Икона преподобного Исаакия Торопецкого, затворника Печерского
28 Сентября / 11 Октября
14 / 27 Февраля
Невозможно избегнуть человеку искушений. Ибо, если искуситель дерзнул приступить в пустыне к Самому Господу (Мф. 4, 1 и 4), то тем более пытается он искушать рабов Господних. И житие преп. Исаакия служит примером и доказательством того, что человеку невозможно избежать искушений, но что и, с другой стороны, не может быть такого искушения, которого бы не вынесли силы человеческие, укрепляемые незримой силой Божией (1 Кор. 10, 13).
Преподобный Исаакий, носивший в миру имя Чернь, был богатым купцом из Торопца. С юности у него уже замечалось стремление к иночеству. Когда же настала удобная пора, он роздал все свое имение нищим и монастырям, и отправился в Киев к преподобному Антонию, прося принять его в число иноков. Преподобный Антоний, провидя, что добродетельная жизнь его будет равноангельна и совершенно достойна ангельского образа, исполнил его просьбу и постриг его с именем Исаакий.
И вот Исаакий, возлюбив иноческие подвиги, начал вести самую строгую жизнь. Ему казалось недостаточным одеваться во власяницу, и он велел купить себе козла и содрать мех, и покрыл свою власяницу той кожей, еще сырой и мокрой, и она высохла на его теле. В таком облачении преподобный затворился, заложив вход, в одной тесной пещере, размер которой равнялся всего 4 локтям, и там со слезами молился Богу. Пищею для Исаакия была просфора, которую он употреблял только через день; жажду свою он утолял водою, и то лишь в небольшом количестве. И просфору, и воду приносил ему преподобный Антоний, подавая чрез столь узкое оконце, что в нем могла поместиться одна только рука. Жизнь Исаакий проводил в посте, молитвах, поклонах и пении псалмов. Кроме того, он никогда не ложился на одре, но сидя подкреплял свои ослабевшие силы кратковременным сном. Так прожил он семь лет, ни разу не выходя из своей тесной кельи.
После семилетнего затворничества преподобный Исаакий подвергся тяжкому искушению.
Однажды, когда настал вечер, он начал по обыкновению класть поклоны и петь до полночи псалмы. Утрудившись, он погасил свечу и сел на своем месте. И вот, внезапно пещеру озарил яркий свет, как от солнца, невыносимый для глаз, и пришли к нему два беса в образе прекрасных юношей; лица их сияли как солнце, и они сказали ему: «Исаакий! Мы ангелы, а вот грядет к тебе Христос с небесными силами». Поднявшись, Исаакий увидел множество молодых юношей, светлых, как ангелы. Один из них сиял ярче всех, и от лица его исходили лучи. Бесы снова сказали Исаакию, указывая на того из своего числа: «Вот грядет Христос. Припади и поклонись ему». Исаакий, не распознав бесовского наваждения, и не вспомнив, что нужно оградить себя крестным знамением, не осознав своего недостоинства, подошел и поклонился до земли указанному бесу, как бы Христу. Тотчас бесы учинили крик великий и вопили: «Исаакий! Ты наш теперь!» И, посадив его, они стали сами садиться вокруг него. Вся келья и весь проход пещерный наполнились бесами. И сказал один из бесов, мнимый Христос: «Возьмите гусли, тимпаны, бубны и ударьте дружнее, а Исаакий же пусть попляшет пред нами». Бесы исполнили его приказание, заиграли и, схватив Исаакия, начали с ним скакать и плясать в продолжение многих часов. Получив власть над Исаакием, бесы заставили его плясать до потери чувств. Обессилив его, до того, что оставили едва живым и, наругавшись так над ним, бесы исчезли.
На следующий день, когда стало светло и настало время вкушения хлеба, преподобный Антоний пришел к келье Исаакия и сотворил, по обыкновению, молитву: «Благослови, отче Исаакие». Но ответа не было. Преподобный Антоний несколько раз повторил свое приветствие, но не было ни гласа, ни послушания. Тогда, подумав, что преподобный преставился, он послал в монастырь за преподобным Феодосием и за братией. Братия пришла, и раскопали вход в пещеру, и вынесли оттуда Исаакия, считая его мертвым. Вынесши его, положили его пред пещерой, и тогда увидели, что он жив. И сказал игумен, преподобный Феодосий: «Воистину, это случилось с ним от бесовского действия». Его положили на одр, и за Исаакием стал ухаживать святой Антоний.
После вынужденного переселения преподобного Антония в Чернигов, игумен монастыря преподобный Феодосий распорядился перенести больного в свою келью. Исаакий был совершенно расслаблен умом и телом: он не мог ни двигаться, ни говорить, ни встать, ни сесть, а лежал постоянно на одном боку. Сам преподобный Феодосий омывал и оправлял его и служил ему таким образом два года.
