Могила первого игумена монастыря св. прп. Григория Голутвинского, ученика прп. Сергия Радонежского.
Не известно , когда он присоединился ко святой дружине аввы Сергия, какого он был рода и звания до вступления в монастырь, из каких краев притек в скромную лесную обитель, затерявшуюся среди радонежских лесов. Входил ли он в число первых двенадцати учеников, или пришел к прп. Сергию гораздо позднее – мы не сможем узнать, поскольку первые списатели Сергиева жития – прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет не указывают имен всех его учеников. Был ли он сыном боярским или же вдовым священником, принявшим пострижение в Троицкой обители, юношей или уже зрелым мужем пришел он в ее стены – нам не известно, но ведомо лишь одному Богу, Творцу и Промыслителю всяческих, от Него же нет ничего сокровенного на земле.
Св. Епифаний пишет, что св. Благоверный князь Димитрий Донской, во исполнение своего обета, данного Богу перед Куликовской битвой, основать обитель в память о помощи Божией, явленной русскому воинству в сражении с татарами, сам просил прп. Сергия придти и благословить место для монастыря в честь святого Богоявления в Голутвине под Коломной, вотчине Великого князя, и построить там церковь. Преподобный послушался Великого князя ради его веры и любви и, поскольку старец имел обыкновение везде ходить пешком, отправился пешим в Коломну. Благословил место, облюбованное князем, и воздвиг на нем церковь в честь Богоявления Господня. "По усердной просьбе князя Димитрия святой Сергий отпустил одного из своих учеников – священноинока Григория, мужа благоговейного, исполненного многих добродетелей, в новый монастырь, на должность его строителя…" – так говорит об этом житие аввы Сергия.
Обитель была основана на высоком берегу реки Москвы при впадении ее в р. Оку - месте не только очень красивом, но и стратегически важном. Рядом находился брод через Оку, по которому в Московское княжество проходили не только торговые караваны с Востока и юга, но и совершали набеги кочевники. Поэтому монастырь, основанный на самой границе московской земли, был ее порубежным форпостом, защитником от постоянной угрозы из степи. Но место, на котором возникла обитель, называлось Голутвиным неспроста. В глухом лесном урочище, раскинувшемся по берегам рек, селились разбойники и бродяги – "голутва", промышлявшие грабежом торговых караванов. Именно из-за них и закрепилось такое название за этим местом.
Прп. Григорий, получивший благословение на игуменство от своего старца и учителя вместе с игуменским посохом из черного дуба, который тот вручил ему, оказался как агнец посреди волков в разбойничьем логове. Но велика была его вера в помощь и заступление Божие и в силу святых молитв аввы Сергия, что не убоявшись, остался он подвизаться на месте сем. Вскоре в монастыре собралась многочисленная братия и по примеру Троицкой обители устроилось общежительство. Благодать Божия, воссиявшая на этом месте, освященном подвигом первого игумена новой обители, как огонь, попаляющий терние, истребила козни вражии и рассеяла злочестивых людей.
Обитель процветала, украшалась каменными храмами, а Господь, через христолюбцев, в изобилии подавал ей все потребное. Как величайшие святыни хранила братия аналойный крест – вклад прп. Сергия, его ризы из простой материи, подаренные им юной обители, и его игуменский жезл, оставленный в благословение первому ее игумену.
Праведная кончина святого старца наступила в 1394 году.. Почитание прп. Григория Голутвинскаго совершалось в его обители, где под спудом почивали его святые мощи, а в храме, согласно описи, имелось его иконописное изображение, а так же в Троице-Сергиевой Лавре, где его память почиталась отдельно (25 января по ст. ст.), и в лике Радонежских святых – учеников и собеседников прп. Сергия. На откосе одного из оконных проемов трапезного храма Лавры до сих пор сохраняется фреска с его изображением в числе других учеников Сергия Радонежского. Также иконописное изображение преподобного Григория имелось в стенных росписях храма Христа Спасителя.
Прп. Григорий подвигом добрым подвизавшись, совершил течение своей многотрудной жизни и, окруженный любовью и почитанием взращенной им братии, мирно отошел ко Господу, назначающему каждому человеку сроки жития. Погребен он был под алтарем Богоявленского храма, заложенного и построенного руками его великого учителя – прп. Сергия и его самого.