Копия Образа Животворящего Креста Господня

14 / 27 Сентября
1 / 14 Августа
Образ Животворящего Креста Господня сейчас  находится в с. Годеново куда был перенесен из Никольского погоста после революции.

СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ЧЕСТНОГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ И СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Одиннадцатого сентября 1667 года боголюбивый окольничий московский князь Петр Лукич, узнав про чудотворный образ Животворящего Креста Господня и Чудотворца Николая,отправился поклониться им в Ростовский уезд на Никольский погост, «что на болоте». Добравшись до Никольского погоста, он вошел в церковь Николы Чудотворца, где находилось Распятие Господне. Взяв у служившего иерея благословение, князь стал расспрашивать о чудесах Животворящего Креста: каким образом он явился, в какое время и кто был тому свидетелем. Иерей же ему отвечал: «Я слышал от прежних иереев про чудеса, происходившие от Креста Господня, но это было в прежние времена, по произволению Божию. С тех пор, по нашим грехам, свидетельств письменных тому не сохранилось. Святая Божия церковь Николы Чудотворца сгорела полностью, а вместе с ней церковные книги и книга о чудесах Распятия Господня». Услышав это, опечалился князь Петр Лукич, но не успокоился и снова стал допытываться про чудеса Животворящего Креста, которых жаждала знать душа его.

Иерей же сказал: «Вряд ли вы что-либо узнаете». Услышав такой равнодушный ответ, вознегодовал князь: «Как же вы, священники, служите в церкви, а радения не имеете и не сохраняете святые предания! Об этих чудесах я слышал от посторонних людей, от прадедов моих и многих священников. Они рассказывали о том, как в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась, а вы своим забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете. В прошлом я, многогрешный, был назначен генералом по личному указу великого Государя и отправился со своим полком в дальние страны, далеко за город Киев, оберегать границы русские от государевых неприятелей. Два года находился я в тех землях со своим полком, а в моем полку были люди всяких чинов, и они мне рассказали, как приходили поклониться в Никольский погост Животворящему Кресту и Николаю Чудотворцу, а также поведали мне о многих чудесах и исцелениях, исходящих от Животворящего Креста и чудотворца Николая. Узнав о дивных чудесах, я дал себе обет приехать в Ростовский уезд и помолиться Животворящему Кресту и чудотворцу Николаю, когда Бог и великий Государь изволят освободить меня от службы. И вот я, многогрешный, вместе со своей княгинею и домочадцами прошел долгий путь, претерпел в дороге множество трудностей, но добрался до образа Животворящего Креста Господня. И захотелось мне подробнее, во спасение своей души, из уст самого священника услышать рассказ о чудном явлении, чудесах и исцелениях, исходящих от великой святыни.

Скажи мне, иерей, хоть на память, что ты знаешь о чудесах?» Не многое припомнил священник. Далее, восхвалив Бога и великого угодника Николая, он совершил молебное пение у Животворящего Креста Господня и остальных икон. Потом благословил князя на поиски свидетельств чудес Животворящего Креста и Николая Чудотворца. Петр Лукич собрался в обратный путь, обещаясь в скором времени снова приехать ко образу Господню. Иерей же, проводив и благословив на прощание паломника, скорбел о словах, сказанных князем. Он вернулся в церковь, с кротостью помолился Кресту Господню и сразу отправился в Ростов. Там в монастыре царевича Петра жил игумен Исайя, который мог рассказать о чудесах Животворящего Креста, так как он был рожден и воспитан в Никольском погосте, где когда-то жили его дед и отец. Испросив благословение у преподобного игумена, иерей сказал: «Поведай мне, святой отец, откуда и как явился Животворящий Крест Господень в Никольском погосте?» — и рассказал историю и просьбу князя, который специально приехал издалека, чтобы узнать о чудесах Животворящего Креста. Тогда преподобный отец отвечал:

– Я, многогрешный игумен, слышал о явлении Животворящего Креста от своего отца священносхимонаха Игнатия и священносхимонаха Варлаама, которым это повествование было передано от их родителей.

