Мощи мученика Василия Мангазейского
«От града Ярославля Божиим смотрением в страну сибирскую пришедшего и за целомудрие от господина своего в Мангазеи пострадавшего». Это текст тропаря, т.е. песнопения Василию Мангазейскому и в нем по существу вся земная жизнь святого, вся его простая и внешне бесхитростная история.
В 1600 году началось централизованное освоения земель в районе реки Таз. Первая экспедиция была неудачной, но город под названием Мангазея, по мнению большинства ученых, заложить удалось, а вот вторая экспедиция в 1601 году начала его строительство и активное освоение. Формировалась она в Ярославле. В составе ее и прибыл в Сибирь сын ярославского купца Феодора Василиий. По одним источникам ему едва исполнилось 15 лет, по другим — было не более 19 лет. Но совершенно бесспорно то, что это был молодой человек, почти мальчик. Вероятно с раннего детства от помогал своему отцу в лавке, иначе как он бы ему удалось набраться опыта в торговых делах, ведь неподготовленного человека богатый купец не взял бы с собой в столь опасное путешествие и не доверил бы ему сразу по приезде свои лобазы и всю торговлю. Но главное, что привлекало в нем - это честность и неподкупность. Вот уж этот «товар» ценился в приказчике или, как тогда говорили, сидельце на вес золота.
Василий выполнял свою торговал умело, но душа его не лежала к этой работе и вообще к земному деланию. Воспитанный в благочестивой православной семье, он с раннего детства полюбил Бога всей душой и не было для него большей радости, чем пребывать с ним в молитвенном общении, читать богодухновенные книги Священного Писания, возноситься душой в горний мир во время церковного богослужения. И хотя скромная часовня, срубленная в Мангазеи сразу же после прибытия туда государевой экспедиции, мало походила на величавые древние храмы его родного Ярославля, каждую свободную минуту он проводил там, как будто предчувствовал, что его земной век не долог и нужно быть готовым предстать перед Создателем.
Конечно такое поведение было не привычным для окружающих его людей и привлекало к себе внимание. Василий невольно был у всех на виду. Боголюбивый и богобоязненный мальчик в среде огрубевших людей, порой потерявших человеческий облик в суровых непривычных условиях Севера, по апостольски нес свой крест исповедания Слова Божия и, наверное, одним фактом своего существования или горячей молитвой не раз останавливал своего соотечественника от дурного дела или слова, пробуждал память о заповедях Божьих, заставлял заговорить совесть и будил воспоминания о забытой воцерковленной жизни в далеких родных краях. Имея дело с местным населением и ведя дела честно и по справедливости, он выгодно отличался от многих других своих собратьев и в сознании их христианин и справедливый человек связывались воедино, а это уже своего рода проповедь христианства.
Ну что казалось бы в такой ситуации предвещало конфликт хозяина и его приказчика? Текст древнего песнопения и некоторые исторические источники говорят, что хозяин воспылал к Василию преступной страстью, но получил отпор, что ожесточило его. Кто знает, захотел ли он отомстить юноше или действительно заподозрил его в воровстве, ведь часто бывает так: невзлюбил кого-то, - и все в нем кажется дурным и подозрительным. Этого мы уже никогда не узнаем! Но факт остается фактом - ограбили лавки и хозяин решил, что Василий имеет к этому отношение. Он требовал от приказчика признания и повел его в съезжую избу на допрос к государевым людям. Нравы тогда были жестокие и доказательств не спрашивали: жестоко избили и подняли на дыбу раз, другой, а в третий - на землю опустилось только мертвое тело; душа страдальца была уже далеко. Такой конец испугал мучителей и, чтобы скрыть следы своего преступления, они спрятали тело в наскоро сколоченный гроб и без положенного христианского погребения бросили в болотную тину.
