Мощи преподобного Космы Яхромского под спудом
Как следует из Описи 1666 года, у южных дверей Успенской церкви помещалась гробница Космы Чудотворца с его святыми мощами под спудом, покрытая древней шитой серебром и золотом пеленой (покровом) с образом Преподобного. Покров Преподобного в XIX веке почитался как самостоятельная икона святого Космы и находился в Никольской церкви. Еще до революции 1917 года как выдающееся произведение древности шитый образ был взят в епархиальный музей – Древлехранилище Братства Александра Невского во Владимире, а после революции поступил во Владимирский музей.
В Житии преподобного Космы Яхренского, составленном суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранившемся в нескольких списках XVI–XVIII веков, содержится мало исторических сведений. Возможно, это является косвенным подтверждением предположения, что преподобный Косма, основав обитель, по своему глубокому смирению и любви к безмолвию, избегая мирской славы и попечения о земном, не принял игуменства и его всецело посвященная Господу жизнь не имела внешне видимых деяний. В середине XVI столетия в монастыре, вероятно, не было ни летописи, ни записей о почитании его основателя – иначе эти материалы были бы непременно использованы составителем Жития преподобного Космы. Представляется, что в то время братия этой маленькой, скрытой в лесах обители, сохраняя неписаные заветы местно чтимого святого-основателя, жила тихой молитвенной жизнью.
В XVIII столетии Житие преподобного Космы было вновь переписано. Следуя исторической традиции своего времени, составители сочли необходимым восполнить по своему представлению отсутствующие в ранних списках Жития, а также в сохранившихся исторических документах, сведения и даты. В XIX веке на основе этого списка, хранившегося в монастыре, было составлено печатное Житие. По преданию, изложенному в этом Житии, инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном некого боярина, жившего в «пределах владимирских». По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина – так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину – «соседу-помещику». По преданию, господин был родом «из бояр Секериных» и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в семи верстах от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени, и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Ее Успения. Матерь Божия, многократно являвшаяся в земле Русской, посетила и это тихое, Богом избранное место. Под Ее благодатным Покровом монастырь существовал более четырех столетий, просвещая словом Божиим окрестные селения, устами скромных иноков вознося сердечные молитвы Господу о спасении мира.
Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух Ее иконах – Успения и Богородицы «Яхромской». Древние монастырские святыни привлекали внимание духовных владык и царей. В XVII столетии, вероятно, при царе Алексее Михайловиче (1645–1676), из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы.
В составленной в начале XX века Описи древних предметов Космина монастыря первой названа «чудотворная икона Успения Божией Матери» длиною 9 вершков (примерно 40,5 см), XVI века, в серебряном позолоченном окладе. Древний чудотворный образ был вставлен в икону XIX века с живописными изображениями преподобного Космы и святителя Митрофана Воронежского. Эта святыня Косминой обители, являвшаяся ее храмовым образом, не сохранилась, но остались ее списки.
Второй образ, названный в Описи, –«Яхромская Божия Матерь» на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, вставленном в икону с живописными изображениями святых, чьи мощи покоятся в ковчеге. Ныне эта икона-мощевик хранится в Золотой кладовой Владимиро-Суздальского музея в городе Суздале.
В печатном издании Жития преподобного Космы записаны два случая исцеления по молитвам у его гробницы: страдавшего «иступлением ума» одного человека из деревни Зернево и расслабленного отрока Стефана, сына одного монастырского работника.