Исстари неким пастухам, пасшим на поле скот близ того болота, где ныне находится Никольский погост, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи, увидев такое преславное чудо, сначала очень испугались, но когда поняли, что это сила Божия явилась им и показала чудо, то решили приблизиться к тому месту, откуда исходил свет. Они сказали: «Пойдем и посмотрим, какое нам чудо являет Бог, увидим и проповедуем славу Божию». Оставив скотину в поле, пастухи отправились к болоту, над которым исходил неизреченный свет. Путь их был нелегок, потому что те места были совершенно непроходимые ни для человека, ни для скота. Им пришлось преодолеть и топи великие, и деревья высокие, и чащи густые. Наконец они добрались к неизглаголанному свету и увидели посреди него в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте. От страха пастухи на долго пали ниц, словно мертвые. Но когда Божественная сила укрепила их и они пришли в себя, то голос Божий, исходящий от Распятия, воззвал: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».

Пастухи вняли гласу Божию и возвратились на поле к своему стаду. Придя же домой, они поведали о явлении Креста Господня и чудотворца Николы односельчанам, рассказав все как было по порядку: и как воззвал голос от Распятия Господня, и как Он повелел поставить церковь Божию на том месте, где явился Крест, и про исцеления и чудеса, исходящие от Распятия, и как они от страха и ужаса пали на землю, словно мертвые, на несколько часов. Молва о том чудесном явлении, происшедшем с пастухами, дошла до Ростова, и епископ, узнав о чуде явления Животворящего Креста Господня, возблагодарил Бога. Православные стали просить епископа и весь священнический чин о строительстве церкви Господней и чудотворца Николая на том самом месте на болоте, где было явление Животворящего Креста Господня и чудотворца Николы. Архирей, дав благословенную грамоту, повелел создать церковь Божию во имя святителя и чудотворца Николая с приделом происхождения Животворящего Креста Господня.

По благословении архиерейском, зодчие решили на указанном месте заложить церковь, но не могли это сделать, потому что место было непроходимое, и тогда заложили церковь рядом с болотом. В первый же день они воздвигли три венца церкви. В конце дня, утомившись от трудов, мастера уснули недалеко от своего строительства. Проснувшись на следующее утро, они пришли на прежнее место, но начатой накануне постройки там не нашли. Мастера были удивлены. Вдруг они заметили над болотом — именно там, где было чудное явление пастухам, — неизреченный свет. Они направились к пречудному свету и увидели основание церковное, стоящее прямо на болоте, и посреди основания второй раз явился Животворящий Крест. Они услышали голос, исходящий от него: «На сем месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися, и будут многа исцеления». В ту же ночь образовался посреди болота поток, который вынес, превратившись в реку, всю болотную воду с указанного места. И там образовался холм, на котором уже без трудностей, мастера смогли воздвигнуть храм Божий.

А чудный образ Животворящего Креста, явленный дважды, остался стоять посреди церкви. И была людям великая радость, как и до сегодняшнего дня. Всем приходящим с верою он дает по молитвам чудесные исцеления. Божиим Промыслом Пресвятой Крест явился на болоте так же, чудесно как и образ Пресвятой Богородицы, пришедший из Иверского царства на святую гору Афонскую. По окончании строительства святой церкви священники с приходскими людьми просили во граде Ростове у прежде помянутого епископа благословения на ее освящение. Архиерей, услышав о чудесном перенесении основания церкви, прибыл сам со священным собором к Распятию Господню, и, припав на землю пред Крестом, со слезами воскликнул: «Какую Тебе, Владыко, принесу хвалу от недостойных своих уст и которыя воздам Ти молитвы, яко сподобил мя еси недостойными устами пречистыя Твоя нозе лобызати?!» Сотворив молебен, архиерей повелел звонить во все колокола и поставить чудный образ Креста Господня в новосозданной церкви одесную царских врат. И было совершено освящение Божией церкви.

После этого с великою радостью он вернулся в Ростов на свой престол и не переставал прославлять чудеса Животворящего Креста и чудотворца Николу. По многим городам и весям пошла слава про чудеса Распятия Господня и исцеления, которые по сей день даются всем людям, с верою к нему притекающим. Архиерей благословил на первом месте, где сначала была заложена церковь, поставить часовню на погребение странников, которая стоит и до сего дня.

