бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­но в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­шать празд­ник По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це («Суб­бо­та Ака­фи­ста»). Пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­ние со­вер­ша­лось толь­ко во Влахерн­ском хра­ме в Кон­стан­ти­но­по­ле. В IХ ве­ке празд­ник был вне­сен в устав мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го и в Сту­дий­ский устав, а за­тем вклю­чен в Пост­ную Три­одь и сде­лал­ся об­щим для всей Пра­во­слав­ной Церк­ви.

По­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в 1453 го­ду, Влахерн­ская ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на на Афон, а в 1654 го­ду при­сла­на афон­ски­ми ино­ка­ми в дар ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу в Моск­ву, где бы­ла по­ме­ще­на в Успен­ский со­бор.

Чу­до­твор­ная ико­на сде­ла­на из вос­ко­вой ма­сти­ки и ши­ро­ко по­чи­та­ет­ся сре­ди пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих.

В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Почитание святыни в Спасо-Влахернском женском монастыре

История  обретения иконы Головиными описана П. Казанским в 1847 году в книге «Село Новоспасское, Деденево тож и родословная Головиных, владельцев оного» (издание Г.П. Головина). По документально не подтвержденному  семейному преданию  она была изготовлена афонскими монахами с коренной иконы Божией Матери «Влахернская» (всего афонских копий было три).  Попала к Головиным по просьбе супруги Алексея Ивановича Головина княжны Марины Ивановны Троекуровой, которая доводилась племянницей Патриарху Филарету. У Михаила Соловьева – составителя генеалогии рода Головиных, в том числе Деденевской-Новоспасской ветви, к истокам которой относится и Алексей Иванович,  также упоминается это обстоятельство: «...был женат на кн. М.И. Троекуровой… От жены в семью Головиных поступила икона Влахернской Божьей Матери (копия Константинопольской).
 Однако в книге «Многоценное сокровище иконы Богоматери Влахернской в России» в статье об иконе из Спасо-Влахернского монастыря мы находим следующее: «…Именно окольничим Василием Петровичем Головиным был заказан резной образ – повторение от иконы «Богоматерь Влахернская» Успенского Собора Московского Кремля.

В предисловии этого издания указано: «…Посвящен резной иконе из Успенского собора Московского Кремля, ее отображению в иконописи XVIII века, а также ее резным копиям-повторениям – 1701 года из Высоко-Петровского монастыря и 1705 года из Спасо-Влахернского женского монастыря села Деденева).

Удивительно обозначена деденевская икона и в летописи Спасо-Влахернского женского монастыря от 1894 года «Спасо-Влахернский общежительный женский монастырь».  В разделе, посвященном храму (Собору Спаса Нерукотворного), дана краткая справка о Влахернской иконе Божией Матери, которая повторяет семейное предание Головиных о ее афонском происхождении и соответствует данным приведенным П.С. Казанским.  Но завершается летопись  подробной описью Святынь монастыря.  Составлена опись уже не художественным, а сухим профессиональным языком. В ней  указано: «Изъ имьющейся на сей иконь надписи видно, что она устроена въ 1705 году, а въ Ново-Спасскiй  бывшiй при сель Деденевь храмъ, по преданiю поступила со времени первоначального его ктитора Стольника Васiлия Петровича Головина въ 1713 году, октября 13 дня».
*Далее следует подробное перечисление:
«На ней был прикреплен золотой ковчег в виде креста с частицами святых мощей: Иоанна Златоустого; великомучеников: Феодора Стратилата, Георгия Победоносца, Архидиакона Стефана; мучеников: Меркурия, Пантелеимона, Стефана Исповедника, мученицы Соломонии, часть Ризы преподобного Сергия Чудотворца, часть берца Артемия Веркольскаго, часть трости Антония Римлянина. – Сей ковчег принадлежал  Патриарху Филарету Никитичу.
На доске, в которой вырезанная икона Влахернская прикреплены ковчеги со святыми мощами: частица мощей великомученика Георгия Победоносца. Алипия Иконописца Печерского Чудотворца, Георгия Иконописца Печерского, Илии Муромца, Ефросинии Полоцкой, св. Николая Чудотворца, Иоанна Воина, св. великомученицы Екатерины, Варвары, Иоанна Милостивого, Космы, Дамиана…; священомученика Харламия…».

По этому описанию можно предположить, что этот образ сделан не на Афоне, а в России.
Вообще, надписи на иконах служили своего рода документом, а нередко и летописным повествованием. На деденевской иконе такая запись относительно небольшая, по ней и реконструируется  ее происхождение. В первой части записи говорится о многочудесной Влахернской иконе, принесенной в Москву, во второй – удостоверяется, что данное повторение сделано по ее образу и подобию 1 марта 1705 года, третья часть говорит  о том, что эта икона – мощевик.