«Блаженного Василия почтим, его же Христос Бог мученическим венцем венчал на небеси». Нам может показаться — нелепое упрямство: сознайся и сохранят жизнь, ну прогонят, ну оставят без средств к существованию - от этого не умирают, развивающаяся Сибирь требует людей знающих и грамотных. Да, так поступили бы многие, но не Василий. Не желая того, он был для окружающих проповедником истинно христианских ценностей и образа жизни, и вдруг - вор?! -Нет! речь идет уже не о репутации отдельного человека. Принимая мучения Василий вел себя как исповедник Христа и не перед лицом своих мучителей, а перед всей Мангазеей, перед язычниками, которые впервые увидели православного человека и о нем судили по вере, которую принесли с собой русские люди. Его подвиг мученичества сродни подвигам первых христианских святых, да он и был первым, первым святым Сибири, которого Господь дал в помощь первопроходцам этих земель как покровителя и заступника во всех бедах и ходатая перед Богом.
«Нетлением и чудесы прослави на земли». Прошло почти пятьдесят лет и в 1649 году стрелец Стефан Ширяев прибежал к тогдашнему воеводе Феодору Байкову с сообщением: из земли вышел одним концом гроб. Воевода срочно явился осмотреть и засвидетельствовать странное явление. Когда гроб открыли, в нем был обнаружено тело юноши в окровавленной рубашке, со следами истязаний, не тронутое временем и природным воздействием. Сразу стало ясно, что это тело святого. Кто- то вспомнил, что в первые годы существования города был безвинно замучен до смерти молодой приказчик. А как его имя никто не помнил. И вот Господь даровал чудо городу, Сибирскому краю, России и всему православному миру. Этот факт был задокументирован за подписью самого Стефана и воеводы. Документ сохранился и поныне находится в Государственном архиве древних актов в Москве, вместе с записями и последующих чудес и исцелений, которые происходили у гроба новоявленного чудотворца. Тщательно переписанные в один документ, эти свидетельства в 1653 году были направлены мангазейским воеводой Тобольскому и Сибирскому архиепископу Симеону, а им отправлены царю Алексею Михайловичу. Трудно заподозрить этих людей в мистификации, особенно учитывая уровень конечных получателей информации и возможной ответственности за обман. Тринадцать самых интересных чудес, наиболее полно пересказанные действующими лицами, переписывались древними писателями жития святого, две из них сохранились.
Пока древняя Мангазея получала и записывала факты исцелений у гроба новоявленного святого и по молитвам ему, на берегу Нижней Тунгуски и Енисея завершалось строительство мужского монастыря, который был освящен в 1660 году и получил название по имени своего храма – Свято -Троицкий. Основал монастырь и руководил им иеромонах Тихон, человек удивительной духовной силы, подвижник веры, известный в этих краях как молитвенник и наставник всех ищущих спасения.
Примерно в одно время ему и другим лицам в тонком сне было видение нового чудотворца, суть которого сводилась к тому, что он желает отныне прибывать в названном монастыре. В качестве подтверждения этому святой назвал свое имя, о чем долго молились жители Мангазеи, — Василий. За этой святыней и явился в Мангазею иеромонах Тихон в конце марта 1670 года. С грустью расставались жители города со святыней, но воле самого чудотворца никто не посмел противиться. Из Мангазеи через теперешний Старый Туруханск в монастырь прибыло тело святого Василия, именуемого Мангазейским по месту принятия им мученических страданий, что бы уже никогда не покидать его. Было 10 мая 1670 года и с тех пор в это день (23 мая по новому стилю) для нас главный день памяти святого. Другой день его памяти — 5 апреля — связан с днем его мученической кончины. Кроме того мы особо поминаем нашего святого 6 и 23 июня.
Собственноручная запись иеромонаха Тихона о всех перипетиях переноса мощей и рассказ о видении святого также хранятся в московском архиве, но находятся в крайне ветхом состоянии, но текст еще можно разобрать. Дело в том, что по рапорту правящего архиерея на «черного попа» Тихона в Москве в Министерстве юстиции было заведено дело о самовольном переносе мощей и письменные свидетельства тщательно собирались следствием. Похоже, что в результате изучения всех обстоятельств воля Божья в его действиях была так ясна государственным чиновникам того времени, что никаких наказаний не последовало.
И сегодня мощи святого мученика Василия Мангазейского пребывают в Свято-Троицком Туруханском монастыря в главном его храме и как прежде по молитвам и вере происходят исцеления и чудотворения: у святого Василия просят исцеления от болезней, помощи в коммерческих делах и воспитании детей, ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души.
«Ты же, честный страдальче, предстательством своим страну нашу в мире сохрани и молися о спасении душ наших».