Икона Божией Матери «Рождество Богородицы» Лукиановская
Лукиановская икона Рождества Богородицы – из храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Игнатьевском. В 1594 году трижды оказывалась в пустынном месте Поковитино-Раменье, недалеко от села. Священник Григорий, посоветовавшись с прихожанами, испросил у патриарха Иова благословение перенести храм на место явлений иконы. Вместе с перенесенной церковью переселился и священник.
Во время польско-литовского нашествия церковь была разграблена. В 1640 году в Раменье пришел из Угличского монастыря молодой подвижник Иларион (принявший позднее пострижение с именем Лукиана) и нашел в запущенной церкви две иконы, оставшиеся невредимыми: храмовую, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и Запрестольную – Смоленскую. В честь явленной чудотворной иконы был выстроен новый храм, основана Лукиановская обитель.
Особую известность икона Рождества Пресвятой Богородицы приобрела в 1771 году, когда над Россией, пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. После совершенного вокруг города в 6-ю неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой пустыни, чума отступила.
В настоящее время оригинал Лукиановской иконы утрачен, однако, в 1992 году был обретен чтимый список иконы 19 века.
Почитание святыни в Лукиановой мужской пустыни
Это главная святыня Лукиановой пустыни, с нее началась история монастыря в 1594 году. После троекратного чудесного перенесения этой иконы из храма села Игнатьево на место будущей обители, она обрела здесь свое пристанище в перенесенном сюда деревянном храме.
Через 16 лет после этого чуда последовало разорение и запустение всех окрестных сел вследствие польско-литовского нашествия и русской смуты начала XVII века. Запустел и храм с чудотворной иконой, и только промысел Божий хранил святыню в течение тридцати с лишним лет от уничтожения. Когда пришел сюда молодой подвижник Иларион (будущий преподобный Лукиан), крыша на храме от времени прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Богородицы сохранился неповрежденным. Получив откровение от Божией Матери, угодник Божий решил остаться на этом месте навсегда. Вскоре он был пострижен здесь в монашество с именем Лукиан и после великих трудов и скорбей основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором чудотворная икона занимала главное место.
После смерти преподобного Лукиана в 1655 году, его преемник преподобный Корнилий расширил и возвысил монастырь, сделав его известным многим знатным людям Москвы и даже самому царю Феодору Алексеевичу. Царь трижды посещал Лукианову пустынь для поклонения знаменитому образу и для совета с преподобным старцем Корнилием. С этого времени монастырская икона обрела название "Лукиановская".
К 1714 году (времени составления игуменом Авраамием летописи обители) было известно двенадцать чудес, происшедших от иконы.
В 1771 году, в настоятельство иеромонаха Иоанникия, Божия Матерь вновь оказала заступление и помощь и явила новое великое знамение от Своей Лукиановской иконы, прекратив эпидемию чумы в городе Александрове после совершения крестного хода с чудотворным образом вокруг города. Благодарный за избавление от смерти народ решил возвести этот крестный ход в 6-ю Неделю по Пасхе в традицию, которая продолжается и по сей день.
На икону неоднократно делали ризы и оклады. Последний раз серебро-позлащенная чеканная двусторонняя риза с драгоценными камнями в венцах была сделана в 1843 году тщанием Александровских купцов первой гильдии, почетных потомственных граждан И. Ф. Варанова и П. С. Зубова. При этом старая риза украсила точную копию образа, которая заменяла чудотворный в Богородице-Рождественском соборе на период ежегодно совершаемого крестного хода в город Александров. В пустыни было три списка чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, сделанных в XIX веке для выноса их из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче.
Довольно подробно ее описывает В. В. Косаткин: «Явленная, чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы... кипарисная доска гладкая, но треснула, вдоль на две почти равные половины, на ней иконописное поле зеленое, очень потемневшее; на нем написаны праведные Богоотец в пустыне, и Анна в саду молящимися: ниже Иоаким и Анна, между ними младенец Мария в колыбели и около нея прислужница; налево Анну на одре приветствуют трое слуг, пришедших с дарами по случаю рождения ею Марии, которую в виду матери две прислужницы хотят погружать в купель; внизу под иконою изображена каменная стена городками и в середине низа иконы сосуд воды, из которого в три струи льется вода и 2 лебедя пьют воду, а другие 2 лебедя по краям иконы XVI века. Риза сребропозлащенная чеканная, 1843 года». (Косаткин В. В. Монастыри и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов. Ч. 1: Монастыри. Владимир, 1906).
В годы богоборчества явленный более 300 лет назад образ был ограблен (с него сняли драгоценную ризу) и вывезен из закрытой к тому времени обители во вновь образованный музей "Александровская Слобода". Впоследствии икона исчезла из музея и до сих пор местопребывание иконы остается неизвестным.
Вскоре же после открытия Лукиновой пустыни в 1991 году на чердаке Троицкого собора Успенского женского монастыря (тоже открытого к тому времени в г. Александрове на территории музея "Александровская Слобода") был найден один из трех списков иконы XIX века. Тогда же он был возвращен в обитель и торжественно поставлен на месте исчезнувшего чудотворного образа в восстанавливающимся Богоявленском храме. Список этот несколько меньших размеров (35х45 см), но точно повторяющий композицию и стиль знаменитой иконы. Сейчас это основная почитаемая святыня нашей обители находится в Богоявленском приделе храма святого Богоявления.
Перед почитаемым в обители списком чудотворного Лукиановского образа еженедельно служится акафист.