В 1970 годах Влахернская икона Божией Матери из Спасо-Влахернского женского монастыря реставрировалась во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря. Информации о том, что при этой работе обнаружились более ранние записи, кроме упомянутой от 1705 года, нет. 


У П.С. Казанского описывается еще одна копия Влахернской иконы: «В селе Новоспасском был также чудесный слепок с Чудотворного сего образа, весьма удачно вылитый из воскомастики, в подражание многочудесной сей афонской иконе, и украшенный серебряным вызолоченным окладом, который в 1733-м году отдан в Московский Златоустов монастырь, за гробом Евдокии Венедиктовны Головиной, первой супруги Василия Васильевича Головина I. Искусный сей снимок в 1812 году, во время нашествия галлов, из означенной обители сей был похищен».

Опираясь на все вышесказанное, в том числе на семейное предание Головиных об иконе с Афона, упомянутое  в книге П.С. Казанского, и прочие свидетельства, можно предположить, что у них было несколько повторений  коренной Влахернской иконы.
Первое – привезено из Афона и подарено Алексею Ивановичу Головину (1583 (85) – 1657 гг.),  настоящее местонахождение которого неизвестно.

Другое – было изготовлено позднее, в 1705 г, по заказу его внука, Василия Петровича Головина (1674(75) – 1733гг.) – находилось и находится в собрании Спасо-Влахернского женского монастыря. Резьба  по  дереву,  левкас темпера.

А также воскомастичный слепок, отправленный в Московский  Златоустов монастырь и утраченный в 1812году.

Вообще в начале XVIII века  в Москве было заказано три иконы-повторения от константинопольского Влахернского образа Богородицы – в 1701, в 1705 и 1706 годах. Все три были выполнены в одной технике  – рельефное изображение  по  дереву, покрытое  левкасом и расписанное темперой. Иконы-мощевики.  Заказчиками всех трех образов являлись разные люди –  заказ свой они делали для разных храмов.  Одним из них и был Василий Петрович Головин с иконой 1705года. 
Он  слыл  украшателем церквей, любил собирать редкие иконы. Нрава был тихого и благочестивого, за что называли его «монахом» и «святошей». В родословной Головиных, собранной Петром Казанским (1847г.), есть такая запись о нем: «Любимый и уважаемый тогдашним духовенством, и находясь в дружеских отношениях с Патриархом Иоакимом и Адрианом, и Митрополитами – Новгородским Корнилием, Псковским Маркелом, Ростовским Иоакимом, и особенно с блюстителем Патриаршего престола Рязанским Стефаном, он имел случай во всех своих селах построить церкви,и, снабдить оныя приличною утварью, ризницею и книгами, был так счастлив, что еще при жизни своей видал их освященными».
 Выкупив Деденево,   Василий Головин заложил там  Спасский храм в 1712 г. куда и перенес «свой» Влахернский образ.

В  завещании Василия Петровича Головина есть такие слова: « сыну моему Василию Васильевичу (читать передаю) образ Влахернския Пресвятые Богородицы да Крест Царе Константиновский». 

В воспоминаниях о Василии Василиевиче Головине I  (годы жизни: 1696- 1781 гг.) содержится много ярких эпизодов. Например, о пышных переездах на зиму из Деденева в Москву. В них же просматривается особое почитание Влахернской иконы Божией Матери. Вот как описывает эти переезды П. С. Казанский: «Он был сопровождаем чрезвычайно пышным поездом, в котором находилось до семидесяти лошадей, и около двадцати различных экипажей. Впереди всего, в золотой карете, везена была многочудесная икона Влахернской Божией Матери, с фонарем внутри утвержденным, и в сопровождении крестового священника».  
Дело в том, что Василию Васильевичу довелось находиться в двухлетнем тюремном заключении по политическим мотивам, где он подвергался страшным пыткам и пережил все ужасы эпохи Бирона.  Выкупила его из  тюрьмы супруга.  И в таком пышном чествовании семейной святыни, возможно, проявлялась благодарность за избавление от пережитых страданий. Сам он был человеком умным, образованным и благочестивым.
От деденевской «Влахернской» иконы происходили многие чудеса. Опубликован такой случай: В 1737 году во время «Троицкого пожара»  в Москве, пламя, дойдя до крестовой палаты, где у Головиных находилась та икона, погасло. Так  от огня была спасена вся Покровская улица. В лихолетья обходили с ней крестным ходом вокруг Деденева. Упоминается, что таким образом село было спасено в 1770 году от чумы, и от холеры в 1831 году.  В 1802 году Василий Васильевич Головин II (годы жизни: 1738 (39) – 1809 (10) гг.) получил от этой иконы исцеление. В Благодарность он ее очень богато украсил. Прославилась святыня и как защитница  от врагов. Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты не вошли в Деденево, хоть и находились совсем рядом. *(прим: во время Великой Отечественной войны немец также не ступал на деденевскую землю, а в нескольких километрах от поселка, на Перемиловской высоте, произошел победоносный  перелом в Битве за Москву. Монастырь к тому времени уже был разграблен и закрыт, но  икона находилась в Дмитрове, в музее).

О степени почитания этой святыни Головиными говорит  их намерение основать во имя Влахернской иконы Божией Матери женскую обитель.  Влахернское общежитие монашествующих девиц было открыто  попечением Анны Гавриловны Головиной и ее сына Гавриила Павловича Головина в 1854 году. Большинство своих святынь, в том числе  Влахернскую икону, они оставили общежитию. В 1861 году обитель переименовали в Спасо-Влахернский женский монастырь.

После революции 1917 года церковное имущество стали повсеместно изымать. Когда именно и при каких обстоятельствах была утрачена Влахернская икона Божией Матери, нам неизвестно. Церкви грабили не только в рамках борьбы с религией, но и под видом помощи голодающим. Хотя Патриарх Тихон и без того призывал православных сплотиться и организовать сбор средств, для помощи бедствующим регионам. Но это не входило в планы новых руководителей страны, для них предпочтительней было узаконенное  разорение храмов. Только вот обычный народ от такой деятельности богаче не стал, зато многие уникальные сокровища были вывезены из России.

Деденевскую «Влахернскую» икону, скорее всего, бросили как ненужную вещь, сорвав с нее дорогие украшения.  Но по промыслу Божию нашлись люди, которые понимали, что ее истинная ценность заключается вовсе не в окладах и каменьях. Кем конкретно  и при каких обстоятельствах реликвия была спасена, нам, к сожалению, не известно.  Сначала она оказалась в Дмитровском музее (примерно, в 1924 г?), а в 50-х годах прошлого столетия икону передали в Музей Древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева. Эти поистине счастливые обстоятельства позволили сохранить  ее до наших дней.

Еще до открытия монастыря в Деденеве организовали православную общину под руководством М.П. Денисовой. Ее заботами монах Хотьковского монастыря Иова написал  копию иконы Божией Матери «Влахернская». Это повторение живописного образа,  сделанного когда-то в иконописной мастерской при Головиных (XIX век). О ней известно следующее: «Живописное изображение является воспроизведением  воскомастичной рельефной Влахернской иконы  со всем ее убранством – ризой, каменьями. То есть по нему можно судить о том, как богато была украшена «Влахернская» Богоматерь (как мы уже писали, Головины очень почитали святыню и всячески ее «одаривали»). Написанная икона  также был утрачена после революции, сейчас находится в Храме Вознесения Господня села Перемилово, а в Спасо-Влахернском монастыре – ее копия из Хотькова.

В 2003 году, во вновь отстроенном храме Димитрия Солунского Спасо-Влахернского женского монастыря, появилась еще одно, современное, повторение Влахернской  иконы, сделанное в мастерской  Азбухановых. Этот резной образ Богородицы был освящен в 2004 году. Он тоже выполнен в рельефной технике.

Первая встреча с родной – коренной  иконой состоялась в 2007 году, тогда ее привозили из Музея Андрея Рублева в Деденево всего лишь на один день, для поклонения.
Когда в Соборе Спаса Нерукотворного завершались строительные работы, роспись и внутренняя отделка, игумения Александра (Балабанова) привезла для Центрального придела красивый киот, хотя помещать в него было нечего.

Собор был освящен 22 апреля 2014 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

За несколько месяцев до этого, в феврале 2014 года, глава городского поселения Деденево Светлана Тягачева озвучила надежду на то, что икона Божией Матери «Влахернская» может быть передана монастырю. Оказалось, что в этот день Спасо-Влахернский женский монастырь посетили представители Министерства культуры РФ. Совместив рабочую поездку с экскурсией, они осмотрели место будущего пребывания святыни.

С этого дня началась долгая и кропотливая работа по подготовке всех сопроводительных  документов о передаче, перевозке и хранении иконы. Кроме того, нужно было создать необходимые климатические условия для ее нахождения в Соборе.

И уже через год все было готово для получения иконы. Ее передача состоялась 31 января 2015 года в Москве в Музее Андрея Рублева.