Поистине дивно то, что в продолжение двухлетнего недуга преподобный Исаакий не вкушал ни хлеба, ни воды, ни овощей, ни иной какой-либо пищи, однако оставался жив, лежа на одре своем нем и глух. Преподобный Феодосий творил молитву над ним день и ночь, и, наконец, на третий год Исаакий заговорил, прося быть поставленным на ноги. Он начал ходить, как дитя, но в церковь не шел, так что едва силой принесли его. И влекли его туда насильно, и только уже потом начал понемногу привыкать к церкви. Стал также ходить в трапезу, где его сажали особо от братии и полагали перед ним хлеб, но он не хотел прикасаться к нему. Братия влагали хлеб ему в руку, но преподобный Феодосий говорил: «Положите перед ним хлеб и не влагайте в руки его, пусть он сам ест». Так делали в течение всей недели. Он же, глядя на других, стал понемногу вкушать хлеб сам и так научился есть.
После выздоровления Исаакий отказался от затворничества и принял послушание в монастырской поварне. Когда преподобный Феодосий преставился, и блаженный Стефан стал вместо него игуменом, Исаакий, оправившись совершенно, снова воспринял суровое житие, говоря искусителю: «Вот ты прельстил меня, диавол, когда я был в пещере один. Отныне не буду затворяться, но одолею тебя благодатью Божией, ходя в монастыре». Тогда он снова оделся во власяницу, на власяницу же надел узкий кафтан и начал помогать поварам и работать на братию. К утрени приходил первый и стоял неподвижно до конца службы.
Зимой в морозы ходил он в столь протоптанных и дырявых башмаках, что часто ноги его примерзали к каменному полу церкви, но он не двигался, пока не оканчивали утреннего пения. После утрени он прежде всех шел в поварню, готовил дрова, воду, разжигал огонь, и тогда уже приходили прочие из братии и поваров.
Однажды один из поваров, именем тоже Исаакий, сказал, насмехаясь, блаженному: «Исаакий, вот сидит ворон — поди, возьми его». Он же, поклонясь до земли, пошел, поймал ворона и принес его пред всеми поварами. Они изумились случившемуся и поведали игумену и братии. С того времени братия стала почитать его. Преподобный Исаакий удостоился дара чудотворения, но, не желая славы от людей, принял на себя юродство и стал делать неприятности — то игумену, то братии, а то и мирянам, так что многие били его до ран. Сделавшись юродивым, он поселился опять, где прежде, — в пещере преподобного Антония, уже почившего. Исаакий стал собирать к себе мальчиков из мирских детей, и одевал их в монашеские одежды, и за это стал принимать наказание то от игумена — тогда это был уже блаженный Никон, — то от родителей тех детей. Все претерпевал он с радостью, подъемля наготу, холод, и побои.
Однажды ночью, когда преподобный зажег печь в пещере, и печь, которая была ветха, разгорелась, и пламя стало выходить сквозь расселины наружу языками. Он же, не имея чем прикрыть скважины, стал босыми ногами на пламень и стоял, доколе печь не погасла. Огонь, однако, не причинил никакого вреда преподобному.
Таковы и многие другие удивительные чудеса творил он и так возобладал над бесами, что вменял их ни во что, подобно мухам, и осмеивал их устрашения и мечтания.
Часто делали бесы пакости ему и говорили: «Ты наш, Исаакий, потому что поклонился нашему князю». А он отвечал: «Князь ваш есть бесовский Веельзевул, которого я не боюсь, как идола мух (как назыают его), не боюсь и вас, рабов его. Если вы в первый раз прельстили меня, то потому, что не знал козней ваших и лукавств, но ныне силой Господа моего Иисуса Христа и молитвами преподобных отцов Антония и Феодосия я смогу победить вас» — и он знаменовал себя крестным знамением, и так прогонял их.
В течение трех лет бесы пытались изгнать преподобного Исаакия из пещеры. Иногда приходили к нему ночью и, стараясь навести на него страх, являлись многолюдной толпой с мотыгами и заступами и шумели: «Разрушим эту пещеру и его погребем здесь под развалинами». Другие кричали: «Беги, Исаакий, хотят тебя погребсти». А он отвечал: «Если бы вы были людьми, то ходили бы во дни, вы же — сыны тьмы и во тьме ходите». При сем он осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали.
Иногда же они устрашали его в образе медведей или львов, или других диких зверей, иногда ползли к нему как змеи, как жабы и всякие гады. Но ничего не могли сделать ему. «Победил ты нас, Исаакий!» — сказали они наконец. Он же отвечал: «Вы победили меня, явившись в образе Христа Иисуса и Ангелов, будучи недостойны такого образа. Теперь же я вас побеждаю, ибо вы являетесь в своем подлинном виде, в образе зверей, скотов, змей и гадин, каковы вы на самом деле гадки и злы».
Бесы исчезли, и с тех пор не было ему никаких досаждений от бесов. Как сам он поведал, последняя брань продолжалась у него три года.
Последние годы своей жизни преподобный Исаакий вел жизнь самую строгую, имел еще большее воздержание, пощение и бдение, непрестанно горел духом своим, возносился всем своим существом к Богу. После своего выздоровления провел преподобный в пещере около 20 лет.
И среди таких подвигов приспел конец жизни его и вот наступило время его блаженной кончины. Преподобный Исаакий разболелся в пещере. Братия перенесла его, больного, в монастырь, где он проболел до восьми дней и в добром исповедании отошел верным путем к Богу. Игумен же — уже Иоанн — и вся братия погребли его с честью в пещере, где покоились и другие святые отцы.
Это было в XI веке (около 1090 г.). Мощи преподобного Исаакия открыто почивают и по настоящее время в Ближних пещерах преподобного Антония.