Икона преподобных Оптинских старцев с частицами мощей.
Иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841
Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.
Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г.
* * *
Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860
Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной Пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», – говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в Оптиной Пустыни святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г.
* * *
Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862
Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина Пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г.
* * *
Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865
Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. За святое послушание также в течение 14 лет нес настоятельский крест в Свято-Никольском Черноостровском мужском монастыре г. Малоярославца Калужской губернии. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и, если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г.
* * *
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873
Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православия. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, – мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.
Кончина (день памяти): 18 сентября/1 окт. 1873 г.
* * *
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891
Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ – искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, он унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывая более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления – источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г.
* * *
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) 1824–1894
Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной Пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.
Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.
* * *
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894
Приснопамятный настоятель Оптиной Пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства с высоким подвижничеством и смиренным послушанием великим Оптинским старцам. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты как для братства, так и для всех нищих и убогих. И в пище, и в одежде, и в убранстве келии он соблюдал полную простоту древних подвижников.
Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г.
* * *
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия и непрестанной умносердечной молитвы. Старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.
Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г.
* * *
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913
Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г.
* * *
Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922
Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г.
* * *
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) 1853–1928
Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие святители.
Кончина (день памяти): 29 апреля/12 мая 1928 г.
* * *
Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931
Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной Пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании как исповедник.
Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля