Икона святого преподобного Александра Санаксарского с частицей мощей

27 августа,18 сентября

Тропарь.

глас 5

В страданиях веры ради Христовы мужески подвизаяся, / изгнание, заточение и лишения претерпел еси, /сего ради светильник премудрости Божия явился еси. /Мы же яко исповедника тя почитаем, /Александре преподобне, /и умильно взываем ти: / Господеви молися о спасении душ наших.

Архимандрит Александр (в миру имя его было Георгий) родился 4 апреля 1882 года в селе Невежкине Чембарского уезда (ныне Белинский район) Пензенской губернии в семье крестьянина Андрея Михайловича Уродова и жены его Агафьи Алексеевны, в девичестве Лёвочкиной. В этот день Святая Церковь празднует память жившего в IX веке преподобного Георгия – безмолвника, в стране Лаконийстей, на горе Малеа именуемой, постившагося. В честь сего подвижника и был назван новорожденный.

О своем детстве старец вспоминал так: «Семейная обстановка была в строгом и религиозном духе. С осми лет пошел учиться в земскую школу. Потом назначен певчим в свою приходскую Ильинскую церковь. Постоянно ходил в церковь как любитель и помогал псаломщику. Потом со мною приучилась ходить в церковь родная 7-летняя сестрица Ксения, которая имела неимоверное не по летам духовное соображение в тайной молитве». Они ходили вечером втайне от взрослых. «Я справлял обязанности и сторожа, ходил на колокольню благовествовать».

В 16 лет он предпринял почти четырехмесячное путешествие по святым местам. Через 3 года (9 марта 1901 года) пошел на богомолье в Саровскую пустынь, но не дошёл до Сарова 40 км, остался в монастыре Санаксар. Исполнял различные послушания.

30 августа 1911 года послушник Георгий был пострижен в монашество с именем Александр в честь благоверного князя Александра Невского. 8 сентября был рукоположен в сан иеродиакона, а 22 июля 1913 года – во иеромонаха. Ему едва исполнилось 30 лет, но он уже определен был на должность казначея монастыря, а в 1914 году, в связи с болезнью настоятеля, иеромонах Александр исполняет его дела по управлению обителью. Столь стремительное должностное продвижение говорит, прежде всего, о духовном росте отца Александра; и настоятель, и правящий архиерей увидели в нем достойного себе помощника, крепкого духом, ревностного и надежного в монастырских послушаниях, требующих особой ответственности.

После смерти архимандрита Августина настоятелем монастыря был избран иеромонах Александр. 20 июля 1915 года настоятель обители иеромонах Александр был возведен Владыкой в сан игумена.

Наступил 1917 год. К власти пришли большевики. В конце февраля 1918 года большевистская власть установилась и в г. Темникове, рядом с которым находился монастырь Санаксар. Часть монашествующей братии, плененная вольнодумством, взбунтовалась и при поддержке большевиков сместила игумена Александра. Смута охватила обитель. Отца Александра держали в строгом одиночном заключении, в нетопленной келье и без горячей пищи.

27 мая (9 июня) 1918 года игумен Александр был выслан из монастыря. Это первое столкновение с воинствующим безбожием многому его научило. Он понял: противостояние этой всеобщей разнузданности, междоусобице и ожесточению может быть только духовное – и, прежде всего, надо сохранить молитву.

В апреле 1920 года его духовный отец Владыка Кирилл назначается на Казанскую кафедру. Он назначает игумена Александра настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни.

А затем 21 марта (3 апреля) 1922 года следует определение Священного Синода: игумену Александру быть наместником Седмиезерной пустыни. 7(20) апреля митрополит Кирилл возводит игумена Александра в сан архимандрита.

Назначение о. Александра совпало с новыми испытаниями для Русской Православной Церкви. Когда после засухи 1921 года на Россию, истерзанную войной, обрушилось новое бедствие – голод, большевики использовали эту народную беду как возможность новой атаки на Церковь, начав кампанию по насильственному изъятию церковных ценностей. Параллельно с «бешеной и безпощадной кампанией по изъятию», большевистская власть в мае 1922 года арестовала Патриарха Тихона и инициировала так называемый «живоцерковнический» раскол, поддержав предательство обновленцев. 15 августа митрополит Кирилл был арестован. На его место прибыл раскольник-архиерей и сформировал обновленческое епархиальное управление.

Укрепившиеся во власти богоборцы приступили к окончательной ликвидации российских монастырей. В 1928 году несколько раз пытались закрыть и Седмиезерную пустынь, но удалось это сделать только после того, как арестовали архимандрита Александра и иеромонахов Вениамина и Мартирия.

22 марта 1929 года был вынесен приговор: архимандрита Александра и иеромонаха Вениамина «заключить в концлагерь сроком на три года», иеромонаха Мартирия выслать на этот же срок в Сибирь.

Когда закончился срок пребывания в концлагере на Соловках, архимандрит Александр был выслан в город Свердловск ещё на три года.

После ссылки 3(16) января 1935 года о. Александра назначили в село Сретенское Кичминского района Кировской области. Прослужил о. Александр там всего несколько месяцев и 23 июля (5 августа) 1935 года был перемещен «исправлять обязанности для пополнения священнических треб по приходу села Соболево».

Старожилы вспоминают: «Отец Александр недолго в церкви служил. Служба-то ещё шла, а церковь уже перегородили – и сыпали зерно. Потом закрыли, иконы поснимали…» С августа 1936 года богослужения стали невозможны, хотя официально Петропавловская церковь была закрыта лишь 1 ноября 1940 года.

Из его автобиографии: «служил (в церкви села Соболева) с 1935 года по 1937 до 30 ноября… поступил на работу (в питомник) лескультурных производств… Санчурского лесничества, лесхоза Кучу-Какшан». И с 1938-го по 1950-й он, «в силу необходимости», трудился в Санчурском лесничестве.

Архимандрит Александр все эти годы жил скрытно, очень был осторожен. Для посторонних, не вхожих к нему, он старенький «убогий» батюшка на покое, для представителей власти – «бывший церковник», для своих, верных – старец, втайне несший ежедневный подвиг исповедничества и пастырства.

В 1955 году архимандрит Александр признал каноничным избрание Патриарха Алексия (Симанского) и воссоединился с Патриаршей Церковью. Катакомбный период его жизни закончился.

В последние годы жизни он сильно болел, но всё терпел. Последнюю свою литургию служил на Ильин день, а умер накануне Успения Божией Матери - 14 августа 1961 года. 18 августа было отпетие – монашеское, полное, как всё полагается, с певчими, после отпетия панихида… народу было очень много, на руках несли до кладбища, более версты».