Икона Божией Матери «Рождество Богородицы» Лукиановская

8 / 21 Сентября

Лу­ки­а­нов­ская ико­на Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы – из хра­ма в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Иг­на­тьев­ском. В 1594 го­ду три­жды ока­зы­ва­лась в пу­стын­ном ме­сте По­ко­ви­ти­но-Ра­ме­нье, неда­ле­ко от се­ла. Свя­щен­ник Гри­го­рий, по­со­ве­то­вав­шись с при­хо­жа­на­ми, ис­про­сил у пат­ри­ар­ха Иова бла­го­сло­ве­ние пе­ре­не­сти храм на ме­сто яв­ле­ний ико­ны. Вме­сте с пе­ре­не­сен­ной цер­ко­вью пе­ре­се­лил­ся и свя­щен­ник.

Во вре­мя поль­ско-ли­тов­ско­го на­ше­ствия цер­ковь бы­ла раз­граб­ле­на. В 1640 го­ду в Ра­ме­нье при­шел из Уг­лич­ско­го мо­на­сты­ря мо­ло­дой по­движ­ник Ила­ри­он (при­няв­ший позд­нее по­стри­же­ние с име­нем Лу­ки­а­на) и на­шел в за­пу­щен­ной церк­ви две ико­ны, остав­ши­е­ся невре­ди­мы­ми: хра­мо­вую, в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и За­пре­столь­ную – Смо­лен­скую. В честь яв­лен­ной чу­до­твор­ной ико­ны был вы­стро­ен но­вый храм, ос­но­ва­на Лу­ки­а­нов­ская оби­тель.

Осо­бую из­вест­ность ико­на Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­об­ре­ла в 1771 го­ду, ко­гда над Рос­си­ей, про­нес­лось страш­ное мо­ро­вое по­вет­рие. Ужа­са­ю­щие мно­го­чис­лен­ные жерт­вы, ко­то­рые оно при­нес­ло, за­ста­ви­ли рус­ский на­род об­ра­тить­ся со всем усер­ди­ем к Бо­гу и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри с моль­бой об из­бав­ле­нии от по­стиг­шей на­па­сти. По­сле со­вер­шен­но­го во­круг го­ро­да в 6-ю неде­лю по Па­схе крест­но­го хо­да с чу­до­твор­ной ико­ной Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы из Лу­ки­а­но­вой пу­сты­ни, чу­ма от­сту­пи­ла.

В на­сто­я­щее вре­мя ори­ги­нал Лу­ки­а­нов­ской ико­ны утра­чен, од­на­ко, в 1992 го­ду был об­ре­тен чти­мый спи­сок ико­ны 19 ве­ка.

Почитание святыни в Лукиановой мужской пустыни

Список XIX в. иконы Рождества Богородицы Лукиановская

Это главная святыня Лукиановой пустыни, с нее началась история монастыря в 1594 году. После троекратного чудесного перенесения этой иконы из храма села Игнатьево на место будущей обители, она обрела здесь свое пристанище в перенесенном сюда деревянном храме.

Через 16 лет после этого чуда последовало разорение и запустение всех окрестных сел вследствие польско-литовского нашествия и русской смуты начала XVII века. Запустел и храм с чудотворной иконой, и только промысел Божий хранил святыню в течение тридцати с лишним лет от уничтожения. Когда пришел сюда молодой подвижник Иларион (будущий преподобный Лукиан), крыша на храме от времени прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Богородицы сохранился неповрежденным. Получив откровение от Божией Матери, угодник Божий решил остаться на этом месте навсегда. Вскоре он был пострижен здесь в монашество с именем Лукиан и после великих трудов и скорбей основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором чудотворная икона занимала главное место.

После смерти преподобного Лукиана в 1655 году, его преемник преподобный Корнилий расширил и возвысил монастырь, сделав его известным многим знатным людям Москвы и даже самому царю Феодору Алексеевичу. Царь трижды посещал Лукианову пустынь для поклонения знаменитому образу и для совета с преподобным старцем Корнилием. С этого времени монастырская икона обрела название "Лукиановская".

К 1714 году (времени составления игуменом Авраамием летописи обители) было известно двенадцать чудес, происшедших от иконы.

В 1771 году, в настоятельство иеромонаха Иоанникия, Божия Матерь вновь оказала заступление и помощь и явила новое великое знамение от Своей Лукиановской иконы, прекратив эпидемию чумы в городе Александрове после совершения крестного хода с чудотворным образом вокруг города. Благодарный за избавление от смерти народ решил возвести этот крестный ход в 6-ю Неделю по Пасхе в традицию, которая продолжается и по сей день.

На икону неоднократно делали ризы и оклады. Последний раз серебро-позлащенная чеканная двусторонняя риза с драгоценными камнями в венцах была сделана в 1843 году тщанием Александровских купцов первой гильдии, почетных потомственных граждан И. Ф. Варанова и П. С. Зубова. При этом старая риза украсила точную копию образа, которая заменяла чудотворный в Богородице-Рождественском соборе на период ежегодно совершаемого крестного хода в город Александров. В пустыни было три списка чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, сделанных в XIX веке для выноса их из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче.

Довольно подробно ее описывает В. В. Косаткин: «Явленная, чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы... кипарисная доска гладкая, но треснула, вдоль на две почти равные половины, на ней иконописное поле зеленое, очень потемневшее; на нем написаны праведные Богоотец в пустыне, и Анна в саду молящимися: ниже Иоаким и Анна, между ними младенец Мария в колыбели и около нея прислужница; налево Анну на одре приветствуют трое слуг, пришедших с дарами по случаю рождения ею Марии, которую в виду матери две прислужницы хотят погружать в купель; внизу под иконою изображена каменная стена городками и в середине низа иконы сосуд воды, из которого в три струи льется вода и 2 лебедя пьют воду, а другие 2 лебедя по краям иконы XVI века. Риза сребропозлащенная чеканная, 1843 года». (Косаткин В. В. Монастыри и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов. Ч. 1: Монастыри. Владимир, 1906).

В годы богоборчества явленный более 300 лет назад образ был ограблен (с него сняли драгоценную ризу) и вывезен из закрытой к тому времени обители во вновь образованный музей "Александровская Слобода". Впоследствии икона исчезла из музея и до сих пор местопребывание иконы остается неизвестным.

Вскоре же после открытия Лукиновой пустыни в 1991 году на чердаке Троицкого собора Успенского женского монастыря (тоже открытого к тому времени в г. Александрове на территории музея "Александровская Слобода") был найден один из трех списков иконы XIX века. Тогда же он был возвращен в обитель и торжественно поставлен на месте исчезнувшего чудотворного образа в восстанавливающимся Богоявленском храме. Список этот несколько меньших размеров (35х45 см), но точно повторяющий композицию и стиль знаменитой иконы. Сейчас это основная почитаемая святыня нашей обители находится в Богоявленском приделе храма святого Богоявления.

Перед почитаемым в обители списком чудотворного Лукиановского образа еженедельно служится акафист.