Икона святителя Николая Чудотворца «Пещерная»
У крестьянина Ильи из деревни Кольцовой (так звучало тогда название нынешнего с. Кольцово, а события эти происходили в первой половине XVII века) пропала лошадь, и он пошел ее искать.
В жаркий летний день он долго бродил по окрестностям, устал и присел у лесного ручья напиться воды и умыться. Неожиданно из чащи вышел старец, которому Илья простодушно поведал о своей беде. Незнакомец сказал ему: «Ступай домой, добрый человек, нашлась твоя лошадка, но в благодарность за это закажи иконописцам образ святого Николая».
Вернувшись домой, Илья действительно обнаружил лошадь у себя во дворе. Он был набожным человеком, поэтому поспешил к божнице, чтобы молитвенно поблагодарить Бога за оказанную милость, ведь крестьянин без лошади – что рыбак без невода, считай, и без хлеба. Взгляд богомольца упал на образ Николая Чудотворца, чей лик напомнил ему лесного незнакомца.
Илья понял, что разговаривал в лесу с самим Николой Угодником и был этим глубоко взволнован. Разумеется, для него не было сомнений: выполнять или не выполнять наказ Святителя. Он решил, что как только управится с хозяйством, то сразу же поедет в имение Строгановых, что на реке Чусовой и закажет монахам писать икону Николая Чудотворца. В Успенском мужском монастыре близ поселка Чусовские Городки в те годы подвизались самые искусные иконописцы.
Закончив страду, Илья на своей лошадке отправился в Чусовские Городки. Только известно: доброе дело без искушений не делается. По непонятной причине лошадь в дороге пала. Может, старая была или заболела, но, скорее всего, таков был Божий промысл: Господь испытывал Своего послушника. Большую часть пути Илья прошел пешком – не менее семидесяти верст по таежным тропам и нехоженым лесам, где водились дикие звери. Так, из благодарности святителю Николаю крестьянин деревни Кольцовой совершил одиночный крестный ход.
Когда икона была написана, Илья привез ее в родную деревню, но изба его была до того мала, что там не нашлось достойного места для святого образа, поэтому его поместили на гумне (гумно – деревянное сооружение для временного хранения урожая). Новая икона пришлась Илье по душе, и он благоговейно молился перед ней, особенно в ночное время. И хотя он совершал свои молитвы прикровенно, односельчане заметили, что по ночам над его овином (овин - то же, что гумно) струится тонкий, как пламя свечи,
свет. Начали и соседи ходить к нему в овин молиться. От внимания людей не ускользнуло, что по молитвам перед иконой «батюшки Николая» их проблемы чудесным образом разрешаются, больные исцеляются, распри и раздоры прекращаются.
Об этом известили духовенство Никольской церкви села Верхние Муллы, так как жители деревни Кольцовой в те годы являлись её прихожанами. (Своей церкви в Кольцовой тогда ещё не было). Священнослужители отслужили перед иконой молебен и с честью перенесли её в храм, справедливо решив, что самое подобающее место для такой иконы именно в храме, где ей будут поклоняться многие люди. Илья, конечно, сильно скорбел о такой утрате. Далее предание повествует, что вскоре икона таинственным образом вновь оказалась у Ильи на гумне. Так происходило несколько раз – икону возвращали в храм, а она вновь оказывалась в Кольцово.
Но однажды икона исчезла надолго. Местопребывание святыни было сокрыто на пятьдесят лет. В том же кольцовском лесу образ Николая Угодника был обретен вновь.
Произошло это так. В районе нынешней Перми жила одна женщина, страдавшая болезнью ног. Ее недуг доктора считали неизлечимым. Однажды в сонном видении ей явился сам святой Николай и не только указал место пребывания своего образа, но повелел женщине самой отыскать его, а затем передать в храм. За это Чудотворец пообещал ей исцеление от болезни. Христианка поверила сновидению и, почувствовав в себе силы, добралась до дер. Кольцовой, где и нашла икону в указанном месте: в узкой лесной пещерке внутри небольшой горы, находящейся в полуверсте от села. С этого дня у Кольцовской иконы появилось еще одно имя – «Пещерная».