С тех времен прежние священнослужители записывали в книгу чудеса, происходящие от Животворящего Креста и чудотворца Николы. И долго бы простояла та святая церковь первозданная, построенная из прочных дубовых бревен, но Божиим произволением, по нашим прегрешениям, случился пожар, и церковь полностью сгорела. При пожаре священнослужители и миряне сначала стали спасать святые иконы: успели вынести из огня все местные иконы. Но когда они вошли в святую церковь, чтобы забрать образ Животворящего Креста, то не смогли святое Распятие сдвинуть с места: не изволил Животворящий Крест Господень быть изъят из церкви. Едва сами смогли они спастись, выбежав из охваченного огнем здания. Все святые книги и ризы церковные без остатка сгорели, и сгорела святая Божественная книга Животворящего Креста Господня со свидетельством чудес. Пожар охватил храм, поднялась сильная буря, и уже невозможно было отстоять от огня святую церковь. Люди в бессилии отступили от нее, издалека наблюдая за пожаром и молясь в сокрушении и с сердечным воплем: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш! О Животворящий Кресте Господень! Мы согрешихом, беззаконнии рабы Твои; не изволил Ты нам, грешным рабом Твоим, пречистый образ Креста Твоего вынести. И ныне, Владыко Господи Боже наш, кого призовем в помощь нашу, и кто нас спасет и помилует, и кто нас избавит от всяких напастей и бед, и уже нам, грешным, пречистого образа лица Твоего не видати…» Долго стеная, молились люди с горькими слезами. В великой печали разошлись они по домам.

В скором времени, когда пожар затих, пришло на пепелище множество народа. Люди стали искать в пепле уцелевшие церковные вещи из железа и меди. Разгребая пепел, они нашли в нем Пречудесный Крест Господень совершенно невредимым — огонь его даже не коснулся. В радости народ воскликнул: «О Пречестный и Живо-творящий Крест Господень! Которую мы хвалу, грешнии, принесем или которая благодарения или какия недостойнии воззовем песнословия пречистому имени Твоему, аще нас, сирых, не оставил еси, но сподобил еси нас, грешных, пречистый образ Твой паки видети». Священники же и служители этой церкви повелели звонить во все колокола, чтобы собрать весь народ возблагодарить Бога за такое преславное чудо. Иерей стал служить молебен. Было принесено множество больных, пришли люди, всякими скорбями одержимые. Повелел иерей написать имена всех скорбных, пришедших к пречистому образу Животворящего Креста. И подал всем Господь Бог исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. Иерей освятил воду и поставил с подобающею честью Крест Господень в пречестном месте. Вскоре иерей вместе с приходскими людьми просил у архиерея благословения на возведение новой церкви. Архиерей повелел соорудить храм на прежнем месте. И когда построили и освятили новую церковь Николая Чудотворца, то сначала внесли в нее пречудный образ Святого Креста и поставили его одесную царских врат.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии поставили тоже с правой стороны близ царских врат, а чудный образ Николы святителя и чудотворца — по левую сторону. И от тех пречудных образов всем с верою приходящим бывает великое просвещение и исцеление до сегодняшнего дня во славу Единосущной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В 7018 (или 1510) году, при благословенном князе Василии Ивановиче (1505—1509), благоверных князьях Георгии и Димитрии, преосвященном митрополите Симоне (1494—1511), преосвященном архиепископе Ростовском Вассилиане II (1506—1515), священник Илия во граде Ростове повелел написать книгу паремейник (греч. — притча) некоему человеку Иоанну о чудесах Животворящего Креста и чудотворца Николая для новой церкви, которая воздвигнута на погорелом месте. В 7028 (1520) году княгиня Евдокия, жена князя Семена Ивановича Бельского, сшила золотом воздух для храма Распятия Господня и чудотворца Николы, а на нем вышила Спасов образ, Пресвятую Богородицу, Иоанна Предтечу и иных святых.

А в лето 7028 (1520) года Иов Васильевич Тетерин приложил к Животворящему Кресту и чудотворцу Николе Минеи месячные письменные, две пелены из зеленой тафты, два рубля денег, книгу Псалтырь следованную и книгу Четьи Исмарагд (драгоценный камень зеленого цвета), то есть Златоуст.

Преподобный игумен Исаиа, узнав от древних священников и святых отцов, живших там, это повествование, поведал его мне, а я, недостойный иерей, записал все в сию книгу и поныне вопрошаю повсюду и ищу, по своему недостоинству, во святых церквях и древних свитках свидетельства. И если я, недостойный иерей, обрету в каких- либо описаниях свидетельства о чудесах, то все вписываю в книгу во славу и честь Животворящему Кресту и чудотворцу Николе и в назидание всем православным, с верою приходящим, и на пользу их душам.