Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

17 / 30 Октября

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая "Преж­де Рож­де­ства и по Рож­де­стве Де­ва", при­не­се­на в Ни­ко­ла­ев­ский Пеш­нош­ский мо­на­стырь Мос­ков­ской епар­хии мос­ков­ским куп­цом Алек­се­ем Гри­горь­е­ви­чем Мок­е­е­вым. Око­ло 1780 го­да Алек­сей всту­пил в чис­ло бра­тии оби­те­ли. Все сред­ства он от­дал на­сто­я­те­лю ар­хи­манд­ри­ту Ма­ка­рию, а свя­тую ико­ну оста­вил в сво­ей кел­лии. По­сле кон­чи­ны Алек­сея ико­на бы­ла при­не­се­на на­сто­я­те­лю. Он, уви­дев, что ико­на на­пи­са­на мас­лом на хол­сте и не по про­пи­сям, при­ка­зал по­ста­вить ее над вход­ной две­рью в ча­совне пре­по­доб­но­го Ме­фо­дия, ко­то­рая на­хо­ди­лась у до­ро­ги, неда­ле­ко от оби­те­ли.

Про­слав­ле­ние свя­той ико­ны на­ча­лось в 1827 го­ду, по­сле то­го, как ка­пи­тан Пла­тон Оси­по­вич Ша­ба­шев, про­хо­дя но­чью ми­мо ча­сов­ни, уви­дел, что от ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ис­хо­дил необык­но­вен­ный свет. В дру­гой раз ему бы­ло ви­де­ние ико­ны во­вре­мя труд­ных об­сто­я­тельств жиз­ни. Во сне уви­дел Пла­тон си­я­ю­щую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри в об­ла­ках над Ме­фо­ди­е­вой ча­сов­ней и услы­шал го­лос: "Ес­ли хо­чешь из­ба­вить­ся от ис­ку­ше­ний, по­мо­лись пе­ред этой ико­ной". Пла­тон по­слу­шал­ся на­став­ле­ния Бо­го­ро­ди­цы, и скорбь ми­но­ва­ла его.

Бла­го­че­сти­вый Пла­тон рас­ска­зал о чу­де­сах от ико­ны на­сто­я­те­лю мо­на­сты­ря, и тот пе­ре­нес свя­той об­раз в оби­тель. Ко­гда на чу­до­твор­ную ико­ну хо­те­ли на­деть ри­зу, то ока­за­лось, что об­раз Пре­свя­той Де­вы, на­пи­сан­ный на по­лотне, на­тя­нут на дос­ку, где бы­ло скры­то изо­бра­же­ние Бо­го­ро­ди­цы луч­ше­го пись­ма. Осо­бен­но мно­го­чис­лен­ны бы­ли чу­де­са от этой ико­ны в 1848 го­ду во вре­мя хо­ле­ры, ко­гда мно­гие мо­ля­щи­е­ся пред ней по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния.

Почитание святыни в Николо-Пешношском мужском монастыре

Чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» является одной из самых известных святынь Николо-Пешношской обители. На ней изображена Божия Матерь и, на левой Ее руке, Спаситель. Богородица и Богомладенец показаны с царскими коронами на головах. Иисус Христос держит в руке царский жезл, а Богородица, как бы помогая Ему, придерживает скипетр снизу.

Этот образ был принесен в монастырь известным благотворителем, московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым, когда тот в 1780 году решил поступить в число братии. Икона являлась семейной реликвией А. Г. Мокеева, и поэтому он, пожертвовав все свои средства в монастырскую казну, образ Божией Матери оставил в своей келье.

После кончины Алексея Григорьевича в 1792 году икона перешла в собственность обители. Настоятель, увидев, что образ написан на холсте (а не на доске) и не в полном соответствии с нормами общепринятого канона, велел поставить ее за монастырскими стенами, над дверью, ведущей в часовню преподобного Мефодия Пешношского.

Первое известное чудо, связанное с этим образом Божией Матери, было засвидетельствовано в 1827 году. Тогда капитан Платон Осипович Шабашев, стоявший со своим полком неподалеку от обители — в селе Рогачево, будучи оклеветан, попал в непростые обстоятельства. Усердно, со слезами, помолившись Пресвятой Богородице, он уснул и увидел во сне часовню преподобного Мефодия Пешношского и над ней — сияющую икону Божией Матери. При этом капитан услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой и сделай на нее серебряную ризу». Шабашев поступил, как ему было велено, и его тяжелая ситуация тут же разрешилась. А когда на икону стали одевать данную капитаном ризу, то обнаружилось, что холст, в действительности, натянут на доску с более древним образом, который после этого поставили в храме. С тех пор от этой иконы происходило множество чудотворений. Особенно обильно они проистекали в 1848 году, во время страшной эпидемии холеры, когда многие получали защиту от болезни или исцелялись после молитвы перед этим образом Божией Матери. Обитель тогда убереглась от холеры, несмотря на то, что врата ее всегда были открыты для всех, гостиница — заполнена, а монашествующие ходили крестными ходами в ближние селения и совершали требы вместо заболевших или умерших приходских священников. Тогда же, в 1848 году, составили службу и установили день празднования иконе — 30 (17) октября.

Еще более образ «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» прославился в 1888 году и связано это было с крушением царского поезда, потрясшим всю страну. Император Александр III со своей семьей возвращался на поезде из Крыма. Около станции Борки, близ Харькова, состав на полном ходу сошел с рельсов. Вагон, в котором находилась царская семья, был страшно покорежен и лежал на насыпи. Император, обладавший недюжинной физической силой, сам держал крышу вагона, пока другие выбирались из-под обломков. Многие пассажиры этого поезда погибли и получили ранения. Но никто из семьи императора и находившихся рядом с ним людей не пострадал. Произошло чудесное спасение царской семьи 17 октября — в день праздника иконы. Вернувшись в Петербург, Александр III повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.

После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен. Сейчас в обители находится список, созданный мастерами Троице-Сергиевой Лавры.