Место её обретения люди назвали Святой Горкой, а день обретения – 11/24 июля – стал местночтимым праздником. Женщина действительно выздоровела.
Точной даты, когда произошло это событие, неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что не позже 1710 года, поскольку есть документальные свидетельства о существовании рукописной книги, купленной «в 1710 г в Кольцовской деревне в часовне Рождества Пресвятой Богородицы и свт. Христова Николая «Пещерского Чудотворца».
В память об этих событиях на склоне Святой Горки была построена деревянная часовня. Ее возвели прямо над памятной пещеркой, которую было решено сохранить как духовную реликвию. Часовня получила свое имя по названию другой здешней святыни – иконы Рождества Божией Матери.
Обретенную икону свт. Николая вновь поместили в Никольском храме села Верхние Муллы. Лишь къ 11/24 июля - дню её явления - ежегодно святой образ приносили въ дер. Кольцовую, когда богомольцев стекалось сюда особенно много, и здесь служились перед иконой молебны.
Как только у кольцовских крестьян в 1861 году появилась своя церковь, они обратились к архиерею с просьбой: «хотим вернуть домой свою чудотворную икону». Владыка пошел им навстречу.
Но ежегодно к 9 мая – дню памяти Вешнего Николы – образ переносился крестным ходом в Верхнемуллинскую церковь и оставался там до 10 июля (ст.ст.) – кануна праздника в честь Кольцовского образа свт. Николая.
По настоятельной просьбе жителей сел: Юговской завод, Лобаново, Бахаревка, Янычи, Кояново, – крестный ход с «Кольцовским Николаем» стал охватывать все эти населенные пункты, превратившись в многодневное и многолюдное шествие. На ночь икону оставляли в каком-нибудь крестьянском доме, где молитвенное бдение могло длиться до утра. Образ выносили и на поля, чтобы Святитель невидимо благословил урожай. По пути в Пермь, проходя через деревню Данилиху, святой образ, по просьбе игумении Успенского монастыря, заносили в обитель, где поклонение святыне продолжалось несколько часов.
Праздник в честь местночтимой иконы свт. Николая любили и прихожане, и духовенство. Правящие архиереи тоже приезжали помолиться вместе с паствой перед дивным образом. Весть о Кольцовской «чудотворной» разошлась далеко за пределами Кунгурского уезда. Помолиться перед ней стали приезжать паломники из соседних губерний. По мере того как разрасталась слава о «Кольцовском Угоднике», увеличивались масштаб, значение и влияние праздника на духовную жизнь Пермской епархии.
Почитание Кольцовской чудотворной иконы продолжалось и после 1917 года, правда, под неусыпным контролем уполномоченных по делам религии. Так, известно, что в 1926 году образ приносили для поклонения верующих в пермские соборы и храмы: в кафедральный Свято-Троицкий, Петро-Павловский, Всехсвятский, Воскресенский, Рождество-Богородицкий, Вознесенской, Иоанно-Златоустовский, Никольский и Рождество-Богородицкий (в Мотовилихе). Святыню носили и по домам верующих.
Церковь в Кольцово закрыли в мае 1941 года. Прихожане успели спрятать несколько храмовых икон в своих домах. Церковную утварь из драгоценных и цветных металлов власти изъяли. Большую часть икон, в том числе и чудотворный образ свт. Николая, побросали в кузов грузовика и увезли в неизвестном направлении.
Когда в 1945 году пришёл указ из Москвы об открытии храма, чудотворного образа святителя Николая нигде не было. Оставалось только молиться, чтобы он нашелся. И чудо совершилось. Ключи от церкви с апреля 1941 года хранились у председателя сельсовета Селиванова. Получив приказ об открытии храма, он вместе с церковным старостой Григорием Гавриловичем Кольцовым пошёл осматривать церковь и неожиданно обнаружил икону под лестницей, ведущей на колокольню. Селиванов от удивления даже воскликнул: «Ты как здесь оказался, Никола? Ведь я собственноручно закинул тебя в кузов в 41-м году!»