Икона Божией Матери Якобштадтская

8 / 21 Июля
22 Октября / 4 Ноября

До на­ча­ла XX ве­ка Якоб­штадт­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной свя­ты­ней Лат­вии.

Свя­той об­раз был об­ре­тен во вре­мя рус­ско-швед­ской вой­ны 1654–1667 гг. При пе­ре­пра­ве через За­пад­ную Дви­ну сол­дат швед­ской ар­мии Яков Гу­дын­ский под­дел ко­пьем плыв­шую по ре­ке до­щеч­ку. На бе­ре­гу он с ужа­сом об­на­ру­жил, что по древ­ку ко­пья от до­щеч­ки те­чет кровь, а на по­тем­нев­шей дре­ве­сине про­сту­пил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем на ру­ках. Швед­ский сол­дат при­нес об­раз в бли­жай­ший пра­во­слав­ный храм свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Храм, при ко­то­ром бы­ла неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на, на­хо­дил­ся в сло­бо­де Гольм­гоф (с 1670 го­да – г. Якоб­штадт, ныне – г. Екаб­пилс). Пе­ре­дав об­раз бра­тии мо­на­сты­ря, сол­дат при­нял пра­во­сла­вие, а за­тем ино­че­ский по­стриг и на­все­гда остал­ся в оби­те­ли.

В 1675 го­ду чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в но­вый, по­стро­ен­ный на по­жерт­во­ва­ния пра­во­слав­но­го куп­ца Яко­ва Рат­ке­ви­ча, Свя­то-Ду­хов­ский храм.

Бо­лее трех сто­ле­тий Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной ико­ной Лат­вии. К ней съез­жа­лись па­лом­ни­ки, по мо­лит­вам пе­ред свя­тым об­ра­зом со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния. Не раз ико­на спа­са­ла Якоб­штадт от по­жа­ров; в 1878 го­ду крест­ный ход со свя­ты­ней во­круг оби­те­ли оста­но­вил быст­ро рас­про­стра­няв­ший­ся огонь.

По­чи­та­ние чу­до­твор­но­го Якоб­штадт­ско­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло по­ис­ти­не все­на­род­ным: еже­год­но с 1901 по 1914 год ико­на при­но­си­лась из Екаб­пил­са для по­кло­не­ния в Ри­гу, Ми­таву (Ел­га­ву) и Спа­со-Пре­об­ра­жен­скую пу­стынь.

Во вре­мя пер­вой ми­ро­вой вой­ны чу­до­твор­ная ико­на бы­ла утра­че­на.

В 2008 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II мос­ков­ские ико­но­пис­цы по со­хра­нив­шим­ся опи­са­ни­ям со­зда­ли но­вый спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за. До пе­ре­не­се­ния в Ри­гу и Екаб­пилс спи­сок пре­бы­вал в Ри­зо­по­ло­жен­ском хра­ме Мос­ков­ско­го Крем­ля, где в празд­ник по­ло­же­ния чест­ной Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне он был освя­щён.

19 июля Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на в Ри­ге, а 25 июля свя­ты­ня воз­вра­ти­лась в Свя­то-Ду­хов муж­ской мо­на­стырь, где и бу­дет пре­бы­вать все­гда.

Ико­но­гра­фия ико­ны необыч­на – неболь­шой по раз­ме­рам (при­бли­жен­ный к ори­ги­на­лу) об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ках под­дер­жи­ва­ют пред­сто­я­щие ар­хан­ге­лы Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, на зад­нем плане изо­бра­жен Свя­то-Ду­хов мо­на­стырь в совре­мен­ном ви­де.

31 июля 2008 го­да по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II празд­но­ва­ние Якоб­штадт­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри вне­се­но в Пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь.

Почитание святыни в Екабпилсском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре

Икона эта была чудесно обретена в водах Даугавы в середине XVII века, около 1654 года, когда несколько государств, в том числе Россия, Швеция и Польша, вели военные действия на территории Латвии. Однажды солдат–наёмник шведской армии Яков Гудынский (католик по вероисповеданию), переправляясь через Даугаву, вонзил своё копьё в дощечку, плывшую по воде, и так вынес её на берег. На берегу он увидел, что от дощечки по копью стекает кровь. Ужас охватил его. Узрев на доске православное изображение Богоматери, солдат со слезами раскаяния отнёс икону в монастырь в Гольмгофе, где принял Православие и стал насельником обители.

Икона была прославлена многими чудесами. В 1675 году случилось чудо исцеления от иконы бесноватого, чему явился свидетелем благочестивый православный купец Яков Раткевич, пожелавший воздвигнуть в обители новый благолепный храм. Новый большой соборный храм был освящён в честь Святого Духа, победителя духа злого, поэтому и обитель стала именоваться Свято-Духовой. Свято-Духов монастырь был оплотом Православия в крае, а его чудотворная икона была чтимой святыней, к которой притекали не только местные жители, но и паломники из дальних мест. До революции икону ежегодно приносили на поклонение в Ригу, Елгаву, Илуксте и другие города и селения.

Чудотворная икона была утрачена ещё в годы Первой мировой войны, когда её эвакуировали вглубь России и где след её затерялся в революционных вихрях.

В 2008 году по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II и заботами Высокопреосвященнейшего Митрополита Александра и Преосвященного Александра, Епископа Даугавпилсского, викария Рижско– Латвийской Митрополии, в Москве был написан прекрасный список Якобштадтской иконы, который ныне пребывает в монастырском соборе. Икона была освящена Святейшим Патриархом 15 июля 2008 года, в древнем Ризоположенском храме Московского Кремля. В тот же день случилось удивительное знамение – от святой иконы истекла кровь, что напомнило о явлении образа – ведь и в XVII веке первым знамение от иконы, повреждённой копьём иноземного воина, было истечение крови. Затем икона обильно мироточила, что глубоко потрясло многочисленных людей, находившихся тогда в Ризоположенской церкви Московского Кремля. 19 июля икону с великим торжеством встречала православная Рига. Во время недельного пребывания Якобштадтского образа в Риге среди многих дивных знамений, бывших в те дни, особенно поразило рижан удивительное сияние в небе, в виде сияющего радужного круга, в центре которого было солнце. Радужный сияющий круг удивительной красоты был только над собором и был хорошо виден только во время Крестного хода с чтимой святыней.

Сегодня, как и встарь, чудотворная Якобштадтская икона вновь пребывает в Своей обители. На поклонение к ней стекаются многочисленные паломники, в том числе и из других стран. По благословению Владыки Митрополита Александра воссоздан на пожертвования верующих людей драгоценный оклад, вновь украшающий святую икону Царицы Небесной, и сделан высокий резной вызолоченный киот, где хранится